double arrow

Формы дислалии

С.В.Семихатская

Курс лекций

ДИСЛАЛИЯ

Лекция 8. Типовые узлы и схемы управления ЭП с

асинхронными двигателям …………..……………………..60

Лекция 9. Автоматизированный ЭП с синхронными

электродвигателями ……………………………………..…..68

Лекция 10. Технические средства замкнутых схем

управления АЭП …………………………………….……….74

Лекция 11. Замкнутые схемы управления АЭП с ДПТ…………...…86

Лекция 12. Замкнутые схемы управления электроприводов с

двигателями переменного тока ………………………..…...93

Лекция 13. Электромашинные преобразователи частоты ………….….98

Лекция 14. Статические преобразователи частоты ………..…………104

Лекция 15. Энергосбережение в АЭП ………………………………..…112

ТЕМА № 1. Определение дислалии. Исторический аспект развития проблемы.

Под термином дислалия от греческого dis – приставка, означающая частичное расстройство, и lalio –говорю – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Среди различных речевых нарушений наиболее часто встречается косноязычие, т.е. неправильное, нечеткое произношение тех или иных звуков.

Долгое время все речевые расстройства были объединены под одним названием. Впервые в Европе в научное обращение этот термин был введен профессором Вильнюсского университета врачом И.Франком. В своей монографии вышедшей в 1827 году, он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных дефектов различной этиологии. В 1830 году врач Шультесс (Швейцария) все речевые нарушения разделил на две группы: заикание и косноязычие. Термин «косноязычие» очень древний, народный, долгое время он обозначал всякую неправильную речь. Уточнение понятия косноязычие возникает в медицинской литературе в первой половине 19 века. Шультесс косноязычие обозначил термином « дислалия». Это более узкое значение, нежели у Франка; Шультесс причисляет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. В дальнейшем Куссмауль предлагает свою классификацию, в которой принимает точку зрения Шультесса: называет косноязычием все недостатки речи, основанные на расстройствах в буквенном звукообразовании (1879), с таким же пониманием дислалии мы встречаемся в работах Гутцмана. Все недостатки речи, основанные на расстройствах в буквенном звукообразовании, называются косноязычием. А.Куссмауль различает также косноязычие врожденное и приобретенное. Последнее чаще бывает функциональным вследствие неправильного воспитания и недостаточного упражнения, но может быть и органическим. Органическое косноязычие (Disartria literalis или centralis anarthria literalis), как показывает само название, является одной из форм центрального, органически обусловленного нарушения речи. Расстройства речи, возникающее в результате пороков развития периферического речевого аппарата, относятся к механическим дислалиям. Выделение Куссмаулем двух видов дислалии – функциональной и механической – и отграничение этих форм от литеральной дизартрии упорядочили представление о видах нарушений фонетической стороны речи.

Косноязычие имеет две формы: физиологическую – возрастное косноязычие, присущее детям в возрасте 2 – 5 лет, и патологическую, связанную с тем или иным речевым нарушением.

Физиологическое косноязычие рассматривается у таких авторов, как И.А. Сикорский, Н.И. Красногорский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, Ф.А.Рау. Оно определяется ими как этап нормального речевого развития ребенка.

В 80-х годах 19 столетия Коэн (Австрия) в своих работах пытался провести классификацию дислалий. Позднее в конце 19 и начале 20 веков появились работы по косноязычию зарубежных авторов: Фрешельса, Либмана, Зеемана и других.

В 1912 году Е.С.Боришпольский (Россия) разделил расстройства речи на две группы: центральные и периферические. К центральным расстройствам он относил афазии органического происхождения и функциональные (заикание и лепетание). К периферической группе он относил дислалии, или алалии. Среди дислалий выделялись глухонемота, связанная с поражением уха, и косноязычие. Е.С.Боришпольский считал, что косноязычие зависит только от несовершенства артикуляционного аппарата.

Среди советских ученых, работающих в области расстройства речи, следует отметить Ф.А.Рау, С.М.Доброгаева, М.Е. Хватцева, Ю.А.Флоренскую, Р.Е.Левину и других. В своих работах они выделяют отдельные формы речевых расстройств, связанные с нарушением слуха, артикуляционного аппарата.

А вот в 30 – 50 –е годы это понятие претерпевает существенные изменения. М.Е.Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот термин подводил все типы нарушения произношения). Он включал в нее звукопроизносительные дефекты, обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи: костно-хряще – мышечных частей, или « периферической их иннервацией», а также нарушения звукопроизношения, обусловленные периферической тугоухостью. По – мнению М.Е.Хватцева дислалии, обусловленные этим дефектом составляют приблизительно 10%. Он выделяет три формы дислалий: механическую, обусловленную грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелинами неба, короткой подъязычной уздечкой); органическую, обусловленную периферической тугоухостью, аномалиями челюстей и зубов, а также аномалиями языка и неба; функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого неба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыхаемой струи воздуха и т.д.

В начале 50 – х годов 20-го столетия А.М.Смирнова на основе большого клинического материала публикует классификацию дефектов произношения, которая заметно отличается от классификации, предложенной М.Е.Хватцевым.

В этот же период О.В.Правдина дает иную трактовку дислалии: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Ею в отличие от М.Е.Хватцева были выделены только две формы: функциональная и механическая в состав механической включена и ринолалия.

В дальнейшем, в 60-е годы в работах С.С.Ляпидевского и О.В.Правдиной прослеживается тенденция к делению произносительных дефектов на дислалию и дизартрию и отказу от обобщающего термина « косноязычие». В эти же годы в работе С.С.Ляпидевского и Б.М.Гриншпуна ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение. Это определенным образом сузило понятие дислалия и сделало его более четким. Позднее разделение дислалии на функциональную и механическую поддерживается большинством авторов.

В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию (К.П.Беккер, М.Совак, М.Е. Хватцев, О.А.Токарева, О.В.Правдина и др.). Такое деление дислалии направляет внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена.


Сейчас читают про: