double arrow

Вопросы для самостоятельной работы. Тема 1. Цель создания, функции коммерческого банка


Тема 1. Цель создания, функции коммерческого банка

Цель лекции. Ознакомить студентов с экономическими, правовыми и организационными основами деятельности коммерческого банка, понятиями «банковский продукт», «банковская операция» и «банковская услуга». Дать характеристику банковской системы Архангельской области.

План лекции.

1.1. Банковская деятельность, факторы на нее влияющие, цель, функции коммерческого банка и принципы деятельности.

1.2. Рыночная среда и структура экономики банка. Взаимоотношения с клиентами банка.

1.3. Организационное устройство и типы организационных структур коммерческого банка.

1.4. Структура денежных потоков банка.

1.5. Банковская система Архангельской области.

Коммерческий банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право на проведение банковских операций: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли, как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять операции.




Банковская деятельность – это банковские операции и сделки, а также другие действия кредитной организации, которые непосредственно направлены на развитие эффективности и повышение безопасности банковских услуг.

Основная банковская деятельность включает банковские операции и сделки, вспомогательная банковская деятельность направлена на обеспечение благоприятных и безопасных условий осуществления основной банковской деятельности.

Факторы, влияющие на банковскую деятельность, можно подразделить на внешние: социально-политическая и общеэкономическая ситуация в стране, состояние финансового рынка (размер процентных ставок по вкладам и кредитам, валютный курс, конкуренция на рынке банковских услуг и т.д.), степень развития банковской системы и внутренние: совокупность индивидуальных характеристик банка, его стратегия и внутренняя политика, кадровый потенциал банка.

К особенностям банковской деятельности относятся: нематериальный характер банковских продуктов (услуг), необходимость постоянного расширения клиентской базы и содействия клиентам в прибыльности их деятельности, чрезвычайная подвижность и изменчивость параметров функционирования рынков на которых они работают, подверженность рискам, двойной обмен долговыми обязательствами. Объектом деятельности являются денежные средства, ценные бумаги и драгоценные металлы и камни.



Целью создания банков является необходимость управления денежными ресурсами, а необходимость их развития обусловлена аккумулированием свободных денежных средств, их эффективным использованием и ускорением их оборота.

Принципы деятельности:

- ориентация на запросы клиентов, так как клиенты дают банку работу, формируют его доходы и определяют эффективность его деятельности;

- взаимная заинтересованность банка и клиента, соблюдение взятых на себя обязательств;

- рациональная деятельность и обеспечение разумной рискованности банковских операций;

- платность;

- соблюдение законов, регулирующих деятельность кредитных организаций;

- результатом деятельности банка является банковский продукт.

Банковский продукт – конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную свою услугу нуждающемуся в ней клиенту, то есть упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента.

Банковская операция – сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему заказанной конкурентной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Здесь следует иметь в виду, что сам банковский продукт – это не что иное, как банковская технология, то есть определенное умение сотрудников банка, которое может применяться, если это нужно клиентам, но может и не использоваться, оставаясь в «резерве»;



Банковские операции классифицируются следующим образом.

Банковские операции


Рис.1 Классификация банковских операций

Банковская услуга – результат банковской операции, то есть итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в более или менее полном удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке/продаже ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.).

Основными функциями коммерческого банка являются: посредничество в кредите, стимулирование накоплений и сбережений в хозяйстве и у населения, посредничество в платежах между самостоятельными субъектами и в операциях с ценными бумагами и валютными ценностями.

В настоящее время в РФ существует 3 группы коммерческих банков на рынке банковских услуг:

I группа – так называемые государственные коммерческие кредитные организации, так или иначе поддерживаемые государством, а банк выполняет определенные функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности государства;

II группа – «дочки» иностранных банков, имеющие значительный капитал и дешевые ресурсы;

III группа – собственно российские коммерческие банки, условно подразделяемые на три подгруппы: банки, занимающиеся обслуживанием своих учредителей; банки, занимающиеся видами деятельности в рамках Закона и региональные коммерческие банки, обладающие незначительным капиталом.

Рыночной средой и структурой экономики банка или внешним окружением являются рынок труда, рынок товаров и услуг, финансовые рынки и рынок потребителей банковских продуктов и услуг.

Схематично это изображено на рис. 2.

1. Внесение инвесторами взносов в уставный капитал банка и обеспечение его ресурсами, включая снабжение средствами производства для осуществления бизнес-процессов и информационно-коммуникационное обеспечение.

2. Преобразование информации в банковский продукт.

3. Анализ потребителей банковских услуг.

4. Получение и распределение денежных средств, необходимых для функционирования банка.

5. Работа с персоналом для выполнения банковских операций.

Рис. 2 Рыночная среда банка

Коммерческий банк является элементом банковской системы. Классификация коммерческих банков по видам:

- по характеру выполняемых операций различают универсальные и специализированные банки;

- по типу собственности: государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные;

- по масштабам деятельности: банковские консорциумы, крупные, средние и малые;

- по сфере обслуживания: региональные (местные), межрегиональные, национальные и международные.

Банк как участник финансовых рынков: рынка ценных бумаг, рынка кредитов и валютного рынка выступает в различных качествах:

- эмитентов, при выпуске собственных акций, облигаций, сертификатов, векселей и др.;

- инвесторов, при приобретении ценных бумаг от своего имени и за свой счет;

- брокеров, при приеме ценных бумаг от клиента по договору комиссии и продаже их новому инвестору или приобретения для инвестора требуемых бумаг по договору поручения;

- дилеров, при покупке ценных бумаг за свой счет или за счет кредита и перепродажи их инвесторам;

- независимого регистратора, при ведении реестра акционеров;

- депозитария, при организации учета прав и операций по движению ценных бумаг.

Банки как участники рынка кредитов имеют отношения с:

- Центральным банком (Банком России);

- коммерческими банками (российскими и зарубежными);

- обслуживаемыми ими юридическими и физическими лицами.

На валютном рынке уполномоченные банки выступают в качестве посредников между физическими и юридическими лицами при проведении международных расчетов, кредитных и других денежных операций, связанных с приобретением или продажей иностранной валюты. В России сложился и действует двухуровневый валютный рынок: биржевой и внебиржевой. На биржевом межбанковском валютном рынке банки выступают гарантами расчетов, которые осуществляются благодаря посредничеству валютных бирж. На втором уровне банки непосредственно контактируют между собой.

Физические и юридические лица, пользующиеся услугами банка, называются клиентами. С юридической точки зрения существуют некоторые признаки, по которым можно определить лицо, выступающее клиентом банка:

1. Клиент – это лицо, которое поручает какую-либо деятельность банку, и операции банк проводит от имени клиента;

2. Клиент – это лицо, открывшее в банке счет: депозитный, текущий, расчетный и пр.;

3. Клиент – это лицо, когда между ним и банком возникают деловые отношения не обязательно с открытием счета в этом банке: консультирование, депозитарные операции, доверительное управление имуществом и т.п.;

4. Клиентом банка может стать другой банк.

Принципы взаимоотношений банка с клиентами:

взаимной заинтересованности, платности, рациональной деятельности, обеспечение ликвидности, взаимной обязательности, доверительных отношений, ответственности, невмешательства, партнерских отношений, принцип договорных отношений, законопослушание и дифференцированности.

Отмывание капиталов, полученных преступным путем, приобретает международный характер и требует принятия мер противодействия в международном масштабе. Россия присоединилась в 2003г. к группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATE). Для финансовых институтов и надзорных органов разработаны рекомендации, в основе которых лежат программы «Знай своего клиента» и «Должная проверка». Задачами коммерческого банка в области противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем являются:

- идентификация и проверка личности клиента на основании достоверных данных, полученных из независимого источника;

- идентификация и проверка личности конечного выгодоприобретателя;

- выявление, документальное фиксирование и хранение сведений о подозрительных операциях, направление их в Банк России;

- изучение проводимых клиентом сделок для подтверждения того, что они соответствуют представлениям банка о клиенте, природе его бизнеса и оценке уровня риска.

Обязательному контролю подлежат следующие операции:

1) с денежными средствами или иным имуществом на сумму ≥ 600 тыс.руб.:

- операции с наличными деньгами, не обусловленные характером деятельности, покупка и продажа наличной иностранной валюты физическим лицам, приобретение им ценных бумаг за наличный расчет, получение средств по чеку на предъявителя, выданного нерезидентом, обмен банкнот, внесение средств в уставный капитал физическим лицом наличными;

- зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами (если хотя бы одной стороной является лицо, имеющее регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве, которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации;

- оформление вкладов и депозитов на предъявителя, открытие счетов вклада в пользу третьих лиц, зачисление и перевод средств из-за границы и за границу со счета на анонимного владельца.

2) иные сделки с движимым имуществом, если сумма сделки ≥ 3 млн.руб.;

3) операции с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одна из сторон (физическое или юридическое лицо), в отношении которых имеются сведения об их участии в экстрелентской деятельности.

Организационное устройство коммерческого банка характеризуется составом и функциями подразделений и системой управления высшей иерархии: собрание акционеров (участников), Совета директоров банка и Правление банка. Существуют три крупные группы организационных структур:

- по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные и структуры, действующие на международных рынках;

- адаптивные структуры;

- структуры, отличающиеся степенью централизации.

Все денежные потоки, проходящие через коммерческий банк, можно условно разделить на следующие части:


Рис. 3 Макроструктура основных денежных потоков банка

1) прямой входной поток (Ппр) — платежи банку при привлечении пассивов (уставные взносы, прием депозитов, поступления на расчетные и текущие счета, продажа собственных акций, векселей, облигации и т.п.);

2)прямой выходной поток (Апр) — платежи банка при размещении активов (вложения в основные фонды, перечисления в обязательные ре­зервы, выдача ссуд, покупка ценных бумаг, вложения в лизинг и т.п.);

3) обратный входной поток (Аоб) — платежи банку по размещенным активам (продажа основных фондов, погашение ссуд, процентов по ссу­дам, продажа ценных бумаг, платежи по лизингу и т.п.);

4) обратный выходной поток (Поб) — платежи банка по привлеченным пассивам (возврат депозитов, выплата процентов, дивидендов, погашение облигаций, снятие средств с текущих и расчетных счетов и т.п.);

5) неинвестиционный входной поток (Нд) — доходы за работу по обеспечению финансовой деятельности клиентов (за консультации, операционное и трастовое обслуживание, брокерские услуги и т.п.), не связанные непосредственно с какими-либо активами;

6) неинвестиционный выходной поток (Нр) — расходы, связанные с обеспечением деятельности банка (аренда, ремонт, оплата труда, юридических услуг, услуг связи и т.п.);

В настоящее время в России функционирует около 1300 банков с общими активами около 30 трлн.руб., из которых более половины сконцентрировано в Московском регионе. Наилучшую обеспеченность банковскими услугами (без учета Москвы и Московской области) имеет Северо-Западный округ, где совокупный индекс обеспеченности банковскими услугами в 1,3 раза выше, чем в среднем по России.

По состоянию на 1 января 2008 года на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа зарегистрировано:

- 3 действующие кредитные организации, в том числе 2 банка (ЗАО АЖКБ, Банк «Северный кредит» (ЗАО)), и 1 небанковская кредитная организация (ЗАО «Северная клиринговая палата»);

- 34 филиала кредитных организаций (включая 8 филиалов Сбербанка России), головные офисы которых расположены за пределами Архангельской области;

- 6 представительств кредитных организаций в г. Архангельске, головные офисы которых расположены за пределами Архангельской области. Осуществляют свою деятельность 99 операционных касс вне кассовых узлов филиалов кредитных организаций, зарегистрированных на территории региона и 132 дополнительных офиса кредитных организаций и филиалов, а также 7 кредитно – кассовых и 3 операционных офисов, 11 обменных пунктов.

1.1. В чем специфика банковской деятельности?

1.2. Чем банк отличается от НКО?

1.3. Каким образом связана организационная структура банка со стратегией его развития.

1.4. Назовите типы банков в зависимости от собственников банка и от круга операций и услуг, ими оказываемых.

1.5. В чем отличие функций коммерческого банка и Банка России?

1.6. Перечислите требования, предъявляемые к учредителям коммерческого банка.

1.7. Назовите требования антимонопольного органа при формировании уставного капитала банка.







Сейчас читают про: