В 1920-х было выдвинуто и другое предложение о защите культурных ценностей известным русским художником Николаем Рерихом. Еще во время русско-японской войны 1904—1905 годов у художника возникла идея необходимости заключения специального международного соглашения об охране памятников культуры во время войн. Во всей дальнейшей общественной деятельности художника большое место заняла страстная пропаганда охраны культурных ценностей, как во время войны, так и в мирное время. В 1929 году Н. Рерих возвращается к идее заключения международного договора об охране культурных памятников. В годы экономического кризиса, охватившего мир, художник предвидел возможность нового вооруженного конфликта. Проект договора вместе с обращением художника к правительствам и народам всех стран был опубликован в 1929 году и получил всемирную известность. В нем, а также в преамбуле Пакта Рериха раскрывались основные цели. Так, в преамбуле говорилось о двух мотивах заключения пакта: во-первых, о «священном долге» договаривающихся сторон «содействовать моральному благополучию своих наций и развитию искусства и науки во имя общих интересов человечества», во-вторых, о том, что «учреждения, которые занимаются образованием молодежи, искусством и наукой, представляют общую сокровищницу для всех наций мира».
|
|
Кроме преамбулы в проекте было четыре статьи. В первой статье говорилось следующее: «Исторические памятники, образовательные, художественные и научные учреждения, художественные и научные миссии, персонал, имущество и коллекции таких учреждений и миссий должны рассматриваться, как нейтральные и как таковые подлежат охране и уважаемы воюющими. Охрана и уважение в отношении вышеуказанных учреждений и миссий будет осуществляться на всей территории, находящейся под суверенитетом высоких сторон, без различия государственной принадлежности какого-либо учреждения или миссии».
Таким образом, в статье дается перечень охраняемых объектов, причем этот перечень сформулирован исключительно широко. Содержание охраны в мирное время в пакте не конкретизировалось, что же касалось военного времени, то говорилось, что соответствующие объекты будут пользоваться «привилегиями нейтралитета».
Пакт впервые вводил также принцип регистрации культурных ценностей, принцип национального режима в отношении иностранных культурных ценностей и ряд других положений, получивших дальнейшее развитие в последующем международно-правовом регулировании.
Н. Рерих выражал уверенность, что его пакт будет действовать не только во время войны, поскольку он должен предотвратить совершение всех варварских актов, подвергающих опасности памятники культуры. Идея Рериха встретила широкий отклик среди мировой общественности. Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, Альберт Эйнштейн и Герберт Уэллс выступили в поддержку пакта.
|
|
В 1929 году в Нью-Йорке и в 1930 го в Париже и в Брюгге были учреждены постоянные комитеты пакта.
В сентябре 1931 года в бельгийском роде Брюгге, была созвана первая международная конференция Пакта Рериха, в которой приняли участие представители правительств и делегаты мночисленных общественных и культурныx организаций.
На международной конференции пакта Рериха, проходившая в Вашингтоне в ноябре 1933 года, в которой участвовали представители 36 государств, в том числе официальные делегаты 27 государств, рекомендовала правительствам стран подписать Пакт Рериха. Но не везде этот пакт, получал поддержку. Прежде всего у Великобритании и Германии
Седьмая конференция Панамериканского союза в Монтевидео (1933 г.) единогласно приняла резолюцию о принятии Пакта Рериха. 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне в присутствии президента Ф. Рузвельта США и 20 стран Латинской Америки подписали Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.
В итоге договор, заключенный 15 апреля 1935 г., получил известность в международно-правовой литературе как Пакт Рериха, поскольку, по словам австрийского юриста А. Фердросса, он исходит из концепции русского ученого Рериха. Его также часто называют Вашингтонским пактом. В то же время под Пактом Рериха в более широком смысле понимается не только этот конкретный договор, а сам проект, предложенный Н. Рерихом. Хотя круг стран — участниц договора 1935 года и был ограничен, этот договор стал первым международно-правовым актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением, принятым в этой области до второй мировой войны.
Обращаясь к содержанию принятого текста договора, следует отметить, что его действие ограничивалось недвижимыми культурными. Этот договор 1935 года существенным образом отличался от Гаагской конвенции 1907 года, предусматривающей определенную охрану только в военное время.
Проект Пакта Рериха был представлен и в органы Лиги наций: в Международный совет музеев, а после одобрения им в Международную комиссию по интеллектуальному сотрудничеству. Но предметом рассмотрения дипломатической конференции он так и не стал.