double arrow

Пакт РЕРИХА

В 1920-х было выдвинуто и другое предложение о защите культурных ценностей известным русским художником Николаем Рерихом. Еще во вре­мя русско-японской войны 1904—1905 годов у художника возникла идея необ­ходимости заключения специального международного соглашения об охране памятников культуры во время войн. Во всей дальнейшей общественной де­ятельности художника большое место за­няла страстная пропаганда охраны куль­турных ценностей, как во время войны, так и в мирное время. В 1929 году Н. Рерих возвращается к идее зак­лючения международного договора об охране культурных памятников. В годы экономического кризиса, охватившего мир, художник пред­видел возможность нового вооруженно­го конфликта. Проект договора вместе с обращением художника к правительствам и народам всех стран был опубликован в 1929 году и получил всемирную известность. В нем, а также в преамбу­ле Пакта Рериха раскрывались основные це­ли. Так, в преамбуле говорилось о двух мотивах заключения пакта: во-пер­вых, о «священном долге» договарива­ющихся сторон «содействовать мораль­ному благополучию своих наций и раз­витию искусства и науки во имя общих интересов человечества», во-вторых, о том, что «учреждения, которые занима­ются образованием молодежи, искусст­вом и наукой, представляют общую сок­ровищницу для всех наций мира».

Кроме преамбулы в проекте было че­тыре статьи. В первой статье говорилось следующее: «Исторические памятники, образовательные, художественные и на­учные учреждения, художественные и на­учные миссии, персонал, имущество и коллекции таких учреждений и миссий должны рассматриваться, как нейтраль­ные и как таковые подлежат охране и уважаемы воюющими. Охрана и уваже­ние в отношении вышеуказанных учреж­дений и миссий будет осуществляться на всей территории, находящейся под суве­ренитетом высоких сторон, без различия государственной принадлежности како­го-либо учреждения или миссии».

Таким образом, в статье дается пере­чень охраняемых объектов, причем этот перечень сформулирован исключительно широко. Содержание охраны в мирное время в пакте не конкретизировалось, что же касалось военного времени, то гово­рилось, что соответствующие объекты бу­дут пользоваться «привилегиями ней­тралитета».

Пакт впервые вводил также принцип регистра­ции культурных ценностей, принцип на­ционального режима в отношении ино­странных культурных ценностей и ряд других положений, получивших дальней­шее развитие в последующем междуна­родно-правовом регулировании.

Н. Рерих выражал уверенность, что его пакт будет действовать не только во время войны, поскольку он должен пре­дотвратить совершение всех варварских актов, подвергающих опасности памят­ники культуры. Идея Рериха встретила широкий отклик среди мировой общественности. Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, Альберт Эйнштейн и Герберт Уэллс выступили в поддержку пакта.

В 1929 году в Нью-Йорке и в 1930 го в Париже и в Брюгге были учреждены постоянные комитеты пакта.

В сентябре 1931 года в бельгийском роде Брюгге, была созвана первая международная конференция Пакта Рериха, в которой приняли участие представители правительств и делегаты мночисленных общественных и культурныx организаций.

На международной конференции пакта Рериха, проходившая в Вашингтоне в ноябре 1933 года, в которой участвовали представители 36 государств, в том числе официальные делегаты 27 государств, рекомендовала правительствам стран подписать Пакт Рериха. Но не везде этот пакт, получал поддержку. Прежде всего у Великобритании и Германии

Седьмая конференция Панамери­канского союза в Монтевидео (1933 г.) единогласно приняла резолюцию о при­нятии Пакта Рериха. 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне в присутствии президента Ф. Рузвельта США и 20 стран Латин­ской Америки подписали Договор об ох­ране художественных и научных учреж­дений и исторических памятников.

В итоге договор, заключенный 15 апреля 1935 г., получил известность в междуна­родно-правовой литературе как Пакт Ре­риха, поскольку, по словам австрийского юриста А. Фердросса, он исходит из кон­цепции русского ученого Рериха. Его также часто называют Вашингтонским пактом. В то же время под Пактом Рери­ха в более широком смысле понимается не только этот конкретный договор, а сам проект, предложенный Н. Рерихом. Хотя круг стран — участниц договора 1935 года и был ограничен, этот договор стал пер­вым международно-правовым актом, спе­циально посвященным охране культур­ных ценностей, единственным соглашени­ем, принятым в этой области до второй мировой войны.

Обращаясь к содержанию принятого текста договора, следует отметить, что его действие ограничивалось недвижи­мыми культурными. Этот договор 1935 года существенным обра­зом отличался от Гаагской конвенции 1907 года, предусматривающей опреде­ленную охрану только в военное время.

Проект Пакта Рериха был представлен и в органы Лиги наций: в Международный совет музеев, а после одобрения им в Международную комиссию по интеллектуальному сотрудничеству. Но предметом рассмотрения дипломатической конференции он так и не стал.


Сейчас читают про: