Украина и Юнеско

ЮНЕСКО

В обстановке общедемократическо­го подъема, последовавшего за разгромом фашизма во второй мировой войне, начали обсуждаться воз­можности для создания широкой международной орга­низации в целях сотрудничества в вопросах науки, про­свещения и культуры.

Начало подготовительной работы по созданию ЮНЕСКО обычно связывают с конференциями мини­стров просвещения союзных стран, которые начали со­бираться в Лондоне с 1942 года. В ноябре 1942 года в Лондоне была проведена первая конференция министров просвещения 9 стран, оккупи­рованных фашистскими войсками. На этой конференции был поднят вопрос об организации международного сотрудничества в области просвещения. Конференции министров просве­щения и главным образом созданные на них вспомогательные органы собирались на заседания регулярно в течение 1942 – 1945 годов.

Проблемы международного научного и культурного сотрудничества обсуждались и в связи с разработкой системы послевоенного устройства мира и созданием ООН и ее специализированных учреждений.

На конференции, открывшейся в Лондоне 1 ноября 1945 г., на которой присутствовали представители ряда стран, был разработан и открыт для подписания Устав ЮНЕСКО, а также принят специальный акт об учреждении подготовительной комиссии по созданию ЮНЕСКО.

В те­чение года до открытия 1-й Генеральной конференции ЮНЕСКО, в ноябре 1946 года комиссия провела ряд заседаний и учредила Исполнительный комитет из 14 членов, который действовал между заседаниями ко­миссии.

День 4 ноября 1946 г. стал считается днем официального создания организации. К этому времени 20 государств ратифицировали Устав ЮНЕСКО

Спустя 2 месяца, 14 декабря 1946 г., I сессия Гене­ральной Ассамблеи ООН утвердила соглашение с ЮНЕСКО, и она, таким образом, вошла в систему ООН в качестве специализированного учреждения по вопросам просвещения, науки и культуры.

Таким образом, сразу после окончания 2 Мировой была создана центральная межправительственная организа­ция, поставившая себе цель содействовать миру и рас­ширять связи между народами в области науки и культуры и в вопросах просвещения в целях взаимопонимания и приобретения более точного и ясного представления о жизни каждого из них.

Нынешний курс ЮНЕСКО в отношении культурной жизни человечества - это совокупность большого круга практических мероприятий и огромная работа по обобщению и распространению опыта культурною общения различных субъектов международных отношений.

Основные задачи ЮНЕСКО

- превратить политику в области культуры в один из ключевых элементов развития человечества;

- поощрять творчество и участие в культурной жизни;

- наращивать усилия по сохранению и повышению роли материального и нематериального, движимого и недвижимого наследия, а также развитию индустрии культуры;

- содействовать культурному и языковому разнообразию в рамках информационного общества.

- выделять значительные людские и финансовые ресурсы на развитие культуры.

Особое внимание уделяется Организацией вопросам разработки, принятия и применения нормативны международно-правовых актов в сфере международного сотрудничества в области культуры.

Первые шаги ЮНЕСКО в сфере культурного сотрудничества были довольно скромными. Так, на 1-й сессии Генеральной конференции (Париж, 1946 г.) обсуждались лишь документы по проблемам свободы творчества. На следующей сессии (Мехико, 1947 г.) были установлены связи с международными неправительственными организациями. Так с 1949 года ЮНЕСКО начало сотрудничать Международным советом музеев (ИКОМ), включив музейное дело в программу своей деятельности и стала участвовать издании журнала „Музей".

Постепенно усиливалось сотрудничество ЮНЕСКО с государствами-членами и по вопросам защиты, охраны и реставрации памятников и исторических мест, по охране авторских прав. К середине 1950-х годов появляется тема взаимопознания и взаимодействия культур, социальных и этических компонентов этого процесса.

На практике все это означало большую работу по организации проведению многочисленных исследований, конференций, подготовке научных и художественных изданий.

ЮНЕСКО, выступив за взаимное изучение и признание различ­ных культур, уделяла большое внимание разработке и изданию фундаментальных трудов по истории духовного и культурного развития человечества. Так, по решению 2-й сессии Генеральной конферен­ции ЮНЕСКО было решено осуществить издание „Всемирной ис­тории развития науки и культуры". Первый том этого труда вышел в 1963 году, а целиком из­дание было завершено в 1968 году. Всего вышло шесть томов, охвативших историю человечества от первобытного общества до XX века. В конце ХХ в. Была проделана большая работа по выпуску пересмотренного и обновленно­го издания этого фундаментального труда.

Среди других крупных мероприятий подобного характера можно назвать проект „Восток - Запад", целью которого было взаимное ознакомление и признание культурных ценностей народов Запада и Востока. В ходе его осуществления возникли крупные новые центры международного культурного общения – Центр по изучению культур Юго-Восточной Азии (Токио), Исследовательский совет по региональным культурам (Дели), Центр по иранской культуре (Тегеран, 1964 г.), Центр по изучению и популяризации арабской культуры (Бейрут. Дамаск, Каир).

Работа по реализации проекта „Восток - Запад" способствовали разработке и принятию по инициативе Индии комплексной программы изучения и взаимного признания культур всех континен­тов и регионов планеты.

В ходе его осуществления возникли африканский проект, включающий в себя издание многотомной „Всеобщей истории Африки», программы по популяризации истории культуры стран Латинской Америки и Карибского бассейна, издание шеститомной „Истории цивилизации Центральной Азии".

Другой важной программой аналогичного характера стал „Славянский проект", возникший по решению 16-й сессии Генеральной конференции (Париж, 1970 г.).

Деятельность ЮНЕСКО в области сохранения, охраны и развития культурного достояния человечества развивается по различным направлениям. Так, Организация разработала большое количество нормативных документов, направленных па охрану культурного наследия человечества. Список таких документов весьма внушителен. Среди самых важных можно назвать Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 г.), Рекомендацию о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1964), Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (1972), Рекоменда­цию о международном обмене культурными ценностями (1976 г.), Рекомендацию об охране движимых культурных ценностей (1978 г.), Рекомендацию об охране и сохранении движущихся изобра­жений (1980 г.), Всеобщую декларацию о культурном разнообразии(2001), международной конвенции об охране нематериального культурного наследия (2003).

Организация сделала многое в плане практических мер по спасению ряда выдающихся памятников культуры. Речь идет, прежде всего, об организованных ЮНЕСКО международных кампаниях и защиту культурных ценностей, которые берут начало с июня 1959 года, когда Исполнительный совет принял решение о проведении кампании по спасению памятников Древней Нубии в Египте и Судане. Речь шла о спасении памятников Абу-Симбела от отопления в связи со строительством Асуанской плотины. Кампания, официально начавшаяся 8 марта 1960 г., была успешно завершена 10 марта 1980 г. В итоге были спасены храмы Абу-Симбела и четыре гигантские статуи. После нубийской кампании были организованы еще много кампаний. Наиболее известная среди них – спасение индонезийского храма Борободур - завершилась в 1982 году. Среди других можно назвать кампа­нии по спасению достопримечательностей древнего города Мохенд­жо-Даро (Пакистан), памятников Флорен­ции и Венеции, древнего Карфагена, античной столицы Таиланда Сулкхотан и других.

Количество таким компаний постоянно увеличивается.

Проводя такие кампании, ЮНЕСКО выступает в качестве ини­циатора, организатора, международного органа, привлекающего к ним видных ученых, реставраторов и других специалистов из различных стран мира, а также в качестве центра, оказывающего необходимую научную и техническую помощь.

На протяжении многих лет ЮНЕСКО успешно содействует делу подготовки и совершенствования специалистов различных музейных и реставрационных профилей.

Большой заслугой ЮНЕСКО является то, что организация обобщает и способствует обмену достижениями национального опыта госу­дарств-членов в области охраны памятников и достопримечатель­ных мест, выявляет проблемы, которые создают реальную угрозу культурному достоянию, и изыскивает пути их решения. Так, ЮНЕСКО приняла меры по реализации ряда резолюций Генераль­ной Ассамблеи ООН по вопросу о возвращении произведений ис­кусства и рукописей, вывезенных из стран, находившихся под ко­лониальной зависимостью. С этой целью был учрежден Межправительственный ко­митет по содействию возвращению культурных ценностей странам их происхождения или их реституции в случае незаконного при­своения. Его устав был утвержден в 1978 году, содействует, заключению двусторонних межправительственных соглашений о возвращении культурных ценностей, тесно сотрудничая при этом с соответствующими международными неправительственными ор­ганизациями (ИКОМ, ИКОМОС - Международный совет по вопро­сам памятников и достопримечательных мест).

Хищение культурных ценностей и их реали­зация, являются одной из центральных проблем современности.

Важными являются усилия ЮНЕСКО по разработке понятия и стратегии политики в области культуры. Важным этапом на этом пути явило созыв под эгидой ЮНЕСКО в 1970 году в Венеции первой Meжправительственной конференции по организационным, административным и финансовым аспектам политики в области культуры. В свете ее решений были проведены региональные межправительственные конференции в Хельсинки (1972 г.), Джокьякарте (197: г.), Аккре (1975 г.) и в Боготе (1978 г.). Выводы и рекомендации и предложения этих конференций стали предметом изучения на состоявшейся в Мехико с 26 июля по 6 августа 1982 г. Всемирной конференции по политике в области культуры (МОНДИАКУЛЬТ) На конференции, в которой участвовали 129 государств, была одобрена 181 рекомендация, которая, представляла собой своего рода „культурный кодекс" человечества.

Здесь были даны определения культуры закрепленное в Декларации Мехико о политике в области культуры и которое используется во многих международных нормативно-правовых актах. Решения конференции стали основой для дальнейшего планирования деятельности Организации в сфере культуры. ЮНЕСКО выступила с инициативе провозглашения на 41-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Всемирного десятилетия развития культуры начиная с 1988 года.

ЮНЕСКО И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Деятельность ЮНЕСКО в сфере образования является наи­более значительной по сравнению с другими областями деятельно­сти Организации.

На данный момент можно выделить три стратегические цели ЮНЕСКО в области образования:

- продвижение образования как основополагающего права человека;

- улучшение качества образования;

- стимулирование экспериментального и инновационного подходов, политический диалог.

Для решения этих вопросов в Юнеско выделяют пять основных направления работы организации:

- идентификация возникающих проблемы, поиск стратегии их решения, создание условий для диалога и апробирование инновационных решений.

- разработка международно-правовых норм в таких ключевых областях, как техническое и профессионально-техническое образование, и признание квалификаций высшего образования.

- расширение возможностей правительств, экспертов, гражданского общества через консультативные услуги, учебные материалы и симпозиумы, международные конференции и информационный обмен.

- аккумулирование и осуществление обмена информацией о том, какие процессы идут в сфере образования, особенно в части, касающейся инноваций.

- стимулирование международного сотрудничества по вопросам образования. Важными моментами в работе Юнеско в области образование является наличие сети ассоциированных школ Юнеско и кафедр Юнеско, которые занимаются продвижением идеалов ЮНЕСКО путём проведения пилотных проектов и развития сотрудничества в области образования на различных уровнях.

Международный Образовательный Форум, который проходил в Дакаре, Сенегал, в апреле 2000 г., был первым и самым важным событием в сфере образования в начале нового века. Принимая план действий, предложенный в Дакаре, 1100 участников подтвердили намерение достигнуть реализации стратегии Образование Для Всех к 2015 году. На Форуме были сформулированы следующие задачи:

- расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за детьми младшего возраста и их воспитанию, особенно в отношении наиболее уязвимых и обездоленных детей;

- обеспечение того, чтобы к 2015 году все дети, особенно девочки, дети из неблагополучной среды и из этнических меньшинств могли свободно получать бесплатное и обязательное высококачественное начальное образование;

- обеспечение того, чтобы образовательные потребности всех молодых людей и взрослых удовлетворялись на основе равного доступа к соответствующим программам обучения и приобретения жизненных навыков;

- повышение на 50% уровня грамотности взрослых к 2015 году, особенно женщин, и предоставление всем взрослым равного доступа к базовому и непрерывному образованию;

- ликвидация гендерных различий в начальном и среднем образовании к 2005 году и достижение гендерного равенства в области образования к 2015 году;

- всестороннее повышение качества образования и обеспечение успешной успеваемости для всех, с тем чтобы каждый мог достигать признанных и поддающихся оценке показателей обучения, особенно в отношении грамотности, счета и важнейших жизненных навыков.

УЧАСТИЕ ЮНЕСКО В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ НАУЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

ЮНЕСКО стала первой в истории человечества всемирной межправительственной организацией, на которую была возложена Миссия многопланового содействия развитию международных от­ношений и международной политики в научной сфере. При этом характерной особенностью деятельности ЮНЕСКО в этом плане стал её глобальный и в то же время философский подход к проблемам Международного научного сотрудничества. ЮНЕСКО стала со временем играть важную роль в разработке и осуществлении программ, других специализированных учреждений ООН и многих международных неправительственных организаций.

В основе научных программ Юнеско лежат следующие цели:

- поставить науку на службу благосостояния всех народов, что предполагает более свободное и более интенсивное распространение информации и знаний, а также проведении во всемирном масштабе согласованной работы по ориентации научных исследований в тех областях, которые более всего соответствуют потребностям всех людей.

- содействовать контролю над применением обществом научных достижений, имея при этом в виду, что технический прогресс „при недостаточном контроле может иметь чрезвычайно тревожные последствия, такие как разрушение окружающей среды, массовая миграция и бесконтрольная урбанизация, угроза безра­ботицы.

Большое место в повседневной деятельности ЮНЕСКО занима­ют мероприятия, направленные на содействие слаборазвитым странам в развитии науки и техники, в подготовке для них нацио­нальных кадров.

Данная работа осуществляется в рамках ЮНЕСКО с учетом резкого отставания слаборазвитых стран по основным параметрам состояния науки. Так, по данным ЮНЕСКО, в конце ХХ в. около 90% мирового объема исследований и разработок приходилось на долю небольшого коли­чества промышленно развитых стран, располагавших 88% общего числа ученых, инженеров и техников планеты; более 93% патен­тов регистрировалось в этих странах, а расходы на исследования в них в расчете на одного работающего в 60 раз больше, чем в осво­бодившихся странах.

ЮНЕСКО всегда играла активную роль в разви­тии многостороннего научного сотрудничества. Так в частности, ЮНЕСКО сыграла ведущую роль в становлении ряда международных организаций - по изучению мозга (ИБРО) и по изучению клетки (ИКРО). И этот список можно продолжать, подчеркнув, что ЮНЕСКО старается улавливать назревающие потребности научно-технического прогресса и реальные потребности международного сообщества и от­кликаться на них конкретными программами, проек­тами и мероприятиями.

Так П-я сессия Генеральной конференции приняла в I960 году, основываясь на рекомендациях межправительственной конференции по океанографии, которая проходила в Копенгаге­не, решение о создании при ЮНЕСКО Межправительственной океа­нографической комиссии (МОК). И в 1960-е годы МОК начала по скоординированной всемирной программе систематические исследования Индийского, Тихого и Атлантического океанов. Всего в этой программе, законченной в 1977 году, приняли участие более 40 ис­следовательских судов из 12 стран мира. Полученные в результате ее выполнения данные имели большое практическое значение для изучения климата, уточнения навигационных карт, решения ряда аспектов экономического развития. Работа МОК успешно продолжается и в наши дни.

Сейчас межправительственная океанографическая комиссия координирует научные исследования различных агентств и институтов ООН, ведет постоянное наблюдение за океаном с целью повысить качество метеорологических прогнозов, заранее определять появление и своевременно оповещать население о цунами или ураганах. Комиссия также участвует в создании глобальной системы наблюдения за океаном.

Большое значение для изучения и освоения ресурсов Мирового океана и суши имеют и две другие межправительственные програм­мы - гидрологическая (MГП) и геологической корреляции (МПГК). Первая из них родилась в рамках Международного гидрологического десятилетия (МГЦ), начавшегося в 1965 году.

Большая работа проводится в ЮНЕСКО по изучению ресурсов земной коры в рамках МПГК. В настоящее время в ней участвуют свыше 110 стран. МПГК осуществлено большое число международных исследований, проектов, конкретных мероприятий в тесном со­трудничестве с Международным союзом геологических наук (МСГН)

Можно назвать и программы ЮНЕСКО, связанные с экологическими науками, в частности программу «Человек и биосфера» (Man and the Biosphere, сокращенно MAB). Всемирная сеть биосферных заповедников, созданная в рамках программы МАБ и объединяющая более 480 объектов во всем мире, предоставляет возможности для Сведения к минимуму утраты биоразнообразия, повышения уровня жизни, улучшения социальных, экономических и культурных условий, необходимых для экологического равновесия.

В проекте Программы ЮНЕСКО на 2006-2007 гг. были определены четыре главных направления деятельности, связанные с экологией и геонауками:

1) Исследование и создание потенциала для управления экосистемами

2) обеспечение экологической устойчивости посредством расширения сети Биосферных заповедников

3) Упрочнение связей между культурным и биологическим разнообразием

В области гуманитарных и социальных наук задача ЮНЕСКО – способствовать продвижению знаний, разработке норм и налаживанию интеллектуального сотрудничества, содействуя тем самым социальным преобразованиям, основанным на уважении идеалов справедливости, свободы и человеческого достоинства. ЮНЕСКО в этой области выполняет тройную задачу: изучает то, что уже существует (исследования в области социальных наук), стремится предвидеть то, что может случиться (философия и перспективные исследования), и определяет то, что должно быть (этика и права человека), с тем чтобы уменьшить разрыв между существующим и ожидаем положением дел.

Ведущие тематические направления деятельности ЮНЕСКО в этой области – этика науки и технологии с акцентом на биоэтику; содействие осуществлению и защита прав человека и демократии и укрепление гуманитарной безопасности; борьба с расизмом, дискриминацией, ксенофобией.

Исследования ЮНЕСКО в области этической стороны научного прогресса также охватывают огромное количество обусловленных глобализацией социальных преобразований.

Важным практическим результатом реализации программы ЮНЕСКО по биоэтике, основанной в 1993 г., явилось принятие Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека в 1997 г. на 29-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Подводя итоги, касающиеся деятельности ЮНЕСКО в области науки, следует подчеркнуть, что она делает немало не только плане содействия собственно научному прогрессу, но и в осознания человечеством реальной и все более возрастающей роли научной жизни современного общества, ее воздействия на судьбы план Конкретный вклад вносят в этом направлении многие исследования, конференции и симпозиумы ЮНЕСКО.

Именно такой широкий подход отличает ЮНЕСКО от многих других международных организаций, является ее специфической особенностью, обеспечивающей высокий международный престиж научных мероприятий, исследований и публикаций Организации.

За время членства в ЮНЕСКО Украина трижды избиралась к|до| руководящему органу Организации – Исполнительному совету: 1981 – 1985 гг., 1995 – 1999 гг. и 2001 – 2005 гг.

На 27-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (1993 р|.) Украина выступила с инициативой разработки „Программы культуры мира”. Эта инициатива легла в основу|основание| переориентации деятельности ЮНЕСКО на укрепление ее этической миссии и роли в формировании психологии культуры мира, климата доверия и толерантности. Междисциплинарный проект „На пути к культуре мира” стал стратегическим направлением программной деятельности Организации.

Важным механизмом укрепления координирующей роли Украины в регионе в области науки является Международная ассоциация академий наук, штаб-квартира которой|какой| функционирует на базе НАН Украины и которая|какая| в апреле 2003 р|. получила статус официального партнера ЮНЕСКО.

Свыше 20 лет в Украине функционирует сеть ассоциируемых школ ЮНЕСКО. Она объединяет 50 общеобразовательных школ из|с| разных|различных| городов нашей страны|страна-участницы|, которые|какие| реализуют проекты в рамках программной деятельности ЮНЕСКО. Среди наиболее весомых международных проектов есть такие: „Диалог культур и цивилизаций”, „Превентивное образование против|супротив| спида”, „Охрана окружающей среды” и т. д.

В ведущих высших учебных заведениях Украины создано 12 кафедр ЮНЕСКО, которые|какие| выступают инициаторами проведения международных конференций ЮНЕСКО из|с| превентивного образования против|супротив| спида и туберкулеза (апрель 2005р|., Грузия, Россия, Украина), международного совещания экспертов „Право на образование в странах|страна-участнице| переходного периода” (Национальный университет „Киево-могилянская Академия”). В Украине выдается|издается| единственный|единый| в мире журнал “Педагогика толерантности”.

В сфере культуры важнейшим направлением работы Украины является сотрудничество из|с| ЮНЕСКО из сохранения|сохранности| объектов культурного и естественного|природного| наследия. Состоянием на сегодня в|до| Список всемирного наследства|наследия| ЮНЕСКО входят такие достопримечательности|памятка|, как “София Киевская - Киево-печерская лавра” (внесено в 1990 году), исторический центр Львова (внесено в 1998 году); в июле в 2005 г. к|до| Списку включен объект научно культурной наследства|наследия| „Дуга Струве” (4 геодезических пункта: Баранивка, Катеринивка, Старонекрасивка, Фельштин).

Кроме того, состоянием на сегодня, к|до| предыдущему|предварительному| списку объектов которые|какие| могут претендовать на включение к|до| Списку всемирного наследства|наследия| ЮНЕСКО включено 9 украинских объектов культурного и естественного|природного| наследия (Бахчисарайский ханский дворец, заповедники|заказник| “Асканія-нова|” и “Херсонес Таврический”, культурный ландшафт и каньон м. Каменец-подольский, исторический центр м. Чернигов, Уманский парк „Софиевка”, Каневский заповедник|заказник| “Могила Тараса Шевченко”, буковые пралеса Карпат, а также археологический комплекс „Каменная могила”).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: