double arrow

История развития вещевой службы


Квалификационные требования к содержанию

Введение

Богатый исторический опыт строительства и применения Вооруженных Сил убедительно свидетельствует, что одним из главных условий достижения победы в войне (вооруженном конфликте) является бесперебойное и в полном объеме обеспечение их необходимыми материально-техническими ресурсами, в том числе вещевым имуществом и техническими средствами вещевой службы.

Вещевое обеспечение-вид материального обеспечения войск, предназначенный для осуществления комплекса мероприятий по своевременному и полному обеспечению воинских частей, подразделений и военнослужащих материальными средствами по установленной номенклатуре, нормам снабжения и осуществлении бытовых услуг, связанных с поддержанием здоровья, образцового внешнего вида личного состава, его банно-прачечного обслуживания, а также восстановлением эксплуатационных свойств предметов обмундирования и обуви.

В реализации целей вещевого обеспечения важная роль принадлежит её оптимальная организация.

Организация вещевого обеспечения в мирное время - совокупность действий командиров, начальников, органов управлений и подразделений службы по своевременному и полному обеспечению войск (сил) материальными средствами по установленной номенклатуре, нормам снабжения и осуществлению банно-прачечного обслуживания личного состава, ремонта предметов вещевого имущества. Главная цель организации вещевого обеспечения - поддержание высокой постоянной боевой готовности войск в мирное и военное время.




Содержание данного курса лекций призвано раскрыть современную систему организации вещевого обеспечения воинской части (соединения). Применять учебный материал необходимо творчески с учётом появления новых руководящих документов, устанавливающих порядок и нормы вещевого обеспечения.

подготовки выпускника по дисциплине «Экономика и менеджмент вещевого обеспечения»

Выпускник должен иметь представление:

об исторических тенденциях развития вещевой службы;

об особенностях вещевого обеспечения военнослужащих армий США, Германии, Китая;

о системе заказов вещевого имущества на промышленных предприятиях.

Знать:

требования руководящих документов, регламентирующих порядок решения задач вещевого обеспечения воинской части;

современную систему вещевого обеспечения ВС РФ, функции ее органов управления, учреждений и подразделений;

цели, задачи, принципы и общий порядок вещевого обеспечения войск в мирное и военное время;

классификацию вещевого имущества, поступающего на снабжение в воинские части (соединения);

типовую организационно-штатную структуру вещевой службы воинской части (соединения);



обязанности должностных лиц вещевой службы воинской части;

основные нормы снабжения военнослужащих и лиц гражданского персонала воинской части вещевым имуществом;

организацию и порядок ведения учета вещевого имущества на объектах учета в воинской части;

порядок получения вещевого имущества от довольствующего органа, других воинских частей и поступившего в воинскую часть с военнослужащими, проходящими службу по призыву;

порядок перевозки вещевого имущества различными видами транспорта;

претензионно-исковую работу по недопоставкам имущества, поступившего от поставщиков, и по недостачам (порче) при перевозках железнодорожным транспортом;

организацию хранения вещевого имущества на войсковых вещевых складах, правила хранения имущества, содержания складов и выполнение противопожарных мероприятий;

порядок вещевого обеспечения подразделений воинской части, содержания объектов ротного хозяйства и правила эксплуатации вещевого имущества;

критерии оценки содержания объектов вещевой службы, ротного хозяйства и вещевой службы воинской части;

порядок вещевого обеспечения военнослужащих, проходящих службу по призыву, организацию первоначальной и последующей выдачи им вещевого имущества;

порядок вещевого обеспечения военнослужащих, проходящих службу по контракту, организацию индивидуальной и массовой выдачи готовых предметов вещевого имущества и пошива форменной одежды в ателье;



порядок вещевого обеспечения граждан, пребывающих в запасе, на период прохождения учебных сборов в воинских частях;

порядок изменения качественного состояния вещевого имущества и списания его по срокам носки (эксплуатации), организацию выбраковки и распорки имущества;

мероприятия по обеспечению сохранности вещевого имущества, порядок определения действительного материального ущерба, его возмещения за счет виновных лиц или списания за счет государства;

организацию банно-прачечного обслуживания личного состава воинской части;

организацию помывки личного состава в бане, замены постельного и нательного белья, полотенец и портянок;

организацию производственной деятельности банно-прачечного комбината воинской части (гарнизона);

мероприятия, проводимые вещевой службой воинской части по предупреждению и ликвидации педикулеза;

организацию ремонта вещевого имущества, его планирования и работу вещевой ремонтной мастерской воинской части;

порядок заготовки (закупки) вещевого имущества из местных средств и реализации снятого со снабжения имущества;

порядок планирования вещевого обеспечения личного состава воинской части по сезонным планам снабжения;

методику проведения сверок учетных данных вещевой службы и объектов учета имущества;

организацию вещевого обеспечения военнослужащих, подразделений и воинской части в военное время;

организационную структуру, задачи и возможности подразделений вещевой службы воинской части (соединения) в военное время;

эшелонирование войсковых запасов вещевого имущества, порядок их содержания, расходования и пополнения;

особенности организации текущего и среднего ремонта вещевого имущества в военное время;

особенности организации банно-прачечного обслуживания воинской части в военное время;

особенности учета и отчетности в воинской части в военное время;

порядок вещевого обеспечения полка (дивизии) в оборонительном и наступательном бою;

методику работы начальника вещевой службы по управлению службой в боевой обстановке;

методику планирования вещевого обеспечения полка в бою;

порядок размещения, перемещения и организацию работы подразделений вещевой службы полка в боевых условиях;

особенности решения задач вещевого обеспечения в современных локальных войнах, вооруженных конфликтах и в период чрезвычайных обстоятельств, в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуациях;

организацию и планирование работы по экономии, рациональному расходованию материальных и денежных средств в вещевой службе воинской части;

порядок представления и составления отчетов и заявок по вещевой службе;

систему планирования и контроля хозяйственной деятельности вещевой службы воинской части (соединения);

порядок приема-сдачи дел и должности должностными лицами вещевой службы воинской части.

Уметь:

использовать нормы снабжения военнослужащих и лиц гражданского персонала воинской части;

принимать вещевое имущество, поступившее в воинскую часть со склада довольствующего органа, от других воинских частей и с военнослужащими;

документально оформлять прием вещевого имущества, поступившего по железной дороге, оформлять претензии и иски к поставщикам и органам транспорта;

организовать хранение вещевого имущества на войсковых складах для правильного содержания имущества, оборудования складов, поддержания режимов хранения, освежения и учета имущества;

содержать объекты ротного хозяйства подразделений в образцовом состоянии, правильно организовать эксплуатацию вещевого имущества в подразделениях и оценивать состояние ротного хозяйства;

организовать примерку и подгонку предметов военной одежды, обуви и снаряжения, закрепление их за воинской частью и военнослужащими, проходящими службу по призыву и контракту;

организовать пошив форменной одежды военнослужащим;

контролировать расход мерного материала, фурнитуры и оплату стоимости пошива форменной одежды в ателье;

осуществлять расчеты с военнослужащими и другими организациями;

организовать распорку (разборку) имущества;

оформлять служебные и учетные документы для привлечения военнослужащих и лиц гражданского персонала к материальной ответственности за ущерб, нанесенный государству;

оформлять материалы по списанию с учета пришедшего в негодное состояние или утраченного вещевого имущества;

анализировать производственно-финансовую деятельность банно-прачечного комбината воинской части (гарнизона);

оценивать порядок содержания банно-прачечного комбината;

планировать текущий и средний ремонт вещевого имущества в воинской части;

оценивать содержание вещевой ремонтной мастерской (комбината бытового обслуживания);

рассчитывать размеры войсковых запасов вещевого имущества по количеству, номенклатуре и ростовке, ожидаемому расходу и потерям в боевых условиях;

разрабатывать планирующие документы на вещевое обеспечение боя полка;

использовать опыт вещевого обеспечения войск в условиях чрезвычайных ситуаций;

использовать экономические критерии оценки решений, принимаемых при вещевом обеспечении воинской части, методики оценки экономического эффекта;

составлять и анализировать отчетно-заявочные документы по вещевой службе воинской части;

контролировать хозяйственную деятельность вещевой службы воинской части;

комплексно оценивать состояние объектов вещевой службы при приеме-сдаче дел и должности;

оформлять акты инвентаризации, ревизии вещевой службы воинской части и приема-сдачи дел и должности специалистами вещевой службы;

управлять вещевой службой воинской части при решении задач вещевого обеспечения в мирное и военное время;

определять потребность и обеспеченность части вещевым имуществом;

вести учет вещевого имущества в воинской части, его анализ и контроль;

в установленные сроки освоить служебные обязанности согласно должностному предназначению в условиях ведения хозяйственной деятельности в воинской части (учреждении) согласно требованиям руководящих документов;

осуществлять прием (получение) имущества со складов довольствующего органа;

осуществлять контроль за расходом вещевого имущества, организацией его эксплуатации, проверки наличия и качественного состояния;

планировать работу вещевой службы;

принимать решение по вещевому обеспечению личного состава воинской части в мирное и военное время;

осуществлять контроль за банно-прачечным обслуживанием личного состава;

организовать текущий и средний ремонт вещевого имущества, изготовление предметов уюта;

производить накопление в воинской части норм содержания белья, полотенец, подменного фонда обмундирования и обуви, комплекта рабочей одежды и обуви;

заготавливать отдельные предметы вещевого имущества в розничной торговой сети;

обеспечить военнослужащих лиц гражданского персонала вещевым имуществом, расчетом компенсационных и других сумм;

разрабатывать проекты служебных документов по вопросам вещевого обеспечения, банно-прачечного обслуживания и ремонта вещевого имущества.

выполнять служебные обязанности писаря (делопроизводителя) вещевой службы;

выполнять служебные обязанности начальника вещевого склада воинской части (за исключением реальной выдачи имущества);

выполнять обязанности начальника стационарной и полевой бани;

выполнять обязанности начальника вещевой ремонтной мастерской (комбината бытового обслуживания);

составлять отчеты и заявки за воинскую часть (учреждение);

управлять повседневной деятельностью вещевой службы воинской части.

Устройство Вооруженных Сил в России до Петра Великого не требовало развития учреждений, занимающихся обеспечением армии амуницией. Потребность в отдельных органах, которые бы ведали довольствием войск и снабжением их всем необходимым, возникла у нас лишь в конце 1700 -х годов, с окончательным переходом к регулярной армии. Зачатки таких военно-хозяйственных учреждений существовали на Руси издавна, но они были представлены в виде слабо развитых отделов общего государственного управления, без большой власти и строго определенного круга деятельности.

С воцарением Петра Великого началась эпоха коренного преображения российских вооруженных сил. Взамен поместных войск, стрельцов и различных полков иноземного строя была создана регулярная армия.

Все вновь формируемые с 1699 года регулярные полки должны были получать как в мирное, так и в военное время все обмундирование, снаряжение и другие виды довольствия от казны. Удовлетворение потребностей армии при этом новом порядке содержания стало не под силу Разрядному и другим приказам и потребовало учреждения самостоятельных ведомств, которые бы взяли на себя все заботы по хозяйству войск.

Царским указом от 18 февраля 1700 года был образован Особый приказ.

На «Особый Приказ» возлагалось снабжение полков обмундированием, снаряжением и жалованием.

К изданию штатов, табелей и регламентов приступили только спустя два года после Полтавской победы. До выхода административных уставов хозяйственные органы в своих действиях руководствовались частными распоряжениями или действовали «по обыкновению».

В 1708 году для заготовки одежды, белья, обуви и предметов снаряжения была устроена Мундирная канцелярия. Впоследствии таких канцелярий было три, а именно: Мундирная от инфантерии, Мундирная от кавалерии и Ижорская Мундирная канцелярия.

С новым административным устройством русского государства, последовавшим на основе Указа Петра Великого от 18 декабря 1708 года, по которому вся территория России была разделена на 8 губерний и 39 провинций под управлением губернаторов и воевод, значение Военного приказа, как и центральных учреждений, временно упало. После этой реформы было определено все государственные сборы и расходы передать в губернские кассы с тем, чтобы удовлетворение всех потребностей армии исходило всецело из губерний, без всяких забот о том правительства, т. е. обеспечение войск было децентрализовано.

В 1711 году все полки для получения средств на свое содержание были расписаны по губерниям, а от них к каждой отдельной части назначались особые комиссары, которые и должны были вести все заботы по снабжению полков мундиром и амуницией, жалованием и продовольствием. Заготовительная часть также перешла к губерниям. Для руководства при пошиве мундиров и амуничных вещей им высылались необходимые образцы.

Ненормальность данной системы довольствия армии обнаружилось очень скоро и с 1713 года не только мундир, но и все амуничные вещи приказано было вновь шить в Мундирных канцеляриях, куда губернаторы обязывались высылать деньги по расчету.

В 1713 году 24 апреля, стоящее со дня своего учреждения отдельно, провиантское ведомство было слито с комиссариатом.

В 1717 году особым распоряжением царя отменялся порядок содержания войск, установленный в 1711 году, и центральному органу военного управления возвращалось прежнее значение по централизованной заготовке вещевого имущества, тканей и снаряжения.

Таким образом, впервые в России были учреждены военно-хозяйственные органы и создана четкая система заготовки и снабжения армии вещевым имуществом.

Созданные царем мундирные канцелярии неоднократно подвергались реорганизации. Так, 18 марта 1711 года было издано распоряжение, чтобы обмундирование изготавливали не в Мундирных канцеляриях, а в полках своими портными. Сукна и другие принадлежности рассылать для этого в части из Военной канцелярии.

Высшим органом для военно-хозяйственных ведомств являлась Военная коллегия.

Комиссариатским ведомством, снабжавшим армию обмундированием, обувью и снаряжением, руководил член Военной Коллегии генерал-кригс-комиссар. Свои распоряжения он проводил в жизнь через состоящую при Военной коллегии комиссариатскую контору. Последняя, в свою очередь, была высшим распорядительным органом военного ведомства по вещевому обеспечению и была контролирующим учреждением в этой области. Исполнительными же органами являлись соответствующие губернские учреждения, армейские военно-хозяйственные управления и мундирные канцелярии.

Нормальный способ заготовки предметов для нужд армии при Петре Великом считался способ подрядный. С целью «приохотить» подрядчиков закон того времени оказывал им даже некоторое покровительство.

В период ближайших приемников Петра Великого, от Екатерины I до Екатерины II, существенных изменений в устройстве комиссариатского ведомства не произошло. Необходимо отметить, что отец Суворова А.В. был генерал-кригс-комиссаром.

В начале 1798 года были изданы новые штаты, устанавливали нововведения. Управление строилось из органов центральных и местных. Все комиссариатское ведомство с его управлениями и заведениями было присоединено к Военной коллегии под названием Комиссариатского департамента.

Взамен комиссий при дивизиях были образованы депо, приуроченные не к какому-либо строевому подразделению войск, а к известному местному региону.

Для непосредственного снабжения войск были образованы местные депо в Санкт-Петербурге, Риге, Смоленске, Киеве, Херсоне, Москве, Казани. В состав депо вошли состоящие при нем: комиссариатсткая комиссия; отдельные комиссионеры и чины для некоторых пунктов, удаленных от депо; все комиссариатские учреждения данного района.

Каждое депо составлялось также из «присутствия» и «канцелярии» и при каждом, кроме того, состояло: часть казначейская, чины для разных поручений, чины для посылок по заготовке вещей и приема их, команды для конвоирования транспортов с вещами.

Вещевое довольствие было организовано по утвержденным срокам и производилось по смешанной системе. Некоторые предметы войска получали в готовом виде, на другие же воинские части выдавались деньги или материалы. Воинские части в основном снабжались готовыми предметами: амуницией и снаряжением, седлами и конскими приборами, шляпами без приборов, сукнами и полотнами, лосинами и кожевенными товарами. На остальные вещи войска чаще получали деньги. В некоторых случаях, в виду исключения, с согласия комиссариатских управлений, войска могли получать или все в готовом виде, или на все деньги.

В 1812 году взамен Военной коллегии было образовано Военное Министерство. В центральном комиссариатском управлении экспедиции получили наименование департаментов. Для управления хозяйством армии был создан Главный полевой штаб армии, в состав которого входило управление генерал-интенданта армии с полевым комиссариатским управлением.

Полевое комиссариатское управление возглавлял генерал-кригс-комиссар и состояло из канцелярии, комиссариатских комиссий при армиях и при каждом отдельном корпусе. Канцелярия делилась на три отделения и особый счетный стол. Первое отделение ведало снабжением армии и госпиталей, второе – распределяло заготовления и имело на своем попечении запасы, находившиеся внутри государства. Третье отделение ведало госпиталями. Особый счетный стол занимался отчетами и бухгалтерией.

Полевая комиссариатская комиссия состояла из «присутствия», и «канцелярии». В состав «присутствия» входили: управляющий комиссией и три члена. Канцелярия подразделялась на шесть столов. Каждые два стола находились под особым надзором одного из членов «присутствия». Управление комиссариатскими комиссиями было поручено: находящимся при армиях – генерал-комиссариатмейстер-лейтенантам, а комиссиям при отдельных корпусах – оберъ-комиссариатместерам. Это военно-хозяйственное управление просуществовала до 60-х годов того века.

Главным недостатком этого устройства было в излишней его централизации. Сосредоточение распорядительной власти в центральной канцелярии лишало административные органы самостоятельности, стесняло их мелочной опекой. А так же в том, что на комиссариатстком управлении лежало с одной стороны – прием, хранение и отпуск различных предметов, а с другой – распоряжения административные.

Комиссариатсткая комиссия распоряжалась заготовкой вещей и, вместе с тем, участвовала в их приеме и отпуске в войска.

В ходе Милютинской военной реформы были образованы три военных округа, в них, в числе прочих административных органов, были сформированы местные хозяйственные управления.

В 1864 году из Комиссариатского и Провиантского ведомств было сформировано Главное интендантское управление, которое просуществовало, претерпевая различные незначительные изменения, до революции 1917 года.

В 1867 году в состав Главного интендантского управления был учрежден Технический комитет, преобразованный из комиссии для введения технических усовершенствований по комиссариатсткой и провиантским частям, существовавший с 1863 года. С этого времени начинается широкое применение техники при изготовлении, приеме и хранении различных предметов интендантского довольствия. Надо отметить, что император был членом технического комитета.

Новый этап развития вещевой службы начался с образованием Красной Армии. В 1917 году в Петрограде был создан Военно-революционный комитет (ВРК) и функции организации материального и других видов тылового обеспечения перешли к нему.

Для управления военно-хозяйственной деятельностью был сформирован армейский хозяйственный комитет (Архозком), который в июне 1918 года был переименован в Главное военно-хозяйственное управление РККА.

Военно-хозяйственные управления создавались и в военных округах (ОВХУ), фронтах (ВХУ фронта).

Приказом РВСР № 322 от 31 января 1922 года впервые была введена единая форма одежды и знаки различия по родам войск РККА. Непосредственное удовлетворение войск вещевым имуществом было возложено на окружные органы снабжения.

Постановлением Совета народных комиссаров от 9 августа 1935 года № 39 Военно-хозяйственное управление было разделено на два: Управление вещевого и обозно-хозяйственного снабжения и Управление продовольственного снабжения.

В августе 1935 года приказом НКО были определены категории ремонта обмундирования и обуви (мелкий, средний, капитальный ремонт и реставрация).

На основании приказа НКО от 19 февраля 1938 года функции банно-прачечного обслуживания РККА было передано Военно-санитарному управлению РККА.

С 1 марта 1940 г. на основе опыта боевых операций в Красной Армии был проведен ряд организационных мероприятий. Управление обозно-вещевого снабжения РККА было в центре и округе реорганизовано на два самостоятельных управления: Управление вещевого снабжение Красной Армии и Управление обозно-хозяйственного снабжения.

В центре были созданы четыре управления: вещевого снабжения, обозно-хозяйственного снабжения, продовольственного снабжения и квартирного довольствия.

С 1 марта 1940 г. из Управления обозно-вещевого снабжения РККА образовано два самостоятельных управления: Управление вещевого снабжения Красной Армии и Управление обозно-хозяйственного снабжения.

Срок носки для предметов вещевого имущества в действующей армии во время войны не устанавливался. Замена вещей производилась по мере их фактического износа и полной непригодности к дальнейшему использованию.

В начале войны вопросами банно – прачечного обслуживания войск ведало Управление вещевого снабжения. Начиная с сентября 1941 года и в течении всей войны банно – прачечным обслуживанием войск Красной Армии ведало Главное военно-санитарное управление.

Обеспечение Красной Армии вещевым имуществом в начале 1942 года проходило с особенно большим напряжением. Эвакуированные на восток текстильные, швейные и кожевенно – обувные предприятия еще не вошли в строй, а действующие заводы, фабрики, мастерские по-прежнему ощущали недостаток сырья, электроэнергии, топлива и рабочей силы.

Отпуск вещевого имущества Красной Армии стал производиться по ежемесячным и квартальным планам – заказам, утверждаемым ГКО по представлению Наркомата обороны. Отпуск вещевого имущества фронтам и военным округам производился по ежемесячным лимитам, утверждаемым ГКО для каждого фронта и военного округа.

В апреле 1946 г. в связи с созданием Министерства Вооруженных Сил СССР Управление вещевого снабжения ГИУ КА стало именоваться Управлением вещевого снабжения ГИУ ВС.

Вещевая служба в Великой Отечественной войне успешно справилась с задачами по обеспечению фронта всем необходимым.

В связи с созданием Военного Министерства с марта 1950 г. Управление стало именоваться Управление вещевого и обозного снабжения Военного Министерства.

В декабре 1950 года Технический комитет вошел в состав Управления вещевого и обозного снабжения ГИУ Военного Министерства.

В связи с созданием Министерства обороны СССР с марта 1953 года Управление стало именоваться Управление вещевого и обозного снабжения ГИУ МО.

С июня 1953 г. Управление стало именоваться Управление вещевого и обозного снабжения Главного интенданта МО.

В марте 1954 года Управление вещевого и обозного снабжения ГИ МО приняло из Военно-медицинского управления МО хранение, учет и обеспечение частей и учреждений мягким инвентарем и имуществом, а банно-прачечное обслуживание войск передало им.

В мае 1955 года упразднена должность Главного интенданта Мини­стерства обороны и его аппарат. Управление вещевого и обозного снабжения ГИ МО переименовано в Управление вещевого и хозяйственного снабжения Министерства обороны СССР, с подчинением начальнику тыла МО СССР, а с декабря 1959 года – заместителю министра обороны СССР – Начальнику тыла Министерства обороны СССР.

В военных округах были созданы отделы вещевого и хозяйственного снабжения, подчиняющиеся заместителю командующего войсками округа по тылу.

С июня 1958 года в ходе реорганизации создано Управление вещевого снабжения Министерства обороны СССР. Произошли соответствующие изменения и в организации отделов вещевого снабжения военных окру­гов (групп войск, флотов). Это наименование просуществовало до 1978 года.

В июле 1961 года банно-прачечное обслуживание войск было передано из Военно-медицинского управления МО в Управление вещевого снабжения МО и создан банно-прачечный отдел ЦВУ МО.

С ноября 1978 г. Управление переименовано в Центральное вещевое управление Министерства обороны и переведено на новый штат № 1/27, который состоял из командования, научно-технического комитета, шести отделов, секретного отделения, административно-хозяйственной части.

Сегодняшнее состояние системы вещевого обеспечения составит предмет изучения дисциплины экономика и менеджмент вещевого обеспечения.







Сейчас читают про: