План лекции. Тема 2. Регулирование и надзор за деятельностью коммерческого банка

Тема 2. Регулирование и надзор за деятельностью коммерческого банка

Цель лекции. Ознакомить студентов с основными целями, нормами и методами регулирования деятельности коммерческого банка в РФ, организацией банковского надзора.

2.1. Банковское регулирование деятельности коммерческого банка: понятие, направления, органы регулирования и их задачи.

2.2. Экономические и административные меры регулирования.

2.3. Порядок регистрации коммерческого банка и прекращение деятельности коммерческого банка.

2.4. Банковский надзор как метод регулирования: определение, принципы, применяемые меры при установлении нарушений, меры надзорного воздействия (предупредительные и принудительные).

Правовая система США установила следующие основания для вмешательства органов регулирования в деятельность банка:

- недостаточная капитализация;

- величина ожидаемых убытков, грозящая истощением капитала;

- недостаточность активов;

- неспособность выполнять обязательства;

- крупные растраты активов;

- ненадлежащее и неустойчивое состояние;

- сокрытие бухгалтерской документации и отчетности;

- злоупотребление должностным положением и нарушение законов.

В РФ существует следующее определение:

Банковское регулирование – это комплекс законов и система мер, посредством которых государство через уполномоченный орган (Банк России) осуществляет воздействие на второй уровень банковской системы (кредитные организации) с целью обеспечения его стабильного и устойчивого функционирования, а также защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Объектом банковского регулирования является коммерческий банк, филиалы и представительства иностранных банков.

Субъект – Банк России (орган банковского регулирования).

Нормы банковского регулирования:

- упреждающий контроль;

- организационные, т.е. способствующие созданию, регистрации, лицензированию кредитных организаций, реформирование кредитных организаций, рефинансирование кредитных организаций;

- операционные, т.е. связанные с регулированием банковских операций, организация и взаимодействие платежно-расчетных систем;

- стандартизирующие, т.е. направленные на создание единых стандартов, обеспечивающих эффективность и стабильность банковской системы и кредитных организаций, уменьшающих риски.

Регулирование деятельности и надзор осуществляет Банк России по следующим направлениям:

· регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков, определение минимального размера уставного капитала и собственных средств банка;

· открытие корреспондентских счетов, депонирование на спец­счетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;

· кредитование кредитных организаций;

· управление ликвидностью банковской системы путем покуп­ки и продажи банкам государственных ценных бумаг

· рефинансирование банков путем представления им краткосрочных кредитов:

· регистрация эмиссии ценных бумаг кредитных организаций;

· установление правил проведения отдельных банковских опе­раций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;

· регистрация и лицензирование деятельности кредитных ор­ганизаций (контроль за законностью и целесообраз­ностью создания банков и небанковских кредитных организаций (подобный контроль осуществляется в процессе рассмотрения во­проса о регистрации кредитной организации в Книге государствен­ной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицен­зий на право совершения банковских операций в рублях и в ино­странной валюте);

· надзор за соблюдением банковского законодательства, нор­мативных актов ЦБ РФ, проверка деятельности кредитных организаций.

Кроме того, существует дополнительное (обособленное) регулирование – это регулирование посредством наложения дополнительных ограничений на право осуществления банковской деятельности с целью защиты прав и законных интересов кредиторов и вкладчиков.

Задачами органов регулирования являются: поддержание общественного доверия к банковскому сектору, созданию справедливого рынка для всех банковских учреждений. Обеспечение вхождения в банковский сектор с помощью строгого лицензирования, установления обязательных требований к капиталу банка и нормативу достаточности капитала, соблюдения значений экономических нормативов кредитного риска и ликвидности.

Особые требования предъявляются к формированию уставного капитала банка: устанавливается норматив минимального размера, предельные размеры неденежных вкладов в уставной капитал, недопустимость использования привлеченных денежных средств и необходимость согласия Банка России на сделку купли – продажи более 20% акций (долей) банка одним юридическим или физическим лицом либо группой лиц, связанных между собой соглашением или являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу.

Основными мерами банковского регулирования являются экономические и административные. Экономические мероприятия, использование которых оказывает, в основном, косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или ограничений.

Это экономические нормативы и резервные требования, устанавливаемые Банком России. Экономические нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала и минимальный размер собственных средств (капитала);

2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) нормативы ликвидности;

6) нормативы достаточности капитала;

7) размеры валютного и процентного рисков;

8) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

9) нормативы использования собственных средств банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

10) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам (акционерам).

Административные мероприятия – прямые запреты, устанавливаемые государственными органами и Банком России, ограничения на расширение деятельности и открытие филиалов, отдельных видов операций.

Банковский надзор как основная часть банковского регулирования – это наблюдение Банка России (дистанционное – на основе отчетности и контактное – путем проверок с выходом на места) за исполнением кредитными организациями банковского законодательства, финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности. Кроме Банка России к органам банковского надзора можно отнести:

- акционеров банка, которые назначая Наблюдательный Совет, Службу внутреннего контроля и внешних аудиторов, определяют направления в деятельности банка;

- Наблюдательный Совет, отвечающий перед кредиторами банка и его акционерами за соблюдение их интересов;

- высший менеджмент банка, обеспечивающий Наблюдательный Совет информацией, ее прозрачность, своевременность, полноту;

- Служба внутреннего контроля, проводящая независимую оценку эффективности банковских операций, соблюдение банковского законодательства, политики банка, оценку достоверности и надежности банковского учета и компьютерных систем.

Основные принципы эффективного банковского надзора – независимость, объективность и прозрачность.

Рис. 4 Организация банковского надзора в Российской Федерации

Порядок лицензирования и регистрации изменений в учредительных документах определен инструкцией Банка России от 14.01.04г. № 109-И «О порядке принятия решения и государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий».

Порядок рассмотрения документов схематично представлен на рис. 5.

Рис. 5 Порядок рассмотрения документов, представленных для регистрации кредитной организации и лицензировании ее деятельности,

в структуре территориального учреждения Банка России

Виды лицензий:

1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

2. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

3. Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

4. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

5. Лицензия на привлечение денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Лицензии на работу со средствами физических лиц.

Лицензии могут быть выданы банку с даты государственной регистрации, которого прошло не менее двух лет и банк является участником системы страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках РФ. Требования к сроку может не предъявляться, если уставный капитал коммерческого банка не ниже 100 млн. евро и банк раскрывает тайну об аффилированных лицах.

6. Генеральная лицензия, дающая право банку в установленном порядке создавать филиалы на территориях иностранных государств и/или приобретать акции (доли) в уставном капитале иностранных банков.

Пруденциальный контроль БР – это правовая процедура, направленная на выявление возможных составов правонарушений, состоящая из:

- стадии получения ЦБ РФ необходимой информации;

- стадии правовой квалификации этой информации;

- стадии принятия решения о применении мер принуждения к банку.

Со стороны Банка России существуют меры принуждения: предупредительные, когда недостатки в его деятельности не угрожают непосредственно интересам кредиторов и вкладчиков и принудительные, когда предупредительные меры не внесли корректировку в его деятельность.

Содержание предупредительных мер:

- доведение до органов управления банка информации о недостатках и об обеспокоенности о состоянии дел;

- рекомендации и требование о разработке мероприятий по выполнению обязательств банка.

Принудительные меры включают в себя штрафы, разработку плана санации банка, запрет на открытие в течение года филиалов и проведение банковских операций, а также требование о замене руководства банка, а также введение временной администрации вплоть до отзыва лицензий и ликвидации банка.

Применяемые меры при установлении нарушений:

- штраф до 1 % от размера уплаченного уставного капитала банка;

- требование по разработке и осуществлению мероприятий по финансовому оформлению, замене руководства кредитной организацией, осуществление реорганизации;

- изменение на срок до 6 месяцев значений экономических нормативов;

- запрет на осуществление отдельных банковских операций и открытие филиалов на срок до 1 года;

- назначение временной администрации до 6 месяцев;

- предложение учредителям (участникам) банка увеличить капитал банка.

Текущий банковский надзор – комплекс мер, проводимых независимыми аудиторами, службой внутреннего контроля и Банком России с целью получения необходимой информации о состоянии, как конкретного банка, так и всей банковской системы, а также с целью проверки соблюдения законодательных и нормативных актов и принятия адекватных мер реагирования.

С 2005 года Банк России отозвал 100 лицензий на осуществление банковских операций, в том числе у 56 кредитных организаций за нарушение Федерального Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Объем нарушений по ним составил более 1,8 трлн.рублей.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций может быть проведен в случаях:

1) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату регистрации кредитной организации;

2) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», требования Банка России о проведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

3) если кредитная организация не способная удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и/или исполнения; при этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Прекращение деятельности коммерческого банка происходит путем реорганизации или ликвидации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования). Банк России вправе требовать реорганизацию банка в следующих случаях:

1) не удовлетворение требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и/или не исполнение обязанностей по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и/или исполнения;

2) снижение собственных средств (капитала) более, чем на 30% за последние 12 месяцев;

3) нарушения норматива текущей ликвидности более, чем на 20 %.

Ликвидация – это прекращение деятельности банка без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства.

Этапы принудительной ликвидации кредитной организации:

- отзыв лицензии на осуществление банковских операций и публикация в Вестнике Банка России;

- назначение Банком России ликвидационной комиссии;

- обращение Банка России в арбитражный суд с требованием о ликвидации банка и представление кандидатуры ликвидатора;

- с принятием положительного решения о ликвидации публикуется объявление об этом в Вестнике Банка России;

- создание ликвидационной комиссии и открытие конкурсного производства;

- по истечении 6 месяцев предоставление Банку России ликвидационного баланса и отчетности, и внесение в книге государственной регистрации записи о ликвидации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: