double arrow

По некоторым отраслям российской экономики


Распределение иностранных инвестиций

Таблица 2

   
млн. долл. в % к итогу млн. долл. в % к итогу
Всего 10958 100,0 29699 100,0
Промышленность, в том числе: — топливно-энергетическая — машиностроение и металлооб­работка — пищевая 43,1 5,7 4,3 16,3 12330 5305 41,5 17,9 2,6 3,5
Торговля и общественное питание 17,8 35,4

Источник: Российский статистический ежегодник. 2004. М., 2004. С. 620.

Приходится признать, что отраслевые приоритеты иностранных инвесторов пока не совпадают с приоритетами структурной политики рос­сийского правительства, тяготея к сфере услуг, а не к обрабатывающей промышленности. Следует, однако, помнить о том, что иностранные ин­весторы, как правило, не склонны к благотворительности и выбирают наименее рискованную стратегию, сосредоточивая инвестиции на таких направлениях промышленного производства, как:

— крупные проекты в сырьевой и топливной промышленности, где прибыль гарантируется произведенной продукцией, а финансирование может быть поддержано международными организациями;

— низкозатратные производства, не требующие крупных капиталовложений;

— производства, у которых технологические цепочки могут быть интернационализированы и в результате становятся относительно неза­висимыми от ситуации в экономике России.

Формы и методы проникновения иностранных инвесторов на рос­сийский рынок в целом не отличаются от форм и методов их проникно­вения в экономику других стран. Как показывает мировой опыт, в про­цессе проникновения иностранных инвесторов на зарубежные рынки можно выделить следующие этапы:

— заключение межфирменных соглашений о сотрудничестве в различных сферах — НИОКР, производства, сбыта и т.д.;

— создание торговых представительств;

— образование совместных предприятий;

— открытие собственных производственных, торговых и пр. фили­алов.

Конечно, в реальной действительности такая последовательность не всегда соблюдается, особенно в современных условиях, когда наибо­лее крупные фирмы и ТНК могут одновременно использовать различ­ные формы и методы экспансии на зарубежные рынки.

В начале 1990-х годов создание совместных предприятий и откры­тие представительств были единственно возможными способами про­никновения в российскую экономику. Не случайно в эти годы ведущие фирмы мира по производству автомобилей («Даймлер-Бенц», «Форд» и др.), парфюмерии («Нина Риччи», «Эстер Лаудер» и др.) и ряда дру­гих отраслей создавали совместные предприятия, занимающиеся сбы­том их продукции на российском рынке. В последующем многие из них, присмотревшись к российскому рынку и освоившись на нем, ста­ли вкладывать свои капиталы в производство продукции на базе рос­сийских предприятий. В последующем арсенал форм и методов про­никновения иностранных инвесторов на российский рынок и закрепле­ния на нем значительно расширился, что отражает определенные изменения, происходящие в России, в том числе развитие и совершен­ствование законодательной базы.

Наиболее типичным случаем проникновения и закрепления на рос­сийском рынке можно считать пример известной швейцарской ТНК «Нестле», в экспансии которой можно выделить следующие основные этапы:

— в начале 90-х годов «Нестле» создала в России сеть фирм — импортеров и дистрибуторов, которые стали активно продвигать на рос­сийский рынок продукцию всемирно известных торговых марок— «Нескафе», «Нате», «Несквик» и др.;

— в 1992 г. компания купила первый пакет акций самарской кондитерской фабрики «Россия». В 1995 г. она довела свою долю в капи­тале «России» до 93%, что позволило переоснастить кондитерскую фаб­рику и увеличить объем производства. Наряду с шоколадом серии «Не­стле классик» и батончиками «Нате» фабрика стала выпускать продук­цию под «русскоязычными» названиями (например, шоколад «Шок»);

— в 1993 г. компания приобрела контрольный пакет акций фабрики по производству мороженого в г. Жуковском, которая продолжает вы­пускать продукцию под русскими названиями;

— в 1996 г. через «Россию» был куплен контрольный пакет акций самарской фабрики АО «Кондитер». Через год обе фабрики были объе­динены в АО «Кондитерское объединение «Россия»;

— в январе 1998 г. «Нестле» приобрела контрольные пакеты акций еще двух фабрик — АО «Алтай» в Барнауле и АО «Камская» в Перми, а в июле того же года — АО «Хладопродукт» в Тимашевске Красно­дарского края. Последнее предприятие выпускает не только мороже­ное, но и замороженные овощи-фрукты.

Сегодня «Нестле» стала лидером российского рынка кофе, шоко­ладных изделий, продуктов детского питания и мороженого. Нестле яв­ляется одной из сильнейших компаний и усиливает свое присутствие на рынках кулинарной продукции и карамели. Многолетний успех «Не­стле» на российском рынке был достигнут благодаря ряду факторов: «Нестле» укрепила свои позиции и расширила свое присутствие в Рос­сии за счет инвестиций в местное производство и промышленную инф­раструктуру, активного продвижения торговых марок, а также постоян­ного расширения и развития национальной сети сбыта. Сегодня «Не­стле» имеет в России 12 фабрик, на которых заняты 5500 постоянных сотрудников; общий объем ее инвестиций в производство и развитие дистрибуторской сети — около 300 млн. долл.

Успешная деятельность компании «Нестле» в России обусловлена не только наличием местных производств, но и тем, что она постоянно позиционирует себя как российскую компанию. Перед тем как ввести новые брэнды, «Нестле» тщательно изучает вкусовые предпочтения рос­сиян и всегда использует в своей рекламе традиционные русские моти­вы.

В целом ориентация иностранных инвесторов на развитие, прежде всего, торговых операций можно проиллюстрировать тем, что, напри­мер, в Москве около 70% иностранных инвестиций приходится на долю розничной торговли. Стратегия проникновения иностранных розничных компаний на российский рынок, как правило, заключается в следую­щем: сначала компания открывает 3—4 магазина в крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. После анализа результатов их деятельности компания начинает продвигаться в города с миллион­ным населением. Западноевропейские торговые компании используют обычно три способа вхождения на российский рынок:

— строительство новых магазинов;

— приобретение местных торговых сетей;

— использование франчайзинговых схем.

На конец 2005 г. западноевропейским торговым фирмам принадле­жало 78 крупных супермаркетов и торговых центров, из которых 80% находилось в Москве и Санкт-Петербурге.

Подобные примеры довольно успешной деятельности иностранных инвесторов в России не должны заслонять того факта, что некоторые из них скупают российские предприятия с целью избавления себя от возможных конкурентов. Как подчеркивают некоторые западные ис­следователи, подрыв или уничтожение внутренней производственной базы реформируемых стран позволяет ТНК и другим компаниям запад­ных стран уничтожать потенциальных конкурентов и расширять свои рынки сбыта.

Одной из форм совместного предпринимательства, вызывающей ос­трые споры, является толлинг, получивший развитие в алюминиевой промышленности. Толлинг представляет собой операцию по перера­ботке поступающего из-за границы (давальческого) сырья с последу­ющим экспортом произведенной продукции.

Толлинг был введен в России в 1992 г. в качестве временной меры, призванной сохранить мощности российской алюминиевой промышлен­ности, которая пострадала, во-первых, от нехватки сырья (главные по­ставщики глинозема Павлодарский и Николаевский глиноземные заво­ды оказались за пределами России), и, во-вторых, от падения спроса на алюминий на российском рынке почти в пять раз. В этих условиях было принято решение организовать толлинг, в рамках которого заре­гистрированные в оффшорных зонах фирмы-толлингеры покупают у крупных западных производителей глинозем и поставляют его на рос­сийские алюминиевые заводы. Полученный алюминий, являющийся собственностью фирмы-толлингера, направляется на экспорт. При этом экспортируемый металл освобождается от налога на добавленную сто­имость и таможенных пошлин. Конечно, нельзя отрицать того факта, что толлинг сыграл определенную позитивную роль в трудные для рос­сийской экономики в целом и алюминиевой промышленности в част­ности времена, позволив сохранить от полной разрухи алюминиевую отрасль.

С 1 января 2004 г. в России вступил в силу новый Таможенный кодекс, определенные положения которого открывают новые возмож­ности для компаний перерабатывающих отраслей, использующих в своей работе толлинговые операции. Среди существенных изменений в новом Таможенном кодексе следует отметить то, что в отличие от положений действующего законодательства, в соответствии с которыми Государ­ственный таможенный комитет наделен полномочиями по разрешению толлинговых операций для тех или иных отраслей промышленности, на­чиная с 2004 г. такие функции переданы Правительству РФ. Новый Та­моженный кодекс не предъявляет требований к регистрации в таможен­ных органах владельца сырья, ввозимого для переработки на террито­рию РФ, упрощая тем самым использование посреднических компаний при толлинговых операциях. Более того, новые положения кодекса до­пускают передачу разрешения от одного юридического лица к другому после одобрения таможенных органов.

Новый Таможенный кодекс устанавливает правила оценки отходов от переработки сырья: в настоящее время они оцениваются перерабаты­вающими предприятиями по номинальной стоимости, в соответствии с новыми правилами отходы должны оцениваться по рыночной стоимос­ти. Новый Таможенный кодекс разрешает замену ввезенных товаров на «эквивалентную компенсацию» (с разрешения таможенного органа). Под этим подразумевается замена ввезенных товаров другими, в том числе российскими, совпадающими по своему описанию, качеству и техни­ческим характеристикам с ввезенными товарами. Это совершенно но­вое положение позволяет ускорять переработку и вывоз товаров, даже не дожидаясь ввоза иностранных товаров. Ввоз иностранных товаров, которые были заменены российскими, не будет облагаться ввозными пошлинами и НДС. Все эти изменения делают операции более гибкими и облегчают их структурирование, что является положительным факто­ром для компаний, работающих в режиме толлинга.

Присутствие иностранных инвесторов в России способствует рас­пространению новых для российской экономики форм и методов меж­фирменного сотрудничества. Все большие масштабы приобретают со­здание стратегических альянсов и заключение соглашений о межфир­менном сотрудничестве в различных областях, позволяющих объединять производственные и технологические потенциалы и рыночные возможности партнеров, которые при этом сохраняют свою независимость. Стратегические альянсымежфирменные соглашения, объекта­ми которых являются НИОКР и их результаты, а также стратеги­чески важные для партнеров сферы производства и сбыта; при этом партнеры сохраняют свою самостоятельность.

Так, в мае 1999 г. между торговыми компаниями «ДИАЛ Электро­нике» и СВ (сеть магазинов «Техносила») было заключено соглашение о создании системы совместного управления продажами, которая пред­полагала использование розничной сети партнера для реализации «сво­их» товаров. Расходы на содержание торговых площадей распределя­лись между партнерами, что позволяет им оптимизировать сбыт и рас­ширять географию продаж, не прибегая к крупным расходам на открытие новых магазинов.

Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в России, потенциально российская экономика, как свидетель­ствуют приведенные и многие другие факты, представляет для них зна­чительный интерес.

Особенности и этапы создания предприятий с зарубежными партнерами в России.Процесс создания совместного предприятия включает в себя рад этапов, главными из которых являются выбор и оценка потенциально­го партнера, анализ результатов его финансовой деятельности, уста­новление необходимых контактов, заключение протокола о намерениях, выбор организационно-правовой формы совместного предприятия, зак­лючение соглашение о его создании, регистрация совместного пред­приятия.

Важную роль в создании совместного предприятия играет выбор его организационно-правовой формы. В настоящее время совместные предприятия в России могут создаваться в различных правовых фор­мах. Правовая форма предприятиякомплекс юридических, хозяй­ственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также предприятием и другими, внешними по отношению к нему субъекта­ми хозяйственной деятельности и органами государственной влас­ти. Правовая форма предприятия определяет сферу ответственности и правомочности его акционеров (пайщиков), формы отчетности, режим налогообложения, структуру органов управления и другие аспекты, зна­ние которых необходимо для установления деловых отношений партне­ров.

В России коммерческие организации с иностранными инвестиция­ми могут создаваться в следующих правовых формах.

Хозяйственные товарищества:

— полное товарищество;

— товарищество на вере (коммандитное).

Хозяйственные общества:

— общество с ограниченной ответственностью;

— общество с дополнительной ответственностью;

— акционерные общества:

— закрытое акционерное общество;

— открытое акционерное общество.

Полное товарищество хозяйственное товарищество, участ­ники которого отвечают по его обязательствам всем принадлежа­щим им имуществом и, следовательно, не могут участвовать в других полных товариществах, так как в противном случае принцип ответствен­ности своим имуществом мог бы быть поставлен под вопрос.

Новый Гражданский кодекс (ГК) РФ, в отличие от ранее дейст­вовавшего законодательства (Закона о предприятии, все положения ко­торого, кроме двух статей, с 1 января 1995 г. прекратили действовать), рассматривает полное товарищество в качестве юридического лица. Его участниками могут быть индивидуальные предприниматели и (или) ком­мерческие организации. Физическое лицо, не зарегистрированное в ка­честве индивидуального предпринимателя, не вправе создавать полное товарищество.

Индивидуальный предприниматель—гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью в различных сферах производства, торговли и т.д. без образования юридического лица.

Полное товарищество имеет фирменное название, под которым оно заносится в реестр собственников. Фирменное название должно включать либо имена (названия) всех его участников, либо имя (название) одно­го или нескольких участников с добавлением слов «компания» и «пол­ное товарищество». Члены полных товариществ непосредственно уча­ствуют в управлении деятельностью и собственностью их предприятия. Законодательство РФ (как и многих развитых стран) разрешает уча­стие физических и юридических лиц только в одном полном товари­ществе. Сутью этой формы предприятия является субсидиарная ответ­ственность, поэтому рекомендуется вступать в полное товарищество толь­ко с теми партнерами, к которым изначально существует полное и абсолютное доверие. При этом особо тщательно следует составлять учредительный договор, оговаривая в нем, что важнейшие решения при­нимаются членами товарищества только по общему согласию. Поскольку любой из участников полного товарищества занимается предпринима­тельской деятельностью от имени товарищества в целом, для создания и функционирования полного товарищества не требуется устав, уста­навливающий компетенцию его органов. Единственным учредительным документом такой коммерческой организации является учредительный договор.

Преимущества полного товарищества:

а) возможность аккумулирования значительных средств в относительно короткие сроки;

б) каждый член полного товарищества имеет право заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества наравне с дру­гими участниками;

в) полные товарищества более привлекательны для кредиторов, так как их члены несут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества.

К недостаткам полных товариществ относится то, что между пол­ными товарищами должны быть особо доверительные отношения, в про­тивном случае это может привести к быстрому распаду этой коммер­ческой организации.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) хозяйственное товарищество, в котором участвует как минимум одно лицо, отвечающее по обязательствам товарищества своим имущест­вом (полный товарищ), и как минимум одно лицо, несущее ответ­ственность в пределах суммы внесенного вклада (вкладчик, или ком­мандитист).

ГК РФ исходит из того, что при создании товарищества на вере оно должно иметь как минимум двух полных товарищей и как минимум одного вкладчика. В дальнейшем в процессе деятельности товарище­ства на вере число полных товарищей может уменьшиться до одного. Полные товарищи фактически образуют полное товарищество в рамках товарищества на вере и поэтому их положение определяется правилами нового ГК, касающимися полных товариществ. При этом лицо лишь один раз может выступать в качестве полного товарища либо в полном товариществе, либо в товариществе на вере—по его выбору.

Управление деятельностью товарищества на вере и ведение его дел являются исключительной прерогативой полных товарищей и подчиня­ются правилам о полном товариществе. Вкладчики могут выступать от имени товарищества только при наличии соответствующей довереннос­ти от полных товарищей, имеющих право на ведение дел. Но и в этом случае коммандитист должен действовать исключительно в соответствии с указанием полных товарищей и не принимать никаких самостоятель­ных решений.

В случае ликвидации товарищества на вере вкладчики (комманди­тисты) имеют преимущество перед полными товарищами, что можно расценивать как своего рода компенсацию за их подчиненное положе­ние в период деятельности товарищества. Из ликвидационного имуще­ства в первую очередь возмещают их вклады, а затем они наравне с полными товарищами принимают участие в распределении оставшего­ся имущества. Однако следует подчеркнуть, что коммандитисты как участники товарищества не могут получить никаких ликвидационных выплат до удовлетворения требований кредиторов товарищества.

Вкладчик товарищества на вере обладает тремя имущественными правами, связанными с внесением им вклада в имущество товарище­ства:

— имеет право на получение причитающейся на его долю части прибыли товарищества;

— имеет возможность свободно выйти из товарищества с получе­нием своего вклада;

— может передать свою долю или ее часть как другому вкладчику, так и третьему лицу; при этом согласия товарищества или полных това­рищей не требуется;

― при ликвидации товарищества на вере имеет преимущественное перед полными товарищами право на получение своих вкладов или их денежного эквивалента из имущества товарищества после удовлетво­рения требований других кредиторов.

Преимуществом товарищества на вере перед полным товариществом является то, что оно имеет возможность для привлечения дополнитель­ных средств не за счет имущества полных товарищей, а за счет вклад­чиков, — такой возможности полные товарищества не имеют.

Товарищество на вере может быть особенно привлекательным для организации сотрудничества двух категорий лиц. Одни из них — не располагающие капиталом носители многообещающих замыслов, не опа­сающиеся ответственности и риска, готовые поставить на карту во имя перспективной идеи даже свое имущество. Другие — богатые, имею­щие свободные средства и готовые вложить их в выгодное дело, но не тяготеющие к предпринимательским хлопотам. Первые становятся дей­ствительными членами товарищества на вере (полными товарищами), а вторые — членами-вкладчиками (коммандитистами), финансирующи­ми общее дело.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)хозяйственное общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уча­стники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимос­ти своих вкладов в уставный капитал. В Законе о предприятии (отме­ненном с 1 января 1995 г.) ООО не было, а было товарищество с огра­ниченной ответственностью (ТОО). Новый ГК РФ не предусматривает создания ТОО, а существующие ТОО подпадают под действие право­вых норм для ООО. Их деятельность регулируется новым ГК и Зако­ном «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общество с дополнительной ответственностью то же, что и ООО, но с одним отличием участники его несут ответствен­ность по его обязательствам в одинаковом для всех кратном (трех­кратном, пятикратном, десятикратном) размере к стоимости вкла­дов в уставный капитал, а не в пределах стоимости вкладов, как в ООО. Это значит, что при недостаточности имущества данного обще­ства для удовлетворения претензий его кредиторов его участники могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом. Однако размер этой ответственности ограничен — он касается не всего личного имущества участников (как в полном това­риществе), а лишь его части — одинакового для всех кратного разме­ра сумм внесенных вкладов (например, трехкратного, пятикратного и т.д.). С этой точки зрения, общество с дополнительной ответственнос­тью занимает промежуточное положение между обществами и товари­ществами. В настоящее время этот тип предприятий не получил в Рос­сии широкого распространения.

Уставный капитал (фонд) ООО разделен на доли, размер и числен­ность которых определяется учредительным документом. ООО отлича­ется от традиционного акционерного общества тем, что его капитал под­разделяется на доли участия, а не на акции. Письменное свидетельство об уплате взносов, называемое обычно паевым свидетельством, явля­ется в отличие от акции не ценной бумагой, а юридической распиской.

Учредительными документами ООО являются учредительный дого­вор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если ООО учреждается одним лицом, его учредительным документом явля­ется устав.

Высшим органом ООО является общее собрание его участников. Общество может быть добровольно ликвидировано или реорганизова­но в акционерное общество или в производственный кооператив только по единогласному решению его участников.

По сравнению с другими формами хозяйственных обществ ООО имеет следующие особенности.

1.Оно является разновидностью объединения капиталов и, следовательно, не требует обязательного личного участия своих членов в де­лах общества.

2.Уставный капитал ООО разделен на доли участников и соответствует их ответственности по делам общества.

Преимущества ООО заключаются в:

— возможности быстрого аккумулирования значительных средств;

— возможности создания одним лицом;

— ограниченной ответственности членов общества по его обязательствам.

Недостатки ООО связаны с тем, что его уставный капитал не мо­жет быть меньше величины, установленной законодательством. Кроме того, ООО менее привлекательно для кредиторов, так как его члены несут только ограниченную ответственность по его обязательствам.

Акционерное общество (АО)хозяйственное общество, устав­ный капитал которого разделен на определенное число акций и учас­тники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах нарицательной стоимости принадлежащих им акций.

Акция является свидетельством права ее покупателя на совладение АО, тогда как приобретение выпущенной АО облигации делает покупа­теля облигации его кредитором.

Наряду с ГК РФ создание, положение и функционирование АО оп­ределяются Законом об акционерных обществах (1996 г.). АО делятся на два типа: открытые и закрытые. Открытое АО характеризуется тем, что:

— оно вправе увеличивать уставный капитал путем открытой под­писки на выпускаемые акции и свободной их продажи, т.е. без согла­сия других акционеров; закрытое не может проводить открытую под­писку на выпускаемые им акции;

— его акционеры могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров; акционеры закрытых обществ имеют пре­имущественное право приобретать акции, продаваемые другими акцио­нерами этого общества;

— оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения го­довой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков; ЗАО — лишь в отдельных случаях;

— число участников ОАО не ограничено, число ЗАО не может пре­вышать 50.

По мнению специалистов, для коммерческих организаций с иностранными инвестициями (КОИИ) форма товарищества (полного и на вере) вряд ли может быть названа удачной, так как учредители должны будут нести ответственность по его убыткам всем своим имуществом, что вряд ли устроит иностранных инвесторов. Именно поэтому товарище­ства с иностранными инвестициями создаются в РФ лишь в исключи­тельных случаях, когда, например, на этом настаивает российский парт­нер.

Форма общества с дополнительной ответственностью также не по­лучила распространения в России. Чаще всего для совместных предприятии используется форма акционерной компании (АО). При выборе между ОАО и ЗАО малые предприятия отдают предпочтение ЗАО, тогда как крупные — ОАО.

В целом АО по своей юридической форме близко к ООО, по мне­нию некоторых специалистов, оно, по сути, является разновидностью 000, так как его участники не отвечают по его обязательствам и несут лишь риск утраты вложенных средств.

Вместе с тем между ЗАО и ООО существуют различия:

— уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций, а ООО — на доли определенных размеров; необ­ходимость регистрации акций может значительно удлинить процесс со­здания ЗАО по сравнению с ООО;

— акции, как правило, распространяются среди большого числа акционеров, особенно у ОАО;

— учредительными документами ООО являются учредительный до­говор и устав, а ЗАО — лишь устав, при этом заключается также дого­вор между учредителями, который, однако, определяет порядок совме­стной деятельности учредителей, а не статус общества, и теряет силу с момента регистрации общества;

— в отличие от ООО, участник которого может в любой момент выйти из него, получив стоимость части имущества, соответствующую его доле, в ЗАО такая возможность не предусмотрена: держатели акций могут продать их, но не могут заявить о своем выходе из ЗАО и потре­бовать принудительного изъятия части имущества общества;

— от АО требуется публичное ведение дел — публикация отчетов и т.д., тогда как от ООО — в отдельных случаях;

— ЗАО, если от него требуется публичное ведение дел, должно привлекать аудитора для проверки правильности годовой финансовой отчетности.


Сейчас читают про: