double arrow

Система финансового контроля и внутренний аудит

Система финансового контроля, призванная контролировать и регулировать всю финансово-хозяйственную деятельность всех субъектов и действия физических лиц, защищать их законные интересы и пресекать нарушения и злоупотребления в сфере фи­нансов, должна эффективно функционировать, иметь отлажен­ную систему контроля с инструкциями по ее исполнению, систе-


му наказаний за обнаруженные нарушения и систему поощрений за правильное ее исполнение.

Общий финансовый контроль осуществляется на базена базе Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-фз «О бухгалтерском учете», Гражданского кодекса, Кодекса об административных пра­вонарушениях, Уголовного кодекса, Бюджетного кодекса, Налого­вого кодекса, а отдельные контрольные мероприятия осуществляют контрольно-ревизионные органы, Казначейство, Счетная палата, Министерство финансов, финансовые органы субъектов РФ и му­ниципальных образований, антимонопольные органы, налоговые и другие государственные органы в рамках своей компетенции.

Система финансового контроля включает в себя предвари­тельный контроль (контроль до совершения хозяйственных опе­раций, предупреждающий незаконные финансовые действия), текущий контроль (контроль в процессе совершения хозяй­ственных операций, в оперативном порядке устраняющий вы­явленные нарушения), последующий контроль (контроль уже совершенных хозяйственных операций методами анализа, про­слеживания, сопоставления, пересчета и другими с целью про­верки их законности и целесообразности, правильности и пол­ноты отражения данных операций).

Внутренний аудит — разновидность финансового контроля, осуществляемого внутренними службами субъекта. Это может быть контрольный отдел, ревизионная комиссия или внутренний аудитор, осуществляющий функции внутреннего контроля. Внут­ренний аудит строится в зависимости от содержания и специфи­ки деятельности экономического субъекта, масштабов этой дея­тельности, системы управления хозяйственными процессами.

В функции внутреннего аудита входит: проверка наличия и со­стояния оценки активов, эффективности их использования, провер­ка методов и технологии учета на предприятии, его организации, проверка порядка отражения операций согласно законодательству РФ, проверка полноты учета операций и формирования отчетности, консультирование специалистов учета, внесение предложений по совершенствованию учетной работы.

Внутренний аудит должен быть закреплен положениями вну­тренних локальных нормативных актов, инструкций. Объектив­ность внутреннего аудита обеспечивается степенью его незави­симости в структуре экономического субъекта, как правило, система внутреннего аудита является ограниченно независимой.


Стандарты деятельности аудитора рекомендуется применять для разработки внутрифирменных стандартов аудиторской служ­бы, в которых будут определены: организационный статус отдела внутреннего аудита, права и обязанности внутренних аудиторов (здесь же нужно определить порядок взаимоотношений службы внутреннего аудита с другими службами субъекта), требования к квалификации специалистов отдела внутреннего аудита (уро­вень знаний, опыт, подготовка). Служба внутреннего аудита ис­пользует методические приемы, это:

1) инспектирование для получения доказательств достовер­ности отражения в учете хозяйственных процессов;

2) проверка документов на правильность оформления и пол­ноту отражения в них хозяйственных операций;

3) наблюдение — отслеживание процессов, сбор информации, необходимой для проверки;

4) запрос, опрос, тестирование, анкетирование в целях полу­чения сведений для проверки;

5) подтверждение, пересчет, инвентаризация, выборочная и сплошная проверка;

6) сверка, проверка на тождественность, анализ проб и образ­цов и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: