По вещевой службе
Организация претензионной работы
Претензия (от позднелатинского - притязание, требование) - требование к возмещению причиненных убытков, уплате штрафов. Претензия предшествует передаче дела в арбитраж.
Претензионный порядок есть одна из форм регулирования спорных вопросов между двумя или несколькими организациями (предприятиями), одна из которых является «истец», а другая - ответчик. Ответчик обязан дать ответ на претензию в установленный законом срок. В случае отказа или неполучении ответа в установленный срок организация (воинская часть) вправе предъявить иск.
Претензии классифицируются на несколько групп. К первой группе относятся претензии к органам транспорта на недостачу груза или его утерю. Ко второй группе относятся претензии к отправителям имущества (складам довольствующего органа, другим воинским частям). Третью группу представляют претензии к изготовителям вещевого имущества.
В практике работы вещевой службы воинской части наиболее часто встречаются претензии первых двух типов.
|
|
Претензией называется направление перевозчику письменного требования об уплате денежной суммы за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по перевозке грузов или багажа.
Иск (юридический термин) обозначает обращение в арбитражный суд за защитой нарушенного, оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Иными словами это требование о принудительном взыскании ущерба с виновной стороны. Форма и содержание иска установлены законом. Иски подаются в письменном виде. При подаче иска уплачивается пошлина.
Для рассмотрения исков созданы специальные органы, которые называются арбитражем.
Арбитраж (французское слово) – способ разрешения споров, при котором стороны обращаются не в судебные органы, а к отдельным лицам – арбитрам, которые назначаются федеральными органами.
Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются:
– к перевозчику железной дороги назначения, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция;
– к соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки или в ведении которой находится данный пункт.
Претензии грузоотправителей, грузополучателей в отношении штрафов и пеней предъявляются к перевозчику железной дороги отправления или железной дороге назначения.
Претензии в отношении повреждений перевозчиком контейнеров, подвижного состава, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям либо арендованных ими, рассматриваются перевозчиком железной дороги по месту нахождения таких грузоотправителей, грузополучателей, или арендаторов подвижного состава, контейнеров.
|
|
Претензии в соответствии со ст. 120 Устава железнодорожного транспорта РФ предъявляются к перевозчику станций назначения, в грузовую службу дороги.
Претензии к железным дорогам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев. Претензии в отношении штрафов и пеней – в течение 45 дней. Указанный срок исчисляется:
– по претензиям о возмещении за повреждение (порчу), либо недостачу груза, багажа или грузобагажа – со дня выдачи груза, багажа или грузобагажа;
– по претензиям о возмещении за утрату груза – по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки;
– по претензиям за утрату багажа, грузобагажа – по истечении 30 дней после окончания срока доставки багажа;
– грузобагажа физических лиц и по истечении 10 дней после окончания срока доставки грузобагажа юридических лиц;
– просрочки доставки груза, багажа, грузобагажа со дня выдачи груза, багажа, грузобагажа;
– взыскание штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку груза по истечении 5 дней с момента взыскания штрафа.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика удостоверяются актом или актом общей формы.
Коммерческий акт составляется для удовлетворения следующих обстоятельств:
– несоответствия наименования, массы, количества мест груза, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;
– повреждения (порча) груза и возможные причины такого повреждения;
– прибытия груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;
– возвращения перевозчику похищенных груза, грузобагажа;
– неподачи перевозчикам груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.
Коммерческий акт составляется:
– при выгрузке груза, грузобагажа в местах общего пользования – в день выгрузки груза, в необходимых случаях – в день выдачи груза;
– при выгрузке груза в местах необщего пользования – в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки груза;
– в пути следования груза, грузобагажа – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.
Претензии о возмещении за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности, т.е. по каждой ж. д. накладной или по каждому коммерческому акту.
В претензионном заявлении должны быть указаны следующие данные:
1. За что именно предъявляется претензия (за полную или частичную утрату груза или багажа, за повреждение, порчу и т.п.) и краткое обоснование претензии;
2. Сумма претензии по каждому отдельному виду требования и по каждому отдельному документу (ж. д накладной, багажной квитанции и пр.).
3. Подробный почтовый адрес, по которому заявитель претензии желает получить ответ.
4. Отделение, в котором открыт расчетный счет заявителя претензии и номер этого счета.
5. Дата составления претензионного заявления.
Претензионное заявление подписывается командиром воинской части. К претензионному заявлению должны быть приложены документы, указанные в ст. 120 Устава железнодорожного транспорта РФ 2003 г.
К претензиям должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. При необходимости перевозчик в праве потребовать представления оригиналов документов для рассмотрения претензии.
|
|
Право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа или иска имеют:
грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) – в случае утраты груза. К претензии должны быть приложены: грузовая квитанция, грузобагажная квитанция о приеме груза, грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, грузобагажа или справки перевозчика об отправке груза (грузобагажа) с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, грузобагажа, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленных груза, грузобагажа без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат;
грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) – в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, грузобагажа.К претензии должны быть приложены: транспортная железнодорожная накладная, или грузобагажная квитанция и выданный перевозчиком коммерческий акт, или транспортная железнодорожная накладная с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта в случае его утраты, или транспортная железнодорожная накладная и документы об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих, поврежденных груза, грузобагажа без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат;
грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель ) в случае просрочки доставки груза, грузобагажа.К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная, грузобагажная квитанция;
грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель ) в случаезадержки выдачи груза, грузобагажа. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная, грузобагажная квитанция и акт общей формы;
|
|
грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель)в случае взыскания штрафа или возмещения утрат, возникших в связи с подачей под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров.К претензии должны быть приложены акт общей формы и документы, подтверждающие затраты на очистку вагонов, контейнеров;
грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель ) в случае утраты перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим или физическим лицам, либо арендованных ими.
К претензии должны быть приложены квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии вагонов, контейнеров, документы, подтверждающие принадлежность вагонов, контейнеров и их остаточную стоимость, а также технические паспорта.
Днем предъявления претензии считается дата сдачи претензионного заявления на почту или в грузовую службу Управления ж.д. Причем отправка претензии производится заказным письмом или ценным письмом с обязательным приложением почтовой квитанции к копии претензионного заявления, остающейся в воинской части.