Комбинированные методы исследования основаны на использовании таких видов исследования, как структуризации целей и экспертно-аналитические (обследования, диагностический и графический). Комбинирование методов зависит от преследуемых при этом целей, сложности решаемых задач и сложности объекта исследования. Наиболее известный из комбинированных методов – ИСУ посредством социально-экономического экспериментирования.
С помощью эксперимента может осуществляться поиск, обоснование нововведений в организации для формулирования и достижения новых целей и задач (рис. 4.6). В общем виде эксперимент можно трактовать как научно поставленный опыт, проводимый на базе разработанной методики соответствующими специалистами в целях проверки тех или иных гипотез, нововведений и изменений в системе управления организацией [31].
Рис. 4.6. Особенности социально-экономического экспериментирования
Известны следующие принципы результативности социально-экономического экспериментирования:
|
|
1) целенаправленность – подчиненность эксперимента определенной научно обоснованной и конкретно сформулированной цели;
2) чистота эксперимента – элиминирование влияния условий и факторов, искажающих ход эксперимента и его результаты.
Для того чтобы внедрение управленческих нововведений было результативным, эксперимент должен иметь следующее обеспечение:
· научно-методологическое;
· организационное;
· методическое;
· кадровое и социальное;
· информационное;
· экономическое (определение условий финансирования, стимулирование участников и т.д.).
Основные задачи, решаемые этим методом:
· отработка более действенных методов или систем материального стимулирования и мотивации;
· уточнение распределения прав и ответственности в СУ;
· совершенствование порядка взаимодействия действий в СУ;
· задачи коммуникации или смыслового взаимодействия;
· задачи инженерной психологии – возможности и потенциал органов человеческих чувств;
· задачи взаимодействия человека и машины;
· задачи нововведения и проблемы их внедрения.
Возможны как минимум три результата управленческого эксперимента [32]:
1) управленческое решение о внедрении или об отказе от нововведений;
2) формулирование, научное и практическое обоснование новых теоретических и методических положений науки управления;
3) дальнейшее развитие системы методов управления, повышение их научной обоснованности.
Таким образом, социально-экономическое экспериментирование имеет не только практическую, но и научную ценность и поэтому может использоваться в развитии теории и практики управления организациями.