Сенсорная форма дислалия

Моторная форма дислалии

Расстройства проявляются главным образом в нарушении сложных моторных функций и могут ограничиваться только не­которыми признаками. В анамнезе отмечены тяжелые роды. Гомбургер и Джейкоб отмечали легкие расстройства пирамидных и околопирамидных путей, которые исправлялись еще в детстве. Моторная недостаточность может ограничиваться только облас­тью артикуляционной мускулатуры, которая как бы расслаблена и движения ее неловки. Ребенок не может сознательно повто­рять и подражать артикуляционным движениям языка и губ. Это расстройство развития тонких координационных разговорных движений. На связь сложной дислалии с нарушением тон­ких движений указал в 1948 г. Лухзингер. Он разделил детей с моторной недостаточностью на три группы и определил, что сте­пень выраженности нарушения звукопроизношения больше, если больше нару­шены тонкие движения.

Некоторые авторы (Гуцман, Кистлер) обратили внимание на связь тяжелого косноязычия с левшеством. Но многие ученые не считают эту связь доказанной, так как нет точных статистических иссле­дований.

При этой форме дети с трудом различают звуки из-за недо­статочной дифференциальной способности коркового окончания слухового анализатора. Когда ребенок начинает после упражне­ний произносить разные звуки, он долго не может дифференци­ровать их на слух. Ребенок не распознает звуковые оттенки, которые образуются физиологически по одинаковому принци­пу. При сенсорной дислалии обнаруживается часто амузия...

Органическое косноязычие возникает: 1) при расстройствах путей восприятия речи, 2) при нарушениях строения голосо­вого и речевого аппарата, а также при нарушениях иннервации мускулатуры этих аппаратов, 3) при расстройствах центральной нервной системы. Поэтому необходимо каждого ребенка с нарушением звукопроизношения тщательно обследовать.

1. Расстройства слуха бывают частой нераспознанной причи­ной дислалии, особенно при врожденной тугоухости. При по­нижении остроты слуха ребенок не слышит правильную речь ок­ружающих, поэтому он и неправильно подражает ей в звуковом отношении. Расстройство речи зависит от степени нарушения слуха для высоких частот. Когда этих частот не хватает, ребенок не слы­шит высокие форманты звуков, главным образом шипящие и звуки ф и х. Слух для остальных звуков речи может быть при этом не нарушен и родители не подозревают о недостатке слуха у ребенка. Чем больше понижена верхняя слуховая граница, тем большее количество букв изменено по звуку.

2. При органических расстройствах речевых центров возникает нарушение произношения, которое мы называем центральной ди­зартрией. У детей с расстройством, длящимся с периода развития речи, центральная дизартрия проявляется в звуковом отношении иначе, чем у взрослых. Она больше напоминает косноязычие, чем дизартрию, и поэтому правильнее называть ее центральной дислалией. Такие расстройства чаще всего возникают после кровоиз­лияния в мозг во время трудных родов, что сопровождается нару­шением пирамидных и околопирамидных речевых путей. При стертых формах околопирамидных болезней причина расстрой­ства речи часто просматривается и расстройство ошибочно при­нимается за простое косноязычие, от которого оно иногда почти не отличается. Расстройства произношения, которые бывают при разных заболеваниях центральной нервной системы, нельзя счи­тать простым косноязычием, так как это дислалия центрального происхождения.

Тяжелые расстройства произношения наблюдаются при оли­гофрении. Происходят они вследствие интеллектуальных дефектов, затрудняющих понимание речи, а также рассеянности, от­сутствия наблюдательности, моторной недостаточности голосо­вого аппарата, которая затрудняет быструю двигательную коор­динацию артикуляционной мускулатуры.

3. Анатомические нарушения речевого аппарата всегда являются причиной косноязычия, которое называется меха­нической дислалией разной степени в зависимости от места аномалии (dislalia palatina, dentalis, lingualis, labialis). Тяжелые расстройства произношения возникают при расщеплении нёба. При аномалиях свода твердого нёба, особенно при ненормально высоком твердом нёбе, нарушается произношение звуков (к, г, х) и гласных. Неправиль­ное развитие и положение челюстей и неправильный прикус обычно нарушают произношение шипящих. Параличи языка и губ нарушают произношение переднеязычных звуков или губ­ных согласных. Укорочение уздечки языка, что наблюдается редко, в дальнейшем мешает произношению переднеязычных звуков.

В конце 20вв. и по настоящее время термин «дислалия» приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвистические.

Дислалия является наиболее распространенной речевой патологией по некоторым данным встречается у детей дошкольного возраста (5-6 лет) от 25- 35 %, а у детей школьного возраста (1-2 классы) – 20%.

В настоящее время дислалия определяется как нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

По этиологическому признаку выделяется две основных формы дислалии функциональную и механическую (органическую).См.схему №1

Рассмотрим механическую дислалию. Причины возникновения.

Дефекты языка. Патологические изменения языка: укороченная уздечка языка. При данном дефекте оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься, при такой аномалии страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. Иногда страдает внятность речи.

Однако не всегда дефекты языка могут привести к нарушениям произношения, это говорит о компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение и при нарушенных условиях реализации звуков; один и тот же акустический эффект можно разными способами.

Кроме того возникновение дислалии зависит от строения языка – толстый, малоподвижный, массивный, или наоборот, слишком узкий и маленький, все это затрудняет правильную артикуляцию.

Наиболее частыми дефектами являются дефекты челюстей и зубного ряда - нарушения прикуса (соотношение верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях)

Прогения передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед;

Прогнатия - передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперед;

Открытый прикус – при сомкнутом положении верхней и нижней челюстей остается свободным промежуток между верхними и нижними зубами. Если промежуток образуется между передними зубами при сомкнутых боковых, это передний открытый прикус; если промежуток наблюдается между боковыми зубами при сомкнутых передних, это боковой открытый прикус. Эти аномалии могут возникать из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных нарушений.

Нарушения прикуса затрудняют выработку необходимых для произношения разных групп звуков положений языка. При прогении затруднено положение широкого кончика языка за нижними резцами, что необходимо для произношения свистящих звуков. При прогнатии затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произношения шипящих звуков. При переднем открытом прикусе кончик языка просовывается в щель между резцами, что придает шепелявый оттенок звуку; при боковом открытом прикусе боковой край языка просовывается в щель между коренными зубами и туда же уходит воздушная струя, что придает звукам хлюпающий оттенок.

Могут наблюдаться и отклонения в строении зубного ряда: отсутствие тех или иных зубов, редко поставленные зубы, диастемы[1], между передними зубами двойной ряд зубов, что может влиять на формирование направленной воздушной струи. Во всех этих случаях надо направить ребенка к специалисту- ортодонту в стоматологическую поликлинику. Наибольший эффект наложение шин приносит в возрасте от 5 – 6 лет, когда кости еще достаточно пластичны. Но это не значит, что с таким ребенком не надо заниматься. Если у него хорошо работают подвижные органы артикуляционного аппарата и достаточно


Схема№1


развит фонематический слух, можно добиться положительных результатов посредством занятий по исправлению звукопроизношения.

Однако не всегда зубные аномалии приводят к дефектам произношения: при некоторой деформации зубов оно может быть нормальным.

Строение неба. Отрицательно сказывается на звукопроизношении неправильное строение неба. Узкое, слишком, высокое (или «готическое») небо, или наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков родного языка.

Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков (они приобретают избыточный шум), губно- зубных, переднеязычных, взрывных, реже – Р и Р’.

Также отмечается нарушение произношения и гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из – за избыточной зашумленности согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных.

Нарушения губ или губные аномалии. Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных (м, п, б) и губно- зубных (ф, в) звуков. Данные нарушения встречаются довольно редко, так как врожденные дефекты (различные деформации) преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте. Таким образом, логопед сталкивается преимущественно с последствиями деформаций травматического происхождения, при которых в основном нарушается произношение губных звуков вследствие неполного смыкания губ, а также губно – зубных звуков. Иногда наблюдаются дефекты произношения лабиализованных гласных (о, у).

Необходимо учитывать, что эти дефекты чаще всего являются лишь предрасполагающими факторами к появлению нарушений звукопроизношения, поскольку у физически и психически здорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве случаев находятся естественные возможности компенсации такого дефекта.

Механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: