Термин “источник права” пришел в современное правоведение из римского права. В теоретической литературе отмечается его многозначность. В данном случае речь идет о форме выражения правовых норм, имеющей общеобязательный характер. Установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение. Ведь только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) значения.
В современных развитых правопорядках господствующей формой (источником) права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере они традиционно охватываются понятием гражданского законодательства. В прежнем отечественном правопорядке, основанном на огосударствленной экономике, нормативные акты, принятые или санкционированные государством, считались единственным источником гражданского права. Поэтому данное понятие исчерпывалось категорией гражданского законодательства.
|
|
Активное включение современной России в мировую экономику потребовало более полного, чем ранее, учета в ее национальном законодательстве международно-правовых положений. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Международным договорам Российской Федерации придана более высокая юридическая сила по сравнению с внутренним законодательством. Следовательно, они должны также учитываться в качестве источников отечественного гражданского права. В частности, такими источниками следует признать Декларацию прав и свобод человека и гражданина 10 декабря 1948 года; Всемирную (Женевская) конвенцию об авторском праве от 27.05.73. (Бюллетень Верховного Суда РФ. -1973 - №9); Гаагскую конвенцию о праве, применимом к агентским соглашениям от 14 октября 1978 года.
Впрочем, не все международные документы имеют юридическую силу на территории России. Приведенное выше правило касается только документов прошедших предусмотренную процедуру (ратификации, подписания и т.п.). Например, Конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров (Женева, 17 февраля 1983 г.) до сих пор не вступила в силу.
В сфере имущественного оборота в силу его сложности и других особенностей известную роль всегда сохраняет обычай.
|
|
Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы. В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на: публично-правовые и частноправовые.
Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).
Прежде всего, необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. “о” ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента введения в действие части первой нового Гражданского кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют силу лишь в части, не противоречащей ему.
Вообще, по своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:
1) обладающие высшей юридической силой федеральные законы - нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;
2) носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;
3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).
Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК РФ). Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК РФ). Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). Гражданский Кодекс РФ изначально состоял из трех частей. Однако на настоящий момент были приняты только его первые две части. Часть первая была принята в 1994 году (СЗ РФ - 1996 - №9 - Ст. 773). Часть вторая (СЗ РФ -1996 - №5 - Ст. 410) - в 1995 году и в целом вступила в силу с 1996 года.
До введения в действие третьей части ГК РФ сохраняют силу соответствующие разделы кодифицированных актов гражданского законодательства, принятых ранее, - Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (разделы о наследственном и международном частном праве) и ГК РФ РСФСР 1964 г. (аналогичные разделы в части, не противоречащей соответствующим нормам Основ). Разумеется, и эти их нормы действуют лишь в части, соответствующей ГК РФ и другим новым российским законам. Исключительные права (отношения “интеллектуальной” и “промышленной собственности”) регулируются отдельными законами РФ. Это, в частности, Закон РФ от 23.09.92. “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров” (Ведомости СНД РФ и ВС РФ -№42 -Ст.2322); Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” от 09.07.93. (Ведомости СНД РФ и ВС РФ -1993 -№32 -Ст.1242).
|
|
Вместе с тем, Гражданский кодекс РФ прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков специальных законодательных актов, более детально регулирующих ту или иную сферу гражданских правоотношений. Часть из этих законов уже принята. Это ФЗ от 1905.95. №82‑ФЗ “Об общественных объединениях” (СЗ РФ -1995 -№21 -Ст.1930); ФЗ от 26.12.95. № 208 ФЗ “Об акционерных обществах” (СЗ РФ -1996 -№1 -Ст.1.); ФЗ от 12.01.96. №7‑ФЗ. “О некоммерческих организациях” (СЗ РФ -1996 -№3 -Ст.145); ФЗ от 08.02.98 г. № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (СЗ РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 785); ФЗ от 15.04.98 г. № 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” (СЗ РФ. - 1998. - № 16. - Ст. 1801). Другая часть находится в стадии разработки и обсуждения законодателем. Следует отметить, что при наличии прямого указания в ГК РФ иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено ГК РФ.
Кроме того, нормы и даже институты гражданского права часто формулируются им в комплексных законах, нередко не вполне соответствующих общим положениям гражданского права (например, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (СЗ РФ.-1999-№ 18.-Ст. 2207); Лесной кодекс Российской Федерации (СЗ РФ. - 1997. - №5. - Ст.610); Водный кодекс РФ (СЗ РФ -1995 - №47 - Ст. 4471); Воздушный кодекс РФ (СЗ РФ - 1997 - № 12 - Ст. 1383); Закон РФ от 20.02.92. “О товарных биржах и биржевой торговле” (Ведомости СНД РФ и ВС РФ.-1992.-№ 18.-Ст. 961. Ведомости СНД и ВС РФ.-1993.-№ 22.-Ст. 790); Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельности в РФ” (Российская газета -1992 -30.04); ФЗ от 22.04.96 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (СЗ РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1918); ФЗ от 15.06.96 г. №72-ФЗ “О товариществах собственников жилья” (СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2963) и др.). Для устранения негативных последствий такой ситуации, ведущей к появлению противоречий в законодательстве, должны использоваться правила п. 2 ст. 3 ГК РФ.
|
|
Нормы гражданского права содержатся и в так называемых подзаконных актах - указах Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 4,7 ст. 3 ГК РФ).
Впрочем, признание источником права иных, кроме нормативных актов, явлений все же несет в себе определенную опасность. Ведь нормы права предполагаются формализованными, четко фиксированными, что далеко не всегда имеет место в иных источниках.
“Руководящие разъяснения” высших судебных органов в действительности не должны содержать новых норм права. Вместе с тем закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы, а тем самым и для сторон различных споров[10]. Несмотря на то, что формально они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного понимания и применения гражданско-правовых норм, безусловно, весьма велика[11].
Важное практическое значение имеют и публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты в собственном смысле слова), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций[12]
Очевидно, что не могут признаваться формой права правила морали и нравственности, хотя многие из них, по существу, лежат в основе ряда правовых норм. Не является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными выводы обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения.
Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не содержащие общеобязательных предписаний (правовых норм).
Таким образом, к числу источников гражданского права следует относить как законодательство (нормативные акты), так и международные договоры, а также торговые обычаи.
Многогранность регулируемых гражданским правом отношений иногда создает ситуации, которые гражданско-правовыми нормами четко не урегулированы. Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
В гражданском праве при наличии пробела в законе, не восполнимого с помощью аналогии закона допустима и аналогия права. Впрочем, реальное применение аналогии права в судебной практике является крайне редким, исключительным случаем.
Нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, подлежат обязательному официальному опубликованию. Такое опубликование важно и для определения момента вступления соответствующего акта в силу, и для ознакомления с содержанием его правил всеми участниками правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой. Поэтому они считаются принятыми с момента их принятия Государственной Думой в окончательной редакции (а не с момента одобрения Советом Федерации или подписания Президентом РФ). В течение 7 дней после подписания закона Президентом РФ акт подлежит официальному опубликованию в “Российской газете” или в “Собрании законодательства Российской Федерации”. По истечении 10 дней после дня первой публикации полного текста закона он вступает в силу, если иной порядок не предусмотрен в самом законе. Официальной считается, таким образом, первая публикация полного текста закона в “Российской газете” или в “Собрании законодательства Российской Федерации”[13]
В некоторых законах прямо устанавливается иной порядок вступления их в силу. Он может быть связан с необходимостью немедленного введения в действие нового закона, но может предусматривать и более поздний по сравнению с общепринятым срок, связанный с необходимостью подготовки участников правоотношений к применению нового закона. При принятии кодекса или иного крупного закона, вносящего значительные изменения в законодательство, иногда принимается специальный закон о порядке введения в действие основного закона (“вводный закон”).
Иные правовые акты (президентские указы и правительственные постановления) также подлежат обязательной официальной публикации (за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну или носят конфиденциальный характер) в “Российской газете” или в “Собрании законодательства Российской Федерации” в течение 10 дней после дня подписания. Указы Президента РФ вступают в силу в течение 7 дней после дня их первого официального опубликования либо со дня их подписания. Постановления федерального Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, а иные - со дня их подписания. Однако как в указах, так и в правительственных постановлениях может предусматриваться и иной порядок вступления их в силу[14].
Действие гражданского законодательства во времени, подчиняется общепризнанным правилам. В то же время следует отметить и ряд исключений. Гражданский закон может предусмотреть распространение своего действия и на отношения, возникшие до вступления его в силу. Например, Закон о введении в действие части второй ГК РФ в ч. 1 ст. 8 распространил действие правил Кодекса об основаниях, последствиях и порядке расторжения договоров отдельных видов на все действующие договоры независимо от даты их заключения. Следовательно в этом случае общее правило п. 2 ст. 422 ГК РФ не должно применяться.
Рядом особенностей обладает и действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц. Федеральный характер гражданского законодательства предопределяет его действие на всей российской территории. Ограничение территориального действия правил, регулирующих имущественный оборот, может вводиться лишь федеральным законом и только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (абз. 2 п. 3 ст. 1 ГК РФ).
Таким образом, правила гражданского законодательства распространяются на соответствующие отношения российских граждан, юридических лиц и публично-правовых образований. Вместе с тем они применяются также к гражданским правоотношениям с участием иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Условия и порядок такого применения регулируются нормами международного частного права (см. разд. VII Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и разд. VIII ГК РФ РСФСР 1964 г.).