Методы финансового контроля. Для проведения финансового контроля используются различные методы, под которыми понимаются приемы, способы и средства его осуществления

Для проведения финансового контроля используются различные методы, под которыми понимаются приемы, способы и средства его осуществления. При­нято различать следующие методы финансового контроля: ревизия, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финан­совой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с исполь­зованием таких приемов, как анкетирование и опрос. В ходе проведения проверки используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях определения соответствия финансовых операций действующему законодательству, а также выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ может быть направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью раз­личных аналитических приемов.

Однако основным методом финансового контроля является ревизия, ко­торая проводится с целью установления законности финансовой деятельности на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактическо­го наличия денежных средств.

В настоящее время единого нормативного акта, в котором регу­лировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет. Отношения, возникающие в процессе проведения ревизии, регулируются различными нор­мативно-правовыми актами: Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации»; постановлением Пра­вительства Российской Федерации об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации и др. Наиболее полно вопросы назначения и проведения ревизии регламентируют­ся приказом Министерства финансов РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимо­действия контрольно-ревизионных органов Министерства финан­сов РФ с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, МВД Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации при назначе­нии и проведении ревизии (проверок)»[18]. В этом межведомственном документе ревизия определяется как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совер­шенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ре­визуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хо­зяйственной деятельности.

Ревизии могут проводить Счетная палата РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Министерства фи­нансов РФ; Федеральное казначейство Министерства финансов РФ; территориальные контрольно-ревизионные управления Мини­стерства финансов РФ в субъектах РФ; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

Нормативными документами определены различные виды ревизий. Так, по содержаниюревизии делятся на документальные и фактиче­ские. Документальные ревизии включают в себя проверку различ­ных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. По времениосуществления ревизии делятся на плановые и вне­плановые. В большинстве случаев ревизии проводятся в соответствии с планом, кото­рый составляется в вышестоящих органах, министерствах или ве­домствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере — не реже одного раза в 2 года. По обследуемому периоду деятельностиревизии делятся на фрон­тальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии прове­ряется вся финансовая деятельность субъекта за определенный пе­риод. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой провер­ку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени. По объему деятельности, подлежащей ревизии, они подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, сво­дящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

В процессе проведения ревизии должностные лица органов государственного финансового контроля осуществляют действия в соответствии с составленной и утвержденной программой. Им представлены широкие права: проверять на ревизуемых объектах первичные доку­менты, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое нали­чие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основ­ных фондов; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии; получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по воз­никающим в ходе ревизии вопросам и др.

Документ, который составляется по окончании проведения ревизии, называется актом ревизии. Этот документ имеет важное юридическое значение, он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридиче­ского лица. В акте ревизии указываются: цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины с указанием причин, повлекших данные наруше­ния, а также виновные в данных нарушениях лица. В акте ревизии обязательно должны быть предложены средства, способствующие ликвидации выявленных нарушений, и меры ответст­венности виновных лиц. Замечания и возражения руководителя и главного бухгал­тера (если таковые имеются) приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии: 1) принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины; 2) определяется порядок возмещения причиненного материального ущерба; 3) виновные привлекаются к ответственности; 4) разрабатываются предложения по предупреждению нарушений в последующей финансовой деятельности субъекта. В установленных случаях, если в ходе ревизии выявляются факты, свидетельствующие о совершенных преступлениях, составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовно­го дела.


[1] Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. - №3. – Ст. 167; СЗ РФ. – 2003. - №27. – Ст.2700; 2004. - № 33. – Ст. 3370.

[2] Положение о Министерстве финан­сов Российской Федерации. Утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 // Росс. газета. - 2004. - 31 июля.

[3] Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О федеральном казначействе» // СЗ РФ. – 2004. - № 49. – Ст.4908.

[4] Ведомости РФ. - 1993.- № 2. - Ст. 56; СЗ РФ.- 2004. - № 30.- Ст. 3085.

[5] Федеральный закон от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. - 2002. - № 28. -Ст. 2790; - 2003. - № 52. - Ст. 5032; - 2004. - № 31. - Ст. 3233

[6] Положение о Пенсионном фонде РФ утверждено Постановле­нием Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1// Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 5. - Ст. 180; Положения о федеральном и региональных фондах обязательного медицинского страхования утверждены Поста­новлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 //Российская газета – 1993. - 28 апреля; Положение о фонде социального страхования РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февра­ля 1994 г. № 101// Росс. газета. – 1994. - 15 февраля.

[7] См., например, Приказ МВД РФ и МНС РФ от 22 января 2004 г. № 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» // Росс. газета. - 2004. – 6 марта

[8] СЗ РФ. – 2001. - №33. – Ст. 3422; 2002. - №1. – Ст.2.

[9] См. Федеральный закон от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате РФ» с последующими изменениями.

[10] См. Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о контрольном управлении Президента Российской Федерации»» // СЗ РФ. – 2004. - № 24. – Ст. 2395.

[11] См. Указ Президента РФ от 13 мая 2000г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // СЗ РФ. – 2000. - № 20. – Ст. 12112.; СЗ РФ. – 2001. - №6. – Ст.551.

[12] СЗ РФ. - 1997. - № 51. – Ст.5712; СЗ РФ.- № 45. – Ст.4376.

[13] См. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2004. - № 31. – Ст. 3258.

[14] См. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» // СЗ РФ. – 2004. - № 49. - Ст. 4908.

[15] СЗ РФ. – 1998. - №33.

[16] СЗ РФ. – 2003. № 40.– Ст.3822.

[17] СЗ РФ. - 1997. - №39. - Ст.4464.

[18] Экспресс-закон. - 2000.- № 25.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: