Совет Европы

Учрежденный в 1949 году, Совет Европы представляет собой политическую межправительственную организацию. Его постоянная штаб-квартира находится в Страсбурге (Франция). Он объединяет 47 государств Европы, приверженных принципам плюралистической демократии, и 5 стран, имеющих статус наблюдателей (Ватикан, Канада, Мексика, Соединенные Штаты Америки и Япония).

Цели:

-Защита прав человека и верховенства закона во всех государствах-членах.

-Укрепление демократической стабильности в Европе путем поддержки политических, правовых и конституционных реформ на общегосударственном, региональном и местном уровне.

- Поиск решения таких социальных проблем, как нетерпимость, дискриминация меньшинств, ксенофобия, нетерпимость, биоэтика и клонирование человека, наркомания, терроризм, торговля людьми, коррупция, и организованная преступность и коррупция, киберпреступность, насилие по отношению к детям.

- Поддержка и развитие культурной самобытности Европы, особенно в области образования.

- Поддержка социальной сплоченности и социальных прав

Структура:

Комитет Министров - директивный орган, в котором представлены министры иностранных дел 47 государств-членов или их постоянные дипломатические представители.

- Парламентская Ассамблея - совещательный орган, состоящий из 318 членов (и 318 их заместителей), представляющих 47 национальных парламентов, и из делегаций государств, не являющихся членами Совета Европы.

- Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, состоящий из двух палат - Палаты местных властей и Палаты регионов.

-Европейский Суд по правам человека, расположенный в Страсбурге.

В настоящее время Генеральным секретарем является гражданин Великобритании Терри Дэвис, избранный в 2004 г. на пятилетний срок. Он направляет и координирует деятельность Совета Европы.

Согласно Статье 1 (b) Устава Совета Европы культурная политика была обозначена как одно из приоритетных направлений деятельности, наравне с защитой прав человека. Эта статья подчеркивала, что поставленная цель должна достигаться совместными действиями стран-членов Совета Европы.

Несмотря на некоторое сопротивление и нежелание государственных чиновников, а, следовательно, и Комитета министров дать развиться должному влиянию Совета Европы в вопросах культуры, этой международной организации удалось, тем не менее, постепенно добиться признания и начать играть более важную роль в этом вопросе.

Формирование культурной политики Совета Европы можно разбить на несколько этапов.

С 1949 г. до конца 50-х гг. проводимые инициативы Совета Европы в культурной области были обусловлены, прежде всего, политическими мотивами, а именно, желанием поместить культуру на службу европейской идеи и дать идеологическое обоснование созданию Единой Европы.

С середины 1950-х годов сюда добавляются следующие мероприятия:

- организация ежегодной выставки европейского искусства;

- проведение стажировок для расширения возможности представлять европейскую идею различным уровням образования;

- перевод на французский или английский язык литературных произведений с нераспространенных европейских языков;

- организация обменов и исследовательских поездок европейцев;

- создание центра европейского кино; публикация трудов, изучающий европейский фольклор.

В конце 1950-х Ассамблея предложила создать Культурный Фонд, учреждение которого собрало бы сверх сумм, выделяемых из правительственных вкладов, дополнительные общественные фонды, для того чтобы предложенная программа культурного содействия была достаточно профинансирована. В качестве цели, зафиксированной в Уставе, называлась помощь европейским институтам, работающим в областях воспитания, науки, культуры, в перспективе европейского сотрудничества. Свою деятельность Культурный Фонд направил на финансирование европейского кино, организацию Европейских художественных выставок, проведение Европейского дня школ. Кроме того, им проводятся стажировки, учебные путешествия, публикации, назначаются исследовательские стипендии.

Несомненно, одним из основных достижений СЕ в культурной сфере стало составление Комитетом экспертов по культуре Европейской культурной Конвенции, подписанной 19 декабря 1954 г., и предложенной для вступления, как странам-членам Совета Европы, так и странам, не входящим в Совет Европы.

Преамбула и одиннадцать статей Конвенции определили концепцию, в которой прослеживается миссия Совета Европы в культурной области, то есть распространять общими усилиями европейскую цивилизацию и взаимное знание о различных национальных культурах, которые в свою очередь составляют существование и основу единства европейской цивилизации; полностью признавать разнообразное культурное европейское достояние, которое каждый должен сохранять и обогащать, так как оно является элементом общей цивилизации.

На сегодняшний день политика Совета Европы в сфере культуры направлена на развитие межкультурного диалога и предотвращение конфликтов, как в Европе, так и во всем мире, на развитие активной гражданской позиции, укрепление солидарности, поощрение творческой деятельности, на выработку общих принципов защиты европейского культурного и природного наследия. Совет Европы также способствует оказанию технической помощи странам-членам Совета Европы в выработке общегосударственной политики и проведении законодательных реформ в области культуры. Он оказывает поддержку политикам и специалистам в различных областях деятельности по разработке программ в области межкультурного сотрудничества и образования. Европейская программа по изучению вопросов национальной политики в области культуры направлена на обобщение опыта разных стран и извлечение конкретных уроков из успехов и неудач, как на национальном, так и на региональном уровне, а также на выделение схожих проблем, по которым возможны аналогичные решения. Эта программа позволяет Совету Европы получить широкий обзор проблем в культурной области, с которыми сталкиваются страны-члены, а также предложить возможные варианты их решения. Совет Европы также поддерживает культурный обмен артистами между регионами и содействует укреплению сотрудничества европейских культурных кругов, рассматривая его в качестве средства для обсуждения важнейших вопросов европейской культурной политики.

Большое внимание Советом Европы уделяется развитию и распространению информации. Это связано с тотальной коммерциализацией и распространением шаблонной массовой культуры. Для того чтобы сократить и в определенной степени нейтрализовать эти негативные явления, в рамках европейской культурной политики приоритет отдается поиску позитивных путей поощрения, создания и распространения высококачественных аудиовизуальных программ. Эти телевизионные программы должны обеспечивать основной принцип, в соответствии с которым телевидение несет культуру в дом каждого. За наиболее оригинальные и в творческом отношении созидательные телевизионные передачи присуждается приз «Европа», который учрежден в 1987 г. Конкурс, организуемый Советом Европы в сотрудничестве с другими европейскими институтами, открыт для местных, региональных или национальных трансляционных станций. Он охватывает такие жанры, как «художественное кино», «документальное кино», «европейские события» и «ИРИС» (мультикультурные программы). Победителей выбирает жюри, которое состоит из ведущих представителей телевещательной промышленности.

Ввиду того, что ни одно государство не может преодолеть кризис в сфере кинематографии в Европе, Комитет экспертов по вопросам кино Совета Европы разработал и принял в 1992 г. Европейскую конвенцию по совместному производству фильмов. Кроме того, в 1988 г. был учрежден Фонд поддержки европейского кино и телеискусства Евроимидж. Цель его создания в поощрении создания кинематографических и аудиовизуальных произведений в Европе. Для этого проводится частичное финансирование их совместного производства и распространения. Фонд находится в Страсбурге. С момента своего создания Евроимидж оказал поддержку в производстве более чем 700 полнометражных и документальных фильмов. В настоящее время к нему присоединились 27 государств-членов и его годовой бюджет составляет почти 20 миллионов евро. Финансовая поддержка распространению продукции и помощь киноактерам доступна только для тех стран-членов, которые не попали в программу поддержки средств массовой информации, реализуемой Европейским Союзом.

Так в 2002 г. премию «Оскар» в номинации лучший зарубежный фильм получила кинолента боснийского режиссера Дэниса Тановича «Ничейная земля». На съемки фильма фонд Совета Европы «Евроимидж» выделил 335 тысяч евро и над этой лентой работали Франция, Бельгия, Словения, Великобритания и Италия.

Кроме того, Совет Европы проводит ряд других значительных мероприятий, например, организацию Европейских художественных выставок. Основная цель этих выставок – способствовать осознанию общности европейского культурного наследия путем знакомства с основными периодами и художественными направлениями, показать влияние различных выдающихся художников или школ. До настоящего времени было организованно двадцать семь выставок, которые представляли различные художественные школы. Они носили самые разнообразные названия, такие как: «От викингов до крестоносцев. Скандинавы и Европа, 800-1200», «Искусство и власть», «Мечта о счастье – искусство историзма». 27-я выставка состояла из двух экспозиций «Оттон Великий, Магдебург и Европа» (Магдебург, 2001) и «Центр Европы в период первого тысячелетия нашей эры» (Будапешт, Краков, Берлин, Мангейм и Прага в период между 2000 и 2002 гг.).

Необходимо так же отметить работу, проводимую Советом Европы по охране исторического и культурного наследия. Деятельность в этой области координируется Комитетом по культурному наследию, который следит за осуществлением конвенций по архитектурному и археологическому наследию. Эти две конвенции направлены на укрепление, развитие и унификацию политики в области сохранения и развития европейского наследия, являясь в тоже время основой международного сотрудничества и обмена информацией в этой области. Ежегодно по инициативе Совета Европы и при поддержке Европейского Союза проходят Дни европейского культурного наследия. Они являются отличным способом приобщения людей к культурному наследию в европейских странах, а также культурному разнообразию Европы. Также разрабатываются туристические маршруты по местам, имеющим большое значение для европейской культуры. Среди таких маршрутов можно назвать «шелковый» и «текстильный путь», «эпоха барокко», «сельские поселения», «влияние монастырей», «дороги викингов», «ганзейский путь», «сооружение крепостей» и т. д.

В 1977 г. была учреждена премия Совета Европы для музеев. Она ежегодно присуждается тому музею, который внес особый вклад в сохранение культурного наследия Европы. Лауреат выбирается Комиссией по культуре и образованию ПАСЕ.

Что касается вопросов образования, то Совет Европы с помощью разработки различных проектов ищет ответы на вопросы о том, каким образом оно может способствовать сближению народов Европы, взаимопониманию и укреплению доверия между ними.

В связи с этим были разработаны и приняты три Конвенции в сфере образования: Европейская Конвенция об эквивалентности дипломов, дающих право на поступление в университеты в 1953 г., Европейская Конвенции об эквивалентности сроков обучения в университетах в 1956 г. и Европейская Конвенция об академическом признании документов об университетском образовании, принятая в 1959 г. Постепенное увеличение числа стран, которые приняли участие в программах Совета Европы по образованию и культуре, привело к тому, что возросли различия между системами образования стран-участниц. Это, в свою очередь, означает, что потеряла свою почву предпосылка, лежащая в основе европейских конвенций о высшем образовании, которая заключается в признании того принципа, что национальные системы образования, по сути, эквивалентны.

Появление этих трудностей привело к тому, что 30 октября 1992 г. Генеральный секретарь Совета Европы в официальном письме на имя Генерального директора ЮНЕСКО предложил разработать совместную Конвенцию Совета Европы и ЮНЕСКО. Эта инициатива была активно поддержана и привела к появлению Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. Она была подписана 11 апреля 1997 г. в Лиссабоне. Главная задача Конвенции – облегчить признание документов об образовании, выдаваемых в разных странах. По сути, важнейшей целью это Конвенции стало создание юридического каркаса в сфере высшего образования на европейском континенте, который должен предоставить студентам в Европе возможность учиться и работать за рубежом. Лиссабонская Конвенция заменила шесть ранее принятых Конвенций в этой области. Кроме разработки конвенций в области образования Совет Европы также обобщает новые идеи, опыт и результаты исследований на благо всего общества, издает материалы практических исследований, а также учебных и других пособий для преподавателей и руководителей сферы образования.

Кроме того, Совет Европы разрабатывает крупномасштабные проекты в области школьного, высшего образования, а также систем образования взрослых. В различных учебных заведениях для учащихся и преподавателей создаются Европейские клубы, которые организуют деятельность в области европейского образования. Европейские клубы занимаются распространением информации относительно европейской географии, исторического, культурного, экономического аспекта, знакомят с европейскими организациями, их структурой, функционированием, целями, изучают политическую, социальную и культурную жизнь стран-членов Совета Европы и ЕС, исследуют цели и проблемы европейского объединения.

Одна из задач образовательных европейских программ – привлечение внимания к необходимости изучения иностранных языков как средства общения между европейскими народами. Надо отметить, что 2001 г. был объявлен «Европейским годом языков». В рамках этой инициативы внимание уделялось обсуждению и разрешению вопросов, связанных с языковым многообразием в Европе. В целом, работа Совета Европы по вопросам образования ведется в следующих направлениях: разработка крупномасштабных проектов в области школьного, высшего образования и обучения взрослых; обобщение новых идей, опыта и результатов исследований на благо всего общества; развитие связей и обменов, установление новых контактов и стимулирование партнерства; развитие университетского сотрудничества; реформа законодательства в области образования. Что касается проблем молодежи, то Совет Европы уделяет им постоянное внимание. Главная цель молодежной политики Совета Европы состоит в подготовке молодых людей к активному участию в жизни своей страны на европейском и международном уровнях. Молодежь должна участвовать в строительстве своего будущего, используя при этом основополагающие ценности Совета Европы: свободу личности, демократию, терпимость, открытость мышления, отказ от насилия.

Для выполнения этих положений в Страсбурге был открыт Европейский молодежный центр. Он является образовательным учреждением и центром, где проживают молодые люди. Здесь собираются представители молодежи всех государств Европы, равно как и стран за ее пределами. Европейский молодежный центр сотрудничает с различными международными молодежными неправительственными организациями, такими как политические партии, социально-образовательные и религиозные группы, профессиональные союзы и организация рабочей молодежи. Такое сотрудничество дает возможность глубже изучить общие для молодежи вопросы и познакомиться с культурой других стран. В 1995 г. был открыт второй такой центр в Будапеште.

На встрече европейских министров по делам молодежи, которая прошла 9 ноября 2002 г. в Салониках (Греция) были установлены приоритеты Совета Европы в молодежном секторе на 2003 – 2005 гг., а именно: развитие межкультурного диалога, участие в демократических и гражданских инициативах, профилактика насилия. Министры также рекомендовали Организации более полно учитывать интересы молодежи в своей работе. В принятой декларации министры отметили ряд общих тенденций в проблемах молодежи. Они говорили о растущей экономической зависимости молодежи от своих семей и органов социального обеспечения, о повышении процента безработицы среди молодежи, о критическом отношении к функционированию демократических институтов.

Что касается спорта, то Совет Европы всегда рассматривал развитие спорта как средство для улучшения качества жизни, содействия интеграции в

обществе и укрепления социальных связей. Сотрудничество в области спорта по линии Совета Европы организованно в партнерстве с правительственными и неправительственными организациями в рамках Комитета по развитию спорта, созданного в 1977 г. Комитет по развитию спорта и Спортивный Фонд являются конкретными инструментами применения Европейской культурной Конвенции во всем, что касается спорта. На своих ежегодных заседаниях в Страсбурге Комитет по развитию спорта принимает программу деятельности и обсуждает актуальные вопросы спорта, выбирает председателя и его заместителя сроком на один год. Члены бюро Комитета, которое собирается 2-3 раза в год, представляют различные географические группы в составе Комитета и избираются на двухлетний срок. Заседания рабочих групп и экспертных комиссий проводятся по необходимости в соответствии с программой деятельности, которая также включает в себя семинары, практикумы, передвижные семинары и учебные курсы, организуемые и финансируемые государствами-членами совместно с Советом Европы.

Первым документом, привлекшим внимание европейцев к преимуществам систематических занятий спортом, стала Европейская Хартия «Спорт для всех». Инициатива по ее разработке была выдвинута на Европейской конференции министров по делам спорта в 1975 г., и ее официальное принятие состоялось 24 сентября того же года. Эта Хартия провозглашает право каждого заниматься спортом. Впервые за всю историю такое право было официально признано в международно-правовом документе. Согласно Хартии спортивная политика европейских стран должна проводится в рамках единой программы, основанной на спортивных идеалах Совета Европы. Кроме того, Европейская Хартия явилась средством повышения качества жизни недееспособных людей, инвалидов. Она вносит вклад в дело их реабилитации и интеграции в обществе.

После десяти лет разработки в 1988 г. Комитетом по развитию спорта был составлен персональный тест определения физической выносливости детей и молодежи «Еврофит» – комплекс физкультурных нормативов. Этот тест определяет гибкость, скорость, силу и т. д. Его используют во многих учебных заведениях Европы. Успешное применение комплекса «Еврофит» для детей и молодежи привело к необходимости разработки и принятию «Еврофит» для взрослых. Эти нормативы служат основой для создания программ физического воспитания. Оба комплекса отражают растущее понимание того, какой вклад вносит физическая культура в сохранение здоровья, улучшение качества жизни человека в современном мире.

Кроме того, Совет Европы выступает против негативных явлений в спорте, в частности, против допинга и насилия. Так, в 1989 г. была принята Антидопинговая Конвенция, которая ограничивает применение допинговых препаратов, ужесточает антидопинговый контроль, вводит ряд санкций против нарушителей. На сегодняшний день эта Конвенции ратифицирована 37 государствами. Она так же открыта для участия неевропейских государств, три из которых, Австралия, Канада, Тунис, вступили в нее. Таким образом, эта конвенция действует за пределами европейского континента. В сотрудничестве с Европейской Комиссией ЕС Совет Европы участвовал в создании Всемирного антидопингового агентства. Совет Европы имеет два места в нем и играет активную роль в формировании его политики.

Что касается насилия в спорте, то после трагедии, которая произошла на футбольном матче за Европейский Кубок между «Ювентусом» и «Ливерпулем» на стадионе в Брюсселе 29 мая 1985 г., когда погибли 39 человек, Совет Европы разработал Конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий. В ней оговорено 70 мер безопасности, которые государства обязаны принимать во время футбольных матчей. За реализацией Конвенции следит специальный постоянный Комитет. К настоящему времени ее ратифицировали 34 государства.

Принятие в 1992 г. Европейской спортивной хартии и Кодекса спортивной этики стали естественным продолжением деятельности Совета Европы в области спорта. В этих двух документах правительства взяли на себя обязательство обеспечить своим гражданам – во взаимодействии с соответствующими спортивными организациями – возможности для занятий спортом на определенных условиях. С самого начала своей деятельности в спортивной сфере Совет Европы стремился использовать воспитательный потенциал спорта. В последние годы эта деятельность была выделена в отдельное направление по формированию спортивного сообщества, основанного на идеалах терпимости. На первом «круглом столе» по вопросам спорта, терпимости и спортивного поведения в 1996 г. более чем в половине государств-членов были назначены «послы спорта, терпимости и спортивного поведения». Они призваны пропагандировать уважение друг друга в спорте, вести программы по воспитанию терпимости и внедрению других этических ценностей как в спорте, так и благодаря ему. Ежегодно послы собираются вместе для обсуждения вопросов развития и расширения своей работы.

Таким образом, культурная деятельность Совета Европы направлена на:

- содействие осознанию и развитию этой самобытности, которая составляет культурную мозаику нашего континента;

- поиски совместных решений проблем таких, например, как глобализация экономики и ее последствия, с которыми сталкиваются государства-члены при проведении их культурной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: