Репутация и личность посредника

Цели посредничества

ТЕМА- ПОСРЕДНИЧЕСТВО

Успех переговоров во многом зависит от тщательности подготовки к их проведению, квалификации участников и имеющегося у них опыта разрешения того или иного типа конфликта. Все чаще зарубежом обращаются к помощи специалистов (консультантов, посредников, арбитров), ведущих переговоры от имени своих клиентов.

Посредничество - это способствование достижению договоренности между сторонами, осуществляемое третьей стороной. Согласно ст.10 Закона Украины "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", "независимый посредник - определенная согласно общему выбору личность, способствующая установлению взаимодействия между сторонами, проведению переговоров, принимающая участие в выработке примирительной комиссией взаимоприемлемого решения".

Посредник стимулирует конструктивное обсуждение спорных вопросов и способствует взаимопониманию сторон, прежде всего, через внедрение определенных процедурных правил, формирование распорядка переговоров, влияния на психологическую атмосферу самих переговоров.

Посредничество является творческим процессом. В посредничестве большую роль играют интуиция, опыт, которые помогают посреднику найти такую тактику действий, которая бы была адекватной:

1) специфике конфликта;

2) стилям поведения в конфликте и на переговорах сторон конфликта;

3) целям посредничества.

Успешный посредник - это трезвый реалист, который не стремится достижения "справедливого" или "наилучшего" решения конфликта, а пытается найти приемлемое для сторон урегулирование спорного вопроса (вопросов). При этом достижение согласия рассматривается как поэтапный процесс, обусловленный определением некоторой общности и взаимообусловленности интересов сторон, увеличением их взаимодоверия и готовности к совместному поиску сбалансированного решения спорных вопросов. Как правило, посредник пытается сдержать эскалацию конфликта, но в некоторых случаях может допустить временную эскалацию с целью демонстрации сторонам непродуктивности избранной ими тактики ведения переговоров.

В целом процесс посредничества имеет две ориентации:

- на достижение договоренности;

- на улучшение отношений между сторонами.

В реальном процессе посредничества присутствуют обе ориентации, соотношения которых определяются посредником на основе анализа конкретной ситуации.

Немаловажное значение в успешности деятельности посредника играет комплекс его морально-этических качеств, обеспечивающих доверие сторон и их уверенность в его непредвзятости. Для того чтобы посредник воспринимался как авторитетный человек, способный осуществить действенную помощь сторонам конфликта, желательно, чтобы, он имел высокий социальный статус и опыт успешного посредничества (1).

Позитивное впечатление оставляют посредники, которым свойственны:

- эмоциональная стабильность,

- личностная зрелость и социальная ответственность,

- компетентность,

- развитые коммуникативные навыки, искренняя манера общения,

- честность,

- небезразличность, заинтересованность в конструктивном взаимодействии сторон конфликта.

Хороший посредник стремится понять позиции, интересы и мотивы других людей, с уважением относится к ним и считает их способными разрешать сложные проблемы. Одновременно он помнит о необходимости определенным выигрышным образом представлять себя, демонстрировать уверенность в своих силах и отзывчивости к окружающим. Он не оценивает и не критикует действия сторон, пытается сделать переговоры более эффективными и результативными.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: