Распределение иностранных инвестиций
Таблица 2
млн. долл. | в % к итогу | млн. долл. | в % к итогу | |
Всего | 10958 | 100,0 | 29699 | 100,0 |
Промышленность, в том числе: — топливно-энергетическая — машиностроение и металлообработка — пищевая | 43,1 5,7 4,3 16,3 | 12330 5305 | 41,5 17,9 2,6 3,5 | |
Торговля и общественное питание | 17,8 | 35,4 |
Источник: Российский статистический ежегодник. 2004. М., 2004. С. 620.
Приходится признать, что отраслевые приоритеты иностранных инвесторов пока не совпадают с приоритетами структурной политики российского правительства, тяготея к сфере услуг, а не к обрабатывающей промышленности. Следует, однако, помнить о том, что иностранные инвесторы, как правило, не склонны к благотворительности и выбирают наименее рискованную стратегию, сосредоточивая инвестиции на таких направлениях промышленного производства, как:
— крупные проекты в сырьевой и топливной промышленности, где прибыль гарантируется произведенной продукцией, а финансирование может быть поддержано международными организациями;
|
|
— низкозатратные производства, не требующие крупных капиталовложений;
— производства, у которых технологические цепочки могут быть интернационализированы и в результате становятся относительно независимыми от ситуации в экономике России.
Формы и методы проникновения иностранных инвесторов на российский рынок в целом не отличаются от форм и методов их проникновения в экономику других стран. Как показывает мировой опыт, в процессе проникновения иностранных инвесторов на зарубежные рынки можно выделить следующие этапы:
— заключение межфирменных соглашений о сотрудничестве в различных сферах — НИОКР, производства, сбыта и т.д.;
— создание торговых представительств;
— образование совместных предприятий;
— открытие собственных производственных, торговых и пр. филиалов.
Конечно, в реальной действительности такая последовательность не всегда соблюдается, особенно в современных условиях, когда наиболее крупные фирмы и ТНК могут одновременно использовать различные формы и методы экспансии на зарубежные рынки.
В начале 1990-х годов создание совместных предприятий и открытие представительств были единственно возможными способами проникновения в российскую экономику. Не случайно в эти годы ведущие фирмы мира по производству автомобилей («Даймлер-Бенц», «Форд» и др.), парфюмерии («Нина Риччи», «Эстер Лаудер» и др.) и ряда других отраслей создавали совместные предприятия, занимающиеся сбытом их продукции на российском рынке. В последующем многие из них, присмотревшись к российскому рынку и освоившись на нем, стали вкладывать свои капиталы в производство продукции на базе российских предприятий. В последующем арсенал форм и методов проникновения иностранных инвесторов на российский рынок и закрепления на нем значительно расширился, что отражает определенные изменения, происходящие в России, в том числе развитие и совершенствование законодательной базы.
|
|
Наиболее типичным случаем проникновения и закрепления на российском рынке можно считать пример известной швейцарской ТНК «Нестле», в экспансии которой можно выделить следующие основные этапы:
— в начале 90-х годов «Нестле» создала в России сеть фирм — импортеров и дистрибуторов, которые стали активно продвигать на российский рынок продукцию всемирно известных торговых марок— «Нескафе», «Нате», «Несквик» и др.;
— в 1992 г. компания купила первый пакет акций самарской кондитерской фабрики «Россия». В 1995 г. она довела свою долю в капитале «России» до 93%, что позволило переоснастить кондитерскую фабрику и увеличить объем производства. Наряду с шоколадом серии «Нестле классик» и батончиками «Нате» фабрика стала выпускать продукцию под «русскоязычными» названиями (например, шоколад «Шок»);
— в 1993 г. компания приобрела контрольный пакет акций фабрики по производству мороженого в г. Жуковском, которая продолжает выпускать продукцию под русскими названиями;
— в 1996 г. через «Россию» был куплен контрольный пакет акций самарской фабрики АО «Кондитер». Через год обе фабрики были объединены в АО «Кондитерское объединение «Россия»;
— в январе 1998 г. «Нестле» приобрела контрольные пакеты акций еще двух фабрик — АО «Алтай» в Барнауле и АО «Камская» в Перми, а в июле того же года — АО «Хладопродукт» в Тимашевске Краснодарского края. Последнее предприятие выпускает не только мороженое, но и замороженные овощи-фрукты.
Сегодня «Нестле» стала лидером российского рынка кофе, шоколадных изделий, продуктов детского питания и мороженого. Нестле является одной из сильнейших компаний и усиливает свое присутствие на рынках кулинарной продукции и карамели. Многолетний успех «Нестле» на российском рынке был достигнут благодаря ряду факторов: «Нестле» укрепила свои позиции и расширила свое присутствие в России за счет инвестиций в местное производство и промышленную инфраструктуру, активного продвижения торговых марок, а также постоянного расширения и развития национальной сети сбыта. Сегодня «Нестле» имеет в России 12 фабрик, на которых заняты 5500 постоянных сотрудников; общий объем ее инвестиций в производство и развитие дистрибуторской сети — около 300 млн. долл.
Успешная деятельность компании «Нестле» в России обусловлена не только наличием местных производств, но и тем, что она постоянно позиционирует себя как российскую компанию. Перед тем как ввести новые брэнды, «Нестле» тщательно изучает вкусовые предпочтения россиян и всегда использует в своей рекламе традиционные русские мотивы.
В целом ориентация иностранных инвесторов на развитие, прежде всего, торговых операций можно проиллюстрировать тем, что, например, в Москве около 70% иностранных инвестиций приходится на долю розничной торговли. Стратегия проникновения иностранных розничных компаний на российский рынок, как правило, заключается в следующем: сначала компания открывает 3—4 магазина в крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. После анализа результатов их деятельности компания начинает продвигаться в города с миллионным населением. Западноевропейские торговые компании используют обычно три способа вхождения на российский рынок:
— строительство новых магазинов;
— приобретение местных торговых сетей;
|
|
— использование франчайзинговых схем.
На конец 2005 г. западноевропейским торговым фирмам принадлежало 78 крупных супермаркетов и торговых центров, из которых 80% находилось в Москве и Санкт-Петербурге.
Подобные примеры довольно успешной деятельности иностранных инвесторов в России не должны заслонять того факта, что некоторые из них скупают российские предприятия с целью избавления себя от возможных конкурентов. Как подчеркивают некоторые западные исследователи, подрыв или уничтожение внутренней производственной базы реформируемых стран позволяет ТНК и другим компаниям западных стран уничтожать потенциальных конкурентов и расширять свои рынки сбыта.
Одной из форм совместного предпринимательства, вызывающей острые споры, является толлинг, получивший развитие в алюминиевой промышленности. Толлинг представляет собой операцию по переработке поступающего из-за границы (давальческого) сырья с последующим экспортом произведенной продукции.
Толлинг был введен в России в 1992 г. в качестве временной меры, призванной сохранить мощности российской алюминиевой промышленности, которая пострадала, во-первых, от нехватки сырья (главные поставщики глинозема Павлодарский и Николаевский глиноземные заводы оказались за пределами России), и, во-вторых, от падения спроса на алюминий на российском рынке почти в пять раз. В этих условиях было принято решение организовать толлинг, в рамках которого зарегистрированные в оффшорных зонах фирмы-толлингеры покупают у крупных западных производителей глинозем и поставляют его на российские алюминиевые заводы. Полученный алюминий, являющийся собственностью фирмы-толлингера, направляется на экспорт. При этом экспортируемый металл освобождается от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин. Конечно, нельзя отрицать того факта, что толлинг сыграл определенную позитивную роль в трудные для российской экономики в целом и алюминиевой промышленности в частности времена, позволив сохранить от полной разрухи алюминиевую отрасль.
|
|
С 1 января 2004 г. в России вступил в силу новый Таможенный кодекс, определенные положения которого открывают новые возможности для компаний перерабатывающих отраслей, использующих в своей работе толлинговые операции. Среди существенных изменений в новом Таможенном кодексе следует отметить то, что в отличие от положений действующего законодательства, в соответствии с которыми Государственный таможенный комитет наделен полномочиями по разрешению толлинговых операций для тех или иных отраслей промышленности, начиная с 2004 г. такие функции переданы Правительству РФ. Новый Таможенный кодекс не предъявляет требований к регистрации в таможенных органах владельца сырья, ввозимого для переработки на территорию РФ, упрощая тем самым использование посреднических компаний при толлинговых операциях. Более того, новые положения кодекса допускают передачу разрешения от одного юридического лица к другому после одобрения таможенных органов.
Новый Таможенный кодекс устанавливает правила оценки отходов от переработки сырья: в настоящее время они оцениваются перерабатывающими предприятиями по номинальной стоимости, в соответствии с новыми правилами отходы должны оцениваться по рыночной стоимости. Новый Таможенный кодекс разрешает замену ввезенных товаров на «эквивалентную компенсацию» (с разрешения таможенного органа). Под этим подразумевается замена ввезенных товаров другими, в том числе российскими, совпадающими по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с ввезенными товарами. Это совершенно новое положение позволяет ускорять переработку и вывоз товаров, даже не дожидаясь ввоза иностранных товаров. Ввоз иностранных товаров, которые были заменены российскими, не будет облагаться ввозными пошлинами и НДС. Все эти изменения делают операции более гибкими и облегчают их структурирование, что является положительным фактором для компаний, работающих в режиме толлинга.
Присутствие иностранных инвесторов в России способствует распространению новых для российской экономики форм и методов межфирменного сотрудничества. Все большие масштабы приобретают создание стратегических альянсов и заключение соглашений о межфирменном сотрудничестве в различных областях, позволяющих объединять производственные и технологические потенциалы и рыночные возможности партнеров, которые при этом сохраняют свою независимость. Стратегические альянсы — межфирменные соглашения, объектами которых являются НИОКР и их результаты, а также стратегически важные для партнеров сферы производства и сбыта; при этом партнеры сохраняют свою самостоятельность.
Так, в мае 1999 г. между торговыми компаниями «ДИАЛ Электронике» и СВ (сеть магазинов «Техносила») было заключено соглашение о создании системы совместного управления продажами, которая предполагала использование розничной сети партнера для реализации «своих» товаров. Расходы на содержание торговых площадей распределялись между партнерами, что позволяет им оптимизировать сбыт и расширять географию продаж, не прибегая к крупным расходам на открытие новых магазинов.
Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в России, потенциально российская экономика, как свидетельствуют приведенные и многие другие факты, представляет для них значительный интерес.
Особенности и этапы создания предприятий с зарубежными партнерами в России. Процесс создания совместного предприятия включает в себя рад этапов, главными из которых являются выбор и оценка потенциального партнера, анализ результатов его финансовой деятельности, установление необходимых контактов, заключение протокола о намерениях, выбор организационно-правовой формы совместного предприятия, заключение соглашение о его создании, регистрация совместного предприятия.
Важную роль в создании совместного предприятия играет выбор его организационно-правовой формы. В настоящее время совместные предприятия в России могут создаваться в различных правовых формах. Правовая форма предприятия — комплекс юридических, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также предприятием и другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти. Правовая форма предприятия определяет сферу ответственности и правомочности его акционеров (пайщиков), формы отчетности, режим налогообложения, структуру органов управления и другие аспекты, знание которых необходимо для установления деловых отношений партнеров.
В России коммерческие организации с иностранными инвестициями могут создаваться в следующих правовых формах.
Хозяйственные товарищества:
— полное товарищество;
— товарищество на вере (коммандитное).
Хозяйственные общества:
— общество с ограниченной ответственностью;
— общество с дополнительной ответственностью;
— акционерные общества:
— закрытое акционерное общество;
— открытое акционерное общество.
Полное товарищество — хозяйственное товарищество, участники которого отвечают по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом и, следовательно, не могут участвовать в других полных товариществах, так как в противном случае принцип ответственности своим имуществом мог бы быть поставлен под вопрос.
Новый Гражданский кодекс (ГК) РФ, в отличие от ранее действовавшего законодательства (Закона о предприятии, все положения которого, кроме двух статей, с 1 января 1995 г. прекратили действовать), рассматривает полное товарищество в качестве юридического лица. Его участниками могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе создавать полное товарищество.
Индивидуальный предприниматель —гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью в различных сферах производства, торговли и т.д. без образования юридического лица.
Полное товарищество имеет фирменное название, под которым оно заносится в реестр собственников. Фирменное название должно включать либо имена (названия) всех его участников, либо имя (название) одного или нескольких участников с добавлением слов «компания» и «полное товарищество». Члены полных товариществ непосредственно участвуют в управлении деятельностью и собственностью их предприятия. Законодательство РФ (как и многих развитых стран) разрешает участие физических и юридических лиц только в одном полном товариществе. Сутью этой формы предприятия является субсидиарная ответственность, поэтому рекомендуется вступать в полное товарищество только с теми партнерами, к которым изначально существует полное и абсолютное доверие. При этом особо тщательно следует составлять учредительный договор, оговаривая в нем, что важнейшие решения принимаются членами товарищества только по общему согласию. Поскольку любой из участников полного товарищества занимается предпринимательской деятельностью от имени товарищества в целом, для создания и функционирования полного товарищества не требуется устав, устанавливающий компетенцию его органов. Единственным учредительным документом такой коммерческой организации является учредительный договор.
Преимущества полного товарищества:
а) возможность аккумулирования значительных средств в относительно короткие сроки;
б) каждый член полного товарищества имеет право заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества наравне с другими участниками;
в) полные товарищества более привлекательны для кредиторов, так как их члены несут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества.
К недостаткам полных товариществ относится то, что между полными товарищами должны быть особо доверительные отношения, в противном случае это может привести к быстрому распаду этой коммерческой организации.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — хозяйственное товарищество, в котором участвует как минимум одно лицо, отвечающее по обязательствам товарищества своим имуществом (полный товарищ), и как минимум одно лицо, несущее ответственность в пределах суммы внесенного вклада (вкладчик, или коммандитист).
ГК РФ исходит из того, что при создании товарищества на вере оно должно иметь как минимум двух полных товарищей и как минимум одного вкладчика. В дальнейшем в процессе деятельности товарищества на вере число полных товарищей может уменьшиться до одного. Полные товарищи фактически образуют полное товарищество в рамках товарищества на вере и поэтому их положение определяется правилами нового ГК, касающимися полных товариществ. При этом лицо лишь один раз может выступать в качестве полного товарища либо в полном товариществе, либо в товариществе на вере—по его выбору.
Управление деятельностью товарищества на вере и ведение его дел являются исключительной прерогативой полных товарищей и подчиняются правилам о полном товариществе. Вкладчики могут выступать от имени товарищества только при наличии соответствующей доверенности от полных товарищей, имеющих право на ведение дел. Но и в этом случае коммандитист должен действовать исключительно в соответствии с указанием полных товарищей и не принимать никаких самостоятельных решений.
В случае ликвидации товарищества на вере вкладчики (коммандитисты) имеют преимущество перед полными товарищами, что можно расценивать как своего рода компенсацию за их подчиненное положение в период деятельности товарищества. Из ликвидационного имущества в первую очередь возмещают их вклады, а затем они наравне с полными товарищами принимают участие в распределении оставшегося имущества. Однако следует подчеркнуть, что коммандитисты как участники товарищества не могут получить никаких ликвидационных выплат до удовлетворения требований кредиторов товарищества.
Вкладчик товарищества на вере обладает тремя имущественными правами, связанными с внесением им вклада в имущество товарищества:
— имеет право на получение причитающейся на его долю части прибыли товарищества;
— имеет возможность свободно выйти из товарищества с получением своего вклада;
— может передать свою долю или ее часть как другому вкладчику, так и третьему лицу; при этом согласия товарищества или полных товарищей не требуется;
― при ликвидации товарищества на вере имеет преимущественное перед полными товарищами право на получение своих вкладов или их денежного эквивалента из имущества товарищества после удовлетворения требований других кредиторов.
Преимуществом товарищества на вере перед полным товариществом является то, что оно имеет возможность для привлечения дополнительных средств не за счет имущества полных товарищей, а за счет вкладчиков, — такой возможности полные товарищества не имеют.
Товарищество на вере может быть особенно привлекательным для организации сотрудничества двух категорий лиц. Одни из них — не располагающие капиталом носители многообещающих замыслов, не опасающиеся ответственности и риска, готовые поставить на карту во имя перспективной идеи даже свое имущество. Другие — богатые, имеющие свободные средства и готовые вложить их в выгодное дело, но не тяготеющие к предпринимательским хлопотам. Первые становятся действительными членами товарищества на вере (полными товарищами), а вторые — членами-вкладчиками (коммандитистами), финансирующими общее дело.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — хозяйственное общество, учрежденное одним или несколькими лицами, участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости своих вкладов в уставный капитал. В Законе о предприятии (отмененном с 1 января 1995 г.) ООО не было, а было товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО). Новый ГК РФ не предусматривает создания ТОО, а существующие ТОО подпадают под действие правовых норм для ООО. Их деятельность регулируется новым ГК и Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общество с дополнительной ответственностью — то же, что и ООО, но с одним отличием — участники его несут ответственность по его обязательствам в одинаковом для всех кратном (трехкратном, пятикратном, десятикратном) размере к стоимости вкладов в уставный капитал, а не в пределах стоимости вкладов, как в ООО. Это значит, что при недостаточности имущества данного общества для удовлетворения претензий его кредиторов его участники могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом. Однако размер этой ответственности ограничен — он касается не всего личного имущества участников (как в полном товариществе), а лишь его части — одинакового для всех кратного размера сумм внесенных вкладов (например, трехкратного, пятикратного и т.д.). С этой точки зрения, общество с дополнительной ответственностью занимает промежуточное положение между обществами и товариществами. В настоящее время этот тип предприятий не получил в России широкого распространения.
Уставный капитал (фонд) ООО разделен на доли, размер и численность которых определяется учредительным документом. ООО отличается от традиционного акционерного общества тем, что его капитал подразделяется на доли участия, а не на акции. Письменное свидетельство об уплате взносов, называемое обычно паевым свидетельством, является в отличие от акции не ценной бумагой, а юридической распиской.
Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если ООО учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.
Высшим органом ООО является общее собрание его участников. Общество может быть добровольно ликвидировано или реорганизовано в акционерное общество или в производственный кооператив только по единогласному решению его участников.
По сравнению с другими формами хозяйственных обществ ООО имеет следующие особенности.
1.Оно является разновидностью объединения капиталов и, следовательно, не требует обязательного личного участия своих членов в делах общества.
2.Уставный капитал ООО разделен на доли участников и соответствует их ответственности по делам общества.
Преимущества ООО заключаются в:
— возможности быстрого аккумулирования значительных средств;
— возможности создания одним лицом;
— ограниченной ответственности членов общества по его обязательствам.
Недостатки ООО связаны с тем, что его уставный капитал не может быть меньше величины, установленной законодательством. Кроме того, ООО менее привлекательно для кредиторов, так как его члены несут только ограниченную ответственность по его обязательствам.
Акционерное общество (АО) — хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций и участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах нарицательной стоимости принадлежащих им акций.
Акция является свидетельством права ее покупателя на совладение АО, тогда как приобретение выпущенной АО облигации делает покупателя облигации его кредитором.
Наряду с ГК РФ создание, положение и функционирование АО определяются Законом об акционерных обществах (1996 г.). АО делятся на два типа: открытые и закрытые. Открытое АО характеризуется тем, что:
— оно вправе увеличивать уставный капитал путем открытой подписки на выпускаемые акции и свободной их продажи, т.е. без согласия других акционеров; закрытое не может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции;
— его акционеры могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров; акционеры закрытых обществ имеют преимущественное право приобретать акции, продаваемые другими акционерами этого общества;
— оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков; ЗАО — лишь в отдельных случаях;
— число участников ОАО не ограничено, число ЗАО не может превышать 50.
По мнению специалистов, для коммерческих организаций с иностранными инвестициями (КОИИ) форма товарищества (полного и на вере) вряд ли может быть названа удачной, так как учредители должны будут нести ответственность по его убыткам всем своим имуществом, что вряд ли устроит иностранных инвесторов. Именно поэтому товарищества с иностранными инвестициями создаются в РФ лишь в исключительных случаях, когда, например, на этом настаивает российский партнер.
Форма общества с дополнительной ответственностью также не получила распространения в России. Чаще всего для совместных предприятии используется форма акционерной компании (АО). При выборе между ОАО и ЗАО малые предприятия отдают предпочтение ЗАО, тогда как крупные — ОАО.
В целом АО по своей юридической форме близко к ООО, по мнению некоторых специалистов, оно, по сути, является разновидностью 000, так как его участники не отвечают по его обязательствам и несут лишь риск утраты вложенных средств.
Вместе с тем между ЗАО и ООО существуют различия:
— уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций, а ООО — на доли определенных размеров; необходимость регистрации акций может значительно удлинить процесс создания ЗАО по сравнению с ООО;
— акции, как правило, распространяются среди большого числа акционеров, особенно у ОАО;
— учредительными документами ООО являются учредительный договор и устав, а ЗАО — лишь устав, при этом заключается также договор между учредителями, который, однако, определяет порядок совместной деятельности учредителей, а не статус общества, и теряет силу с момента регистрации общества;
— в отличие от ООО, участник которого может в любой момент выйти из него, получив стоимость части имущества, соответствующую его доле, в ЗАО такая возможность не предусмотрена: держатели акций могут продать их, но не могут заявить о своем выходе из ЗАО и потребовать принудительного изъятия части имущества общества;
— от АО требуется публичное ведение дел — публикация отчетов и т.д., тогда как от ООО — в отдельных случаях;
— ЗАО, если от него требуется публичное ведение дел, должно привлекать аудитора для проверки правильности годовой финансовой отчетности.