double arrow

Перспективы развития морского транспорта


Проблемы развития морского транспорта

Область применения морского транспорта

1. Международные экспортно-импортные перевозки внешнеторговых грузов. 60% от общего объема экспортно-импортных перевозок приходится на морской транспорт.

2. Выполняет каботажные перевозки (между портами своей страны).

3. Выполняет перевозки иностранных фрахтователей.

4. Используется в рыболовстве.

5. Туристические круизы.

1. Продолжается сокращение общего числа судов и тоннажа.

2. Продолжается старение флота. Средний возраст судов под отечественным флагом достиг 18,2 лет. Средний возраст судов в мире 10 лет.

3. Продолжается тенденция сдачи российских судов в повременную аренду иностранным фирмам. Около 60 % российского флота зарегистрировано под иностранными флагами.

4. Сохраняется тенденция к строительству судов, их регистрации и осуществлению судоходства за рубежом.

5. Специализация и оснащенность российских портов не соответствует структуре и объемам грузопотоков, в результате чего около 30 % российских внешнеторговых грузов отправляется через иностранные порты.

6. Недостаточными темпами осуществляется обновление флота буксиров, ледоходов, спасательных судов, что снижает надежность и безопасность мореплавания.

1. Модернизация действующих морских портов.

2. Строительство новых портов, в том числе специализированных.

3. Строительство новых судов,

4. Снижение среднего возраста судов с 18,2 до 13,2 лет (норма 10-12 лет)

5. Переключение российских грузопотоков из портов сопредельных стран на отечественные порты.

6. Повышение доли флота под российским флагом.

7. Для повышения пропускной способности морских портов предусматривается увязка их развития с созданием логистической системы, включающей как припортовые терминалы различного назначения, так и терминалы в крупных транспортных узлах страны, включая «сухие порты.

Морской флот

Грузовые морские суда классифицируются на универсальные, специализированные и комбинированные.


Организация перевозок морским транспортом

Перевозки грузов и пассажиров осуществляются морским транспортом во внутренних и внешних сообщениях. В зависимости от вида плавания различают: загранплавание и каботаж.

Каботаж делится на:

1. малый каботаж – плавание между отечественными портами в пределах одного-двух бассейнов без захода в территориальные воды других государств.

2. большой каботаж – плавание между отечественными портами различных бассейнов с заходом в иностранные порты.

По характеру работы флота морское судоходство делят на линейное и трамповое. Между ними существуют значительные различия, выражающиеся прежде всего в назначении и качестве услуг, предоставляемых морским транспортом клиентуре.

Трамповое судоходство

Трамповыми (англ. "tramp" - бродяга) называют суда, которые осуществляют нерегулярные рейсы без четкого расписания. Трамповое судоходство предполагает освоение грузопотока флотом нерегулярно, судно совершает «случайные», единичные рейсы.
При трамповом судоходстве перевозятся в основном массовые дешевые грузы (навалочные, наливные). Судовладельцы и фрахтователи заключают между собой договор, в котором оговаривают порядок своих взаимоотношений и устанавливают стоимость перевозки. Заключение договора перевозки в трамповом судоходстве называют фрахтованием, а сам договор чартером (charter).
Многовековые традиции торгового мореплавания привели к созданию типичных договоров перевозки, которые называются проформамичартера. На основе проформ чартера, который разрабатывается или перевозчиками, или специализированными организациями, заключается чартер на перевозку конкретных грузов в определенных направлениях. В торговом мореплавании применяются следующие виды фрахтования судна:


Виды фрахтования судов.

Существует две формы фрахтования судов: рейсовое фрахтование и фрахтование судна на время.

I.Рейсовое фрахтование. Его, в свою очередь, можно разделить на:

· фрахтование на рейс;

· круговой рейс;

· последовательные односторонние рейсы;

· по контракту.

1. Фрахтование на рейс - реализуется как сделка, согласно которой судовладелец одним рейсом перевозит груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов. Назначения.

Судовладелец практически полностью контролирует работу и использование своего судна и принимает на себя все коммерческие риски и расходы по его эксплуатации на время действия договора. Выполнив такую перевозку и получив договорную сумму фрахта, коммерческие взаимоотношения судовладельца с фрахтователем прекращаются.

2. Фрахтование на круговой рейс. Фрахтователь обеспечивает загрузку судна в прямом и обратном направлении. По существу это две самостоятельные фрахтовые сделки, но заключаются оно одновременно, предполагая выполнение одним судном двух последовательно связанных рейсов для перевозки обычно неодинаковых грузов между различными портами.

3. Фрахтование на последовательные рейсы. Фрахтовая сделка заключается на два и более однообразных рейса. Поэтому в договоре появляется оговорка о том, сколько рейсов судно должно выполнить. Такие фрахтовые сделки практикуются в тех случаях, когда грузоотправителю необходимо какую-то массу груза перевести несколькими партиями и временные параметры кругового рейса удовлетворяют сроки отправки каждой партии.
4. Фрахтование судов по контракту (генеральному фрахтовому контракту), согласно которому судовладелец обязывается в течение конкретного периода времени перевезти определенное количество груза;

Судовладелец берет на себя обязательство перевести определенную массу груза несколькими пароходными партиями в течение конкретного периода времени. Например, судовладелец предлагает в течение календарного года (полугодия), ежемесячно, в какую-то декаду продавать под погрузку одно (два и более) судна для приема определенной парии груза. Во фрахтовых контрактах не указывается название конкретных судов, так как они назначаются обычно под каждый рейс.

При рейсовом фрахтовании судовладелец полностью контролирует работу своего судна и принимает на себя все коммерческие риски (порча груза из-за неисправности судна, опоздание и т.п.).

II. Фрахтование судна на время.

Судовладелец сдает свое судно внаем, и фрахтователь становится в какой-то мере владельцем судна и принимает на себя все коммерческие риски и расходы по его эксплуатации. Фрахтование судна на время имеет несколько форм:
- фрахтование на условиях тайм-чартера (time charter) - это сделка, напоминающая аренду судна, при которой судно на определенное время передается фрахтователю для перевозки грузов в любых направлениях. Судовладелец на протяжении всего срока действия договора должен поддерживать судно в исправном, рабочем состоянии и содержать экипаж. Фрахтователь берет на себя все остальные расходы (топливо, портовые сборы) и платит арендную плату судовладельцу;
- фрахтование на условиях димайз-чартера (demise charter) - это сделка, при которой судовладелец передает судно фрахтователю на указанный в договоре срок вместе с командой, члены которой становятся служащими нанимателя. Тот, в свою очередь, берет на себя расходы на содержание судна, в том числе, зарплату членам экипажа и арендную плату судовладельцу;
- фрахтование на условиях бербоут-чартера (bareboat charter) - это наем судна без экипажа. Фрахтователь берет на себя все расходы, относительно его использования, и выплачивает арендную плату судовладельцу. Этот вид фрахтования судов широко применяется во время приобретения судов в рассрочку. В таком случае сделка аренды является также и договором купли-продажи. После завершения расчетов фрахтователь становится владельцем судна.

Линейное судоходство

Линейное судоходство – это форма организации работы флота при которой обеспечивается движение судов по объявленному расписанию с оплатой по тарифу между заранее установленными портами.

Линия –морское сообщение между отдельными портами, поддерживаемое судоходными предприятиями Движение судов организуется по заранее объявленному расписанию. Это главный признак линейного судоходства. В расписании помимо наименований работающих судов указывают базовые и факультативные порты захода, дни (в некоторых случаях часы) прихода (отхода) судов в порт.
Базовыми портами обычно считаются начальные и конечные порты линии, где формируется главный грузопоток. В таких портах производится основное обслуживание и снабжение судов, располагаются офисы судовладельцев. Заход в факультативные поты осуществляется по мере накопления в них грузов.
Линии подразделяются на односторонние, двусторонние и конференциальные.

Односторонние линии характеризуются тем, что на них работают суда только одной страны или одной судоходной компании.

Двусторонние линии поддерживаются судами компаний двух стран (по взаимному согласованию) или двух судоходных предприятий.

Конференциальные линии, организованные для перевозки грузов на основе соглашений конференций судовладельческих компаний.
Основное предназначение конференциальных линий – установление одинаковых тарифов и условий перевозки для всех участников перевозки. Это делается для устранения излишней конкуренции между судоходными предприятиями, работающими на одних и тех же направлениях перевозок. Судоходные предприятия России участвуют во всех видах линейных перевозок.

Линейное судоходство обеспечивает скоростную и высокоскоростную доставку генеральных, ценных грузов. Наибольшее распространение получили контейнерные линии.

Флот линейного судоходства состоит из универсальных сухогрузных судов и специализированного тоннажа – контейнеровозов, ролкеров, лихтеровозов, автомобилевозов, паромов.
К преимуществам линейного судоходства относят:
- регулярность рейсов;
- соблюдение сроков;
- относительно стабильные цены;
- эксплуатация специализированного тоннажа;
- наличие широкой сети агентов.
Однако, подобные перевозки нуждаются в значительных расходах, и потому тарифы линейных перевозчиков более высоки, по сравнению со ставками трамповых судов. Судами линейного плавания перевозятся главным образом генеральные грузы. Они доставляются небольшими партиями, А поэтому на линейном судне порой перевозятся сотни коносаментных партий груза, идущих в адрес различных получателей.

Наиболее мощная грузовая база для работы линейного флота сформировалась за счет обмена готовыми товарами различного назначения между развитыми странами. К ним, прежде всего, относятся экономические центры стран Европы, Америки, Японии. Здесь выделяются следующие океанские направления, обслуживаемые линейными судами: Западное побережье США – станы Дальнего Востока, Западная Европа – порты Северной Америки, Западная Европа – Дальний Восток.

Транспортная документация морского транспорта


Сейчас читают про: