double arrow

Организация хранения, эксплуатации

и ремонта вещевого имущества в подразделении

Казарма - это солдатский дом. Каждый дом начинается с входа.

Перед входом в казарму оборудуется место для очистки обуви. Конструкция таких мест должна предусматривать удобство и быстроту очистки обуви с использованием решеток, скребков, лопаточек и т.п. Дневальные по роте периодически освобождают это место от грязи. Здесь же устанавливаются урны для мусора.

Слева от входной двери вывешивается табличка на высоте 170 см от пола до ее нижнего края. На вывеске размером 60 х 40 см указывается «Казарма №____, высота букв и цифр основной надписи - до 10 см, других надписей - до 5 см. Цвет всех табличек - красный, а буквы прямого шрифта без наклона наносятся бронзовой (желтой) краской.

При необходимости входные двери в казарму могут оборудоваться смотровым глазком, надежным внутренним запором и звуковой сигнализацией с выводом к дневальному по подразделению. На окнах нижних этажей в этом случае устраиваются решетки с внутренними запорами.

Стекла в окнах нижних этажей, выходящих на городские улицы, на необходимую высоту должны быть матовые или покрашены белой краской.

В коридоре перед входом в спальное помещение оборудуется место для дневального, вывешивается документация дежурного по роте, расписание занятий, распорядок дня, листы нарядов, схема размещения личного состава и другая документация.

Хранение имущества в спальном помещении (ст. 168 УВС ВС РФ).

Пальто зимние, полевые утепленные куртки и брюки, полушубки, головные уборы, укомплектованные вещевые рюкзаки хранятся в специальных шкафах, установленных в помещениях казармы, а стальные шлемы, средства индивидуальной защиты, кроме противогазов - на стеллажах. В вещевых рюкзаках постоянно содержатся: котелок алюминиевый, кружка, ложка, набор пуговиц, крючки, нитки, а у стрелка и автоматчика, кроме того, чехол с масленкой. При выходе на тактические учения в мешок дополнительно укладывается общеармейский сухой паек, плащ-палатка, шлем стальной, полотенце, пара запасных портянок, туалетные принадлежности, принадлежности для ухода за обмундированием и обувью, а при необходимости - пара нательного белья.

Места для хранения всех видов обмундирования закрепляются за военнослужащими и обозначаются ярлыками с указанием на них воинского звания, фамилии и инициалов военнослужащего.

Спальное помещение, согласно УВС ВС РФ, оборудуется из расчета – 12 куб. м воздуха на военнослужащего.

В спальном помещении кровати располагаются в последовательности, соответствующей штатно-должностному списку роты, не ближе 50 см от наружных стен (в два яруса при высоте потолка более 3,3 м). Устанавливаются они так, чтобы около каждой из них или около двух сдвинутых вместе оставались места для прикроватных тумбочек.

Постели, согласно ст. 168 приказа МО РФ 2004 г. № 222 в спальном помещении должны быть однообразно заправлены, одеяла - одинакового цвета, а подушки – одного размера. Края нижней простыни подворачиваются под матрац, верхняя простыня, сложенная вдвое по длине, настилается на нижнюю. Одеяло застилается с подвертыванием под матрац краев со всех сторон, кроме изголовья. Подушка взбивается и укладывается у изголовья с расправленными углами.

Во избежание повреждения матраца, на металлическую сетку кровати расстилается и закрепляется по углам и середине (6 - 8 резинок) простилка под матрац. Одеяла подбираются однотонными по цвету. В одном из углов одеяла пришивается тканевая нашивка белого цвета прямоугольной формы размером 10 х 10 см для нанесения клейм: дата выдачи и номер воинской части. На простынях, наволочках, полотенцах, матрацах, подушках ставятся аналогичные клейма.

Полотенце для лица, сложенное вдвое по длине, вешается на верхнюю перекладину передней спинки кровати, длина полотенца должна быть 97 см при ширине ткани 40, 45 или 50 см. Клейма: дата выдачи, номер части наносятся на одном из углов предмета.

Полотенце для ног, согласно ст. 169 приказа МО РФ 2004 г. № 222, сложенное вдвое по длине, вешается на нижней перекладине спинки кровати в ногах со стороны прохода, а концы его заправляются под матрац. На одном из углов полотенца ставится клеймо «Н» размером 20 х 15 мм. При размещении кроватей в два яруса военнослужащие размещаются на втором ярусе, свои полотенца для ног вывешивают на нижнюю перекладину первого яруса. Указанные полотенца изготавливаются из полотенец лицевых (банных), выслуживших установленные сроки носки. Длина полотенца должна быть не менее 70 см, при ширине ткани 40; 45; 50 см. Клеймение ножных полотенец должен организовывать начальник вещевой службы на складе части.

Тапочки казарменные хранятся под тумбочкой, а при невозможности - сбоку справа (слева) от тумбочки. На тапочках наносится номер военнослужащего согласно списку вечерней поверки.

В тумбочке у каждого военнослужащего хранятся туалетные и бритвенные принадлежности, носовые платки, подворотнички, принадлежности для чистки одежды и обуви, другие мелкие предметы личного пользования, а также книги, уставы, фотоальбомы, тетради и другие письменные принадлежности.

У входа в спальное помещение на внутренней стене на расстоянии 1,5 м от пола вывешивается комнатный термометр. Зимой температура в жилых помещениях поддерживается не ниже + 18о С. Справа от входа на стене на расстоянии 170 см от пола вывешивается опись материальных ценностей ф. 65 (размер описи 210 х 297 или 248 х 210 мм) под стеклом. Опись подписывает командир подразделения. По этой описи ежедневно новый дежурный по роте принимает имущество, хранящееся в спальном помещении.

Повседневное обмундирование и поясной ремень перед сном аккуратно и однообразно укладываются на табурете, обувь ставится в ногах у кровати, а портянки вывешиваются на перекладинах табурета. Одежда, белье и обувь при необходимости просушиваются в сушилках.

Специальная одежда хранится в шкафах вне спальных помещений.

Во всех помещениях роты разрешается иметь цветы, а на окна вешать аккуратные однотонные занавески.

В спальном помещении в часы сна оставляется дежурное освещение (неяркий темно-синий свет). У входа в казарму, в коридорах, комнатах для хранения оружия, коридорах, на лестницах и в туалетах с наступлением темноты и до рассвета поддерживается полное освещение.

Комната (место) для спортивных занятий в соответствии с приказом МО 2001 г. № 34 (Наставление по физической подготовке и спорту НФП-01 ст. 24) обеспечивается следующим спортивным имуществом:

1. Тренажер - 2 шт.

2. Гири - 6 шт.

3. Гантели - 6 шт.

4. Эспандер - 4 шт.

5. Резиновый бинт - 6 шт.

6. Шведская стенка - 1 шт.

В комнате вывешивается опись ф. 65.

Комната бытового обслуживания предназначена для выполнения военнослужащими текущего ремонта обмундирования и обуви, стрижки и бритья. В соответствии с требованиями приказа МО 2000 г. № 102 она по площади оборудуется из расчета 0,16 м2 на одного военнослужащего. Температура воздуха не ниже + 16о С, освещенность - 150/ 75 лк (люминесцентные лампы / накаливания).

Комната бытового обслуживания оборудуется:

По нормам приказа МО 2004 г. № 120

1. Зеркалами настенными размером 600 х 400 мм в количестве 4 штук на комнату.

2. Полками для бритвенных приборов размером 200 х 1450 мм в количестве 2 шт.

3. Стол универсальный войсковой 2-3 шт. (для глажения). Допускается оборудовать досками для глажения.

4. Стол для ремонта обуви - один размером: высота - 617 мм, крышка стола 466 х 612 мм. В лицевой части стола имеется 4 ящика, в правой за дверкой расположена одна полуполка. Крышка стола со всех сторон имеет бортик. Лицевые поверхности и крышка стола покрываются нитроэмалями светло-серого цвета или прозрачным лаком. Табурет для сапожника - один, размером: высота - 360мм, сиденье - 340 х 340 мм, изготовленное из плотной тесьмы.

5. Шкаф настенный для фурнитуры – 2 шт., размером: высота - 370 мм, ширина - 257 мм, длина - 1092 мм. Имеет два ящика, открытую нишу и закрытую секцию за дверками которой находится полка и наклонный лоток.

6. Табуреты армейские на комнату 3-5 штук.

Перечень плакатов, вывешиваемых в комнате бытового обслуживания

    ст. 175 УВС ВС РФ ст. 153 Пр МО 2004 г. № 222
1. Правила ношения военной формы одежды военнослужащих. + +
2. Ремонт одежды. +  
3. Ремонт обуви. +  
4. Нормы обеспечения военнослужащих вещевым имуществом.   +
5. Правила подгонки.   +
6. Правила ухода за одеждой и обувью.   +
7. Порядок проведения утренних осмотров.   +
  Всего    

Плакаты целесообразно размещать на расстоянии 170 см от пола до нижнего края плаката.

В комнате должны находиться электрические утюги, оборудованные несгораемыми подставками, и тканевые салфетки для глажения вещевого имущества размером 100 х 60 см.

Для текущего ремонта каждому военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, выдается в год:

I. Для ремонта военной и специальной одежды:

– лоскут шерстяной, суконный, х/б - 30 г;

– нитки х/б (защитного, черного и белого цв.) - 3 катушки;

– крючки и петли брючные - 1 пара;

– пуговицы аминопластовые (разные) - 8 штук;

– пуговицы форменные (металлические) - 2 шт.;

– иглы ручные - 2 шт.

II. Для ремонта обуви:

– каблуки формованные резиновые - 1 пара;

– гвозди каблучные - 35 г;

– гвозди подошвенные - 10 г;

– косяки металлические - 1 пара;

– шурупы к косякам - 6 г;

– нитки х/б № 0 - 1 катушка;

– шнурки обувные - 1 пара (для ботинок с высокими берцами).

Неснижаемое количество ремонтных материалов, находящихся в комнате бытового обслуживания, должно соответствовать месячной потребности.

Для обеспечения комнат бытового обслуживания подразделений в первую очередь используются ремонтные материалы, полученные при распарывании (разборке) предметов обмундирования и обуви, выслуживших сроки носки и негодных к дальнейшему использованию. Выдача ремонтных материалов в подразделения производится ежемесячно с вещевого склада воинской части по раздаточной ведомости ф. 8 (накладной ф. 434).

Для ремонта обуви в соответствии с приказом ЗМО-НТ ВС 1997 г. № 55 выдается комплект № 3 на одного нештатного сапожника подразделения, включающий в себя:

Молоток сапожный - 1 шт.

Клещи хозяйственные или затяжные - 1 шт.

Рашпиль сапожный - 1 шт.

Нож сапожный - 3 шт.

Отвертка - 1 шт.

Шилья - 4 шт.

Ручка для шильев - 1 шт.

Брусок точильный - 1 шт.

Лампа сапожная - 1 шт.

Сумка для укладки инструмента - 1 шт.

Для сапожника должен быть фартук х/б темный, который вешается на крючок. В комнате бытового обслуживания оборудуется место для нештатного парикмахера, которое укомплектовывается:

1. Столом с зеркалом для парикмахера - 1 шт.

2. Стул парикмахера - 1 шт.

3. Осветительными плафонами (бра) - до 2 шт.

4. Инструментом для стрижки волос (расческа, ножницы, машинка для стрижки волос) - в необходимом количестве. Машинки для стрижки волос должны быть закреплены за лицами, обученными обращению с ними.

5. Пеньюары для стрижки (изготавливаются силами войск из лоскута бельевого) размером 190 х 100 см - 3-5 шт.

6. Средства для дезинфекции инструмента (0,5 % раствора формалина).

Парикмахер должен иметь халат.

Для текущего ремонта обуви в подразделении из числа солдат приказом командира воинской части назначается нештатный сапожник, а для стрижки волос – парикмахер.

Места работы парикмахера и нештатного сапожника закрепляются за ними табличкой размером 250 х 100 мм с надписью «Нештатный парикмахер», «Нештатный сапожник».

В комнате вывешивается опись материальных ценностей ф. 65.

Порядок работы комнаты бытового обслуживания определяет командир подразделения. В часы ее работы в ней должны находиться ответственный за работу, нештатные парикмахер и сапожник и оказывать помощь военнослужащим в обслуживании и ремонте.

Назначение кладовой для хранения имущества роты и личных вещей военнослужащих вытекает из ее названия. Выделяемая под нее площадь должна быть 0,25 - 0,35 кв. м. на одного человека (приказ МО 2000 г. № 102), температура воздуха не ниже + 16о С.

Под кладовую для хранения имущества роты и личных вещей военнослужащих отводится отдельная комната, которая оборудуется стеллажами, шкафами и вешалками для размещения предметов вещевого и другого имущества.

У сержантов и солдат постоянно находится только один комплект вещевого имущества и обуви, фактически состоящий в носке, остальное имущество находится в кладовой.

Согласно Приказу МО 2004 г. № 120 кладовая оборудуется:

1. Шкафами универсальными для хранения имущества вместимостью на 8 человек - по количеству личного состава.

2. Столом универсальным войсковым - 1 шт.

3. Табуретом армейским - 1 шт.

4. Тумбочкой армейской - 1 шт.

В кладовой оборудуются полочные (клеточные) стеллажи для имущества.

Головные уборы, обмундирование, обувь военнослужащих, не используемая в текущий момент времени, а также рабочая одежда хранится в шкафах вычищенной, отглаженной, укомплектованной и на плечиках.

Места для хранения всех видов обмундирования закрепляются за военнослужащими ярлычком размером 20 х 80 мм, с указанием на них воинского звания, фамилии и инициалов военнослужащего.

Другое имущество аккуратно укладывается на стеллажи. В кладовой не должно быть ничего лишнего и неучтенного по книге учета ф. М-17. Количество имущества в роте должно соответствовать списочной численности личного состава и нормам снабжения.

В отдельном шкафу размещается 5-7 комплектов обмундирования и обуви подменного фонда из числа имущества, выслужившего сроки носки, но годного к использованию (ст. 162 приказа МО РФ 2004 г. № 222).

Личные вещи военнослужащих должны храниться в чемоданах. На чемодан крепится бирка с указанием воинского звания, фамилии и инициалов владельца. На вещи, находящиеся в чемодане, составляется опись в 3-х экземплярах. Один экз. её должен находиться с вещами в чемодане, второй - у старшины и третий - у владельца вещей.

В кладовой, в соответствии с требованиями ст. 151 приказа МО РФ 2004 г. № 222, кроме того, должно быть:

1. Ростомерная шкала.

2. Сантиметровая лента.

3. Стопомер.

4. Таблицы для определения размеров обмундирования, обуви и снаряжения.

Для закрепления имущества за военнослужащим путем нанесения клейма с номером военного билета в кладовой должен быть нумератор и краска для клеймения (клеймом № 3 клеймится имущество личного пользования военнослужащих, проходящих службу по призыву).

В кладовой должны вывешиваться плакаты с правилами хранения имущества и ухода за ним (ст. 151 приказа МО РФ 2004 г. № 222), а также опись материальных ценностей ф. 65.

Порядок работы кладовой определяет командир роты в соответствии с распорядком дня. Кладовая в нерабочее время запирается на замок, опечатывается старшиной и сдается под охрану дежурному по роте. Ключи хранятся у старшины роты, второй экземпляр ключей хранится у дежурного по роте.

Установка электророзеток внутри кладовой не допускается.

Перед каждой сдачей вещевого и другого имущества в кладовую для хранения имущества роты и личных вещей военнослужащих, оно приводится в порядок, очищается от грязи и пыли. Хранить вещевое имущество в свернутом состоянии на стеллажах или в вещевых рюкзаках запрещается.

Вещевое имущество и обувь выдаются из кладовой для хранения имущества роты и личных вещей по разрешению старшины роты с записью в книге ф. 37.

Назначение комнаты (места) для курения и чистки обуви следует из названия. По площади оно оборудуется из расчета 0,1 - 0,17 кв. м. на одного человека. Она оборудуется подставками для чистки обуви на 6 мест каждая, в роте их должно быть 2 - 3 штуки. Размеры подставки: высота - 349 мм, верхняя крышка - 300 х 1200 мм. На верхней поверхности имеются три упора для ног (расстояние между ними 400 мм) и полка в средней части. Верхняя поверхность щита с упорами для ног окрашивается в черный цвет. Здесь же должны быть щетки для очистки обмундирования (ст. 174 УВС ВС РФ).

Для ухода за обувью каждому военнослужащему, проходящему службу по призыву, выдается 1200 г крема обувного в год. Щетки обувные и одежные в потребном количестве закупаются за счет средств на хозяйственные расходы.

В данной комнате устанавливаются также урны с водой (обеззараживающей жидкостью). На стенах вывешиваются плакаты в рамках с изложением правил ухода за обувью и вреде курения табака.

Сушилка для вещевого имущества и обуви оборудуется в соответствии с требованиями технической эксплуатации воинских зданий. Оборудование сушилки и размещение в ней имущества должны соответствовать требованиям пожарной безопасности и исключать возможность возгорания (самовозгорания) обмундирования и имущества во время просушки.

Просушка вещевого имущества, обуви и другого имущества организуется старшиной роты.

По площади сушилка должна быть - 0,16 - 0,2 кв. м. на человека. В ней устраиваются места для просушки обмундирования и обуви, которые оборудуются вешалами, крючками и другими приспособлениями.

В местах сушки соответствующих предметов вещевого имущества и в помещении вывешивается инструкция по организации сушки (размер планшета - 210 х 297 мм). Как и в каждом помещении здесь должна быть опись материальных ценностей ф. 65.

Запрещается хранение в сушилке постороннего имущества.

Комната для умывания оборудуется из расчета - один кран (сосок) на 5 - 7 чел. личного состава и не менее двух ножных ванн с проточной водой (ст. 174 УВС ВС РФ). В ней устанавливаются вешалки настенные на 5 крючков в количестве 6 шт. и зеркала настенные – 2 шт.

В умывальнике оборудуется душевая из расчета один кран (душевая сетка) на 15 - 20 человек. Температура воздуха в душевой должна быть не ниже + 25оС. В преддушевой устанавливаются скамьи хозяйственные – 2 шт. (длиной 0,8 м на 1 человека), вешалка настенная на 5 крючков в количестве 2 шт. В помещении вывешивается опись ф. 65.

Здесь же оборудуется место для стирки обмундирования военнослужащими. По опыту войск оно обеспечивается 3 - 4 тазами банными, досками стиральными (бытовыми стиральными машинами) и обеспечивается моющими материалами.

Важным средством поддержания воинской дисциплины, здоровья личного состава, его опрятного внешнего вида являются утренние осмотры. Утренние осмотры проводятся по графику, утвержденному командиром воинской части, порядок проведения утреннего осмотра в подразделении (вариант) определен Директивой первого заместителя МО РФ 2002 г. № 322/500 «Методическими рекомендациями по тыловому обеспечению повседневной деятельности и боевой подготовки воинской части».

Для утреннего осмотра заместители командиров взводов (командиры отделений) выстраивают свои подразделения в назначенном месте. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, присутствуют на утреннем осмотре периодически. По команде старшины роты заместители командиров взводов и командиры отделений производят утренний осмотр (ст. 233 УВС ВС РФ). Для проведения утреннего осмотра выделяется 20 минут.

Ежедневно на утреннем осмотре проверяется: наличие личного состава, внешний вид военнослужащих, соблюдение правил личной гигиены (табл. 6)

Таблица 6

График проведения утренних осмотров (вариант)

Дни недели Предметы вещевого имущества Предмет проверки
     
Понедельник Верхняя одежда (головной убор, куртка и брюки х/б, поясной и брючной ремень), обувь, белье Наличие предметов, их чистота, исправность, утюжка. Состояние головного убора и наличие ниток с иголками. Исправность полочек, спинок, рукавов, пройм, карманов куртки летней полевой. Исправность передних и задних половинок, пояса и карманов брюк. Наличие и качественное состояние обуви, исправность голенища, переда, задника, каблука Правильность клеймения обмундирования и обуви.
Вторник Теплая одежда (костюм утепленный полевой, шинель, полушубок) Наличие предметов, их чистота и аккуратность внешнего вида. Исправность полочек, спинок, рукавов, пройм, карманов куртки (шинели). Исправность передних и задних половинок, пояса и карманов брюк. Правильность клеймения.
Среда Вещевой мешок, снаряжение, фляга, бронежилет, плащ - палатка, котелок Наличие, исправность, комплектность и правильность подгонки вещевого мешка, полевого снаряжения. Чистота котелков, фляг, ложек, кружек, набора с туалетными принадлежностями. Наличие пластин в бронежилете. Правильность клеймения.  
Четверг Рабочая и специальная одежда (костюм танковый, костюм для других специалистов и др) Наличие предметов рабочей и специальной одежды, их чистота . Исправность полочек, спинок, рукавов, пройм, карманов курток. Исправность передних и задних половинок, пояса и карманов брюк. Наличие и правильность клеймения.
Пятница Соблюдение личной гигиены и наличие предметов гигиены Подстрижка, стрижка ногтей, чистота ног, отсутствие педикулеза. Наличие мыла, зубной щетки и пасты, мочалки, бритвенных принадлежностей. Порядок в тумбочке.
Суббота Постельные принадлежности и белье Наличие и качественное состояние матрацев, подушек, одеял, простыней, наволочек, полотенец (в т.ч. ножных), простилок под матрац и ковриков прикроватных, тапочек казарменных. Правильность клеймения белья и постельных принадлежностей Проведение вытряхивания одеял
Состояние ног, портянок (носков), нательного белья проверяется периодически, обычно перед сном.

Сейчас читают про: