Объединения юридических лиц. На основании ГК РФ (ст. 121) коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности

На основании ГК РФ (ст. 121) коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

К объединениям предприятий относятся ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании и др.

Предприятия, входящие в объединение, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Холдинг – это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний. В активы холдинга входят контрольные пакеты акций дочерних предприятий. Дочерние предприятия не могут владеть акциями самой холдинговой компании. Холдинговые системы включают головную (материнскую) фирму, дочерние и внучатые фирмы. При этом материнская компания, располагая 5% акций дочерних фирм эффективно контролирует их деятельность. В результате материнская фирма реально распоряжается собственностью, во много раз превышающей фактически принадлежащую ей. Это приводит к концентрации капитала, облегчает решение крупных финансовых и хозяйственных проблем, обеспечивает слаженность действий множества взаимосвязанных компаний.

Холдинговая компания осуществляет управление преимущественно методами финансового воздействия, устанавливая для каждой родственной фирмы основные финансовые показатели: размеры прибыли, издержек производства, размеры и способы перевода дивидендов, способы перевода прибылей. Наряду с финансовыми рычагами воздействия используются и другие средства. Инструментом централизованного управления может служить, например, техническая политика, т.е. сосредоточение научных исследований и технических разработок в едином центре головной компании и предоставление их результатов дочерним компаниям. Часто в качестве таких инструментов используются распределение между дочерними компаниями номенклатуры выпускаемой продукции, раздел между ними рынков сбыта.

Основные преимущества холдинговых компаний заключаются в том, что они борются с конкурентами своей объединенностью, консолидацией усилий. Отрицательными моментами можно считать следующие: существует реальная возможность возрождения административных методов управления, а также превращения холдингов в монопольные структуры в связи со слабым антимонопольным законодательством.

Финансово-промышленные группы (ФПГ). Существуют три возможности образования ФПГ:

· на основе объединения частных предприятий по договору;

· по решению Правительства РФ с участием государственных предприятий;

· по межправительственным соглашениям.

ФПГ создаются с целью привлечения инвестиций, восстановления кооперированных и технологических связей между предприятиями, повышения эффективности производства.

Отличительные признаки ФПГ:

· сердцевиной группы обычно служит какая-либо финансовая компания (банк, сбербанк, страховая компания);

· иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;

· важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия различных отраслей.

ФПГ объединяет три типа организаций: торговые организации, промышленные организации, кредитно-финансовые организации.

Преимущества ФПГ:

· органическое взаимодействие финансового и промышленного капиталов;

· единая политика ценообразования;

· развитие процесса кооперации производства.

В качестве основного недостатка следует отметить возможность монополизации рынка, что связано в большей мере с несовершенством антимонопольного и налогового законодательств.

Предпринимательские союзы представляют собой группы независимых компаний, связанных между собой общими целями: Для предпринимательского союза характерно то, что участие в одном союзе не исключает участия в других видах деятельности. Основные фирмы, входящие в предпринимательский союз, различаются размерами и ролью, которую они выполняют в пределах союза. Однако тот факт, что все они связаны общей целью меняем принципы взаимоотношений.

Характерные черты сетевых предпринимательских союзов: переплетение связей, существующих между поставщиками, покупателями и производителями;

Долгосрочные отношения между организациями – участниками. Предпринимательские союзы чаще всего создаются компаниями, которые занимаются аналогичными видами деятельности. Это связано с основным преимуществом такого объединения – возможностью добиться общими усилиями поставленных задач, неосуществимых для каждой отдельно взятой компании.

Самостоятельным видом предпринимательского союза являются те из них, которые объединены совместными инвестициями. Эти союзы имеют прочные связи, основу которых составляют взаимные инвестиции. Партнеры вносят свой вклад в виде денежных фондов, технологий, ноу-хау, персонала, специалистов.

Участники союзов на основе долевых инвестиций сохраняют полную самостоятельность в ведении своих дел, определении стратегии, распределении прибыли. Подавляющая часть союзов на основе долевых инвестиций создается для проведения совместных исследований, обмена технологиями, кооперации в производстве новых товаров.

Еще одним преимуществом предпринимательских союзов является взаимный интерес предприятий, преследующих разные цели, например, доступ к ресурсам в ответ на капитал, одному партнеру необходим доступ на рынок, другому – доступ к технологиям. Особенно заманчиво выглядит возможность образования временных неформальных предпринимательских союзов с целью изучения возможностей партнеров и оценки рисков совместной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: