И форм собственности

На объектах разных организационно-правовых форм

Организация ревизионной работы

Многообразие экономики и наличие разных форм собствен­ности требуют использования разных организационных форм контрольно-ревизионной работы.

Организация ревизионной работы на объектах разных форм собственности и разных организационно-правовых форм строит­ся в соответствии с законодательством, регулирующим функцио­нирование таких субъектов.

В настоящее время изменились функции государственного контрольно-ревизионного аппарата, усилился контроль над со­блюдением финансовой дисциплины. Такие изменения произо­шли с помощью целевого и эффективного использования средств всеми субъектами хозяйствования.

В ходе предварительного ознакомления с деятельностью орга­низации необходимо проанализировать ее учредительные докумен­ты, имущество, учетную политику, хозяйственную деятельность, финансовые показатели отчетности, наличие государственных за­казов и т. п.

Так, организация ревизии в государственных унитарных пред­приятиях (ГУП) должна строиться на основе тщательного анали­за учредительных документов, анализа имущества ГУП и муни­ципальных унитарных предприятий (МУП), находящегося в государственной и муниципальной собственности и принадле­жащего предприятию на праве хозяйственного ведения или опе­ративного управления.

Ревизору при проверке необходимо помнить, что данное иму­щество не может быть распределено по вкладам, паям, долям и т. д. При ревизии обязательств необходимо учесть, что унитарные предприятия не несут ответственности по обязательствам соб­ственника его имущества, а собственник, в свою очередь, не не­сет ответственности по обязательствам предприятия, кроме слу­чаев субсидиарной ответственности, закрепленной положениями Гражданского кодекса РФ.


При ревизии ГУП и МУП необходимо уделить внимание про­верке стоимости чистых активов предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, так как по окончанию финансо­вого года они должны быть переоценены. Если стоимость чистых активов меньше уставного фонда, производится уменьшение уставного фонда, а если она меньше размера, определяемого в за­коне, предприятие вообще может быть ликвидировано. Ревизия деятельности совместных предприятий должна быть организова­на так, чтобы процедуры контроля могли установить и подтвер­дить правильность организации ведения учета (учет должен вестись раздельно по имуществу совместной деятельности, иму­ществу участника-лидера, ведущего учет общих дел, учет должен давать четкое представление об операциях совместной деятельно­сти, их эффективности и базах налогообложения по операциям совместной деятельности).

Если ревизия проводится в малом предприятии (МП), следует организовать процедуру ревизии с учетом масштабов и специфи­ки деятельности субъекта, нормативной базы.

Поскольку часто в МП допускается совмещение обязанностей учетных работников, а ревизор должен организовать процедуру проверки, не опираясь на систему внутреннего контроля, так как скорее всего данная система будет иметь низкую степень надеж­ности, организовать ревизию можно по упрощенному варианту с учетом индивидуальных особенностей предприятия. При реви­зии МП часто встречаются следующие недочеты:

1) риски неурегулированности учетных записей;

2) нерегулярность сверки расчетов;

3) формальное несоблюдение законодательства, что часто

встречается при ревизии МП.

При ревизии предприятий ВЭД (внешне-экономической дея­тельности) тщательно анализируют валютные операции, а также порядок налогообложения операций, связанных с ВЭД, учитывая нормативную базу по такой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: