Система управления ГСЧС и ГО

Система управления представляет совокупность функционально взаимосвязанных между собой следующих элементов: органов управления; системы пунктов управления; систем связи и оповещения; комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем управления, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.

Строится она по территориальному, отраслевому и производственному принципу, базируется на существующих территориальных и отраслевых подсистемах и имеет 4 уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый.

Важную роль в системе управления, ее эффективности, играют органы управления ГСЧС и ГО

Органы управления, являясь органами государственного управления республиканского, территориального, местного и объектового уровней, предназначены для непосредственного руководства деятельностью по предупреждению и ликвидации ЧС.

Непрерывное оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС и ГО осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

- Республиканский центр управления и реагирования на ЧС при МЧС;

- центры оперативного управления областных и Минского городского управлений по ЧС;

- центры оперативного управления и реагирования на чрезвычайные ситуации районных и городских отделов по ЧС;

- информационные центры (пункты управления) республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

- диспетчерские пункты (районные узлы связи, дежурно-диспетчерские службы) районов, городов и организаций (объектов).

Распределение задач между органами управления должно осуществляться в строгом соответствии с принципом рационального сочетания централизации управления с децентрализацией. Как правило, функции вышестоящих органов управления включают: планирование, организацию распределения и доставку сил и средств, контроль их использования, а также оказание необходимой помощи.

Организация работы органов управления предусматривает решение таких вопросов как: четкое распределение функций между различными уровнями управления и органами управления одного уровня (управлениями, отделами, штабами, службами); определение обязанностей должностных лиц органов управления при управлении предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций; непосредственная реализация управления.

Одним из основных элементов системы управления ГСЧС и ГО являются пункты управления, которые создаются на всех уровнях управления от объекта экономики до местного, территориального и республиканского уровня.

Пункты управления – это специально оборудованные и оснащенные техническими средствами связи, оповещения и автоматизации места (помещения или транспортные средства), откуда должностные лица, органы управления осуществляют управление ГСЧС и ГО при ЧС в мирное и военное время.

Все ПУ можно подразделить на стационарные и подвижные, размещенные на различных транспортных средствах.

Стационарные ПУ, в свою очередь, можно разделить на:

- повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время;

- запасные ПУ, необходимые для защиты органов управления от современных средств поражения и обеспечения устойчивого управления в особый период. В мирное время они также могут быть использованы по прямому назначению в случае невозможности обеспечения управления в полном объеме непосредственно с повседневных ПУ при организации работ по ликвидации ЧС. По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.

Загородные запасные пункты управления (ЗЗПУ) организуются в областях, городах особой группы, министерствах и комитетах. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи, вне зон возможных разрушений вокруг городов отнесенных к группам по ГО и объектов особой важности, а также вне зон возможных катастрофических затоплений. С ЗЗПУ должна обеспечиваться связь по всей территории области (города) и возможность выхода на старшие и взаимодействующие органы управления. Одним из основных условий обеспечения устойчивости управления и связи с ЗЗПУ является необходимость обеспечения связи по всей территории области (города) в обход системы связи административных центров и других категорированных городов.

С узла связи ЗЗПУ предусматривается организация проводной и радиосвязи в необходимых объемах для обеспечения надежного управления. В отдельных случаях с загородного ПУ организуется спутниковая связь.

ЗЗПУ, как правило, включают в себя: защищенные рабочие помещения; узлы связи; помещения для аппаратуры централизованного оповещения; помещения спецсвязи; пункты приема и передачи информации; радиопередающий центр; автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения; наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники; места стоянки машин.

В составе ЗЗПУ также создается центр оповещения, обеспечивающий управление работой системой централизованного оповещения населения. Как правило, в состав ПУ включается и радиовещательная аппаратная для выхода на местные сети вещания (проводное, радио и телевещание).

В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения: председателя исполкома, членов КЧС, рабочей группы органа управления МЧС, представителей служб ГО, представителей военного гарнизона, военного комиссариата и др.

Городские запасные пункты управления (ГЗПУ) создаются во всех категорированных городах и районах этих городов. Они размещаются в пределах городов, но вне расположения объектов экономики с опасными видами производства. Эти пункты управления предназначены для размещения оперативных групп при организации управления в усиленных режимах функционирования ГСЧС, а в военное время – для повышения устойчивости управления. Включают в себя защищенные рабочие помещения с узлами связи, автономные системы жизнеобеспечения, аппаратуру центрального оповещения, средства закрытой связи. Степень защиты убежища должна соответствовать степени защиты, установленной для данного города. Вместимость рабочих помещений должна обеспечивать размещение в них ориентировочно 30 - 40% сотрудников, остальной состав органа повседневного управления по ЧС категорированного города эвакуируется для продолжения работы в загородную зону и размещается в существующих общественных и жилых зданиях. Для его работы используются имеющиеся средства связи, а для защиты оборудуются ПРУ, которые при необходимости могут служить пунктами управления.

В некатегорированных городах и сельских районах для обеспечения управления в военное время подготавливаются заблаговременно ПРУ, оснащенные необходимыми средствами связи и оповещения.

На объектах экономики ПУ оборудуются в одном из убежищ.

Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами запасных пунктов управления. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно-штабных машинах или на специально дооборудованных транспортных средствах и должны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение ППУ на каждом уровне управления различны с учетом их предназначения. На транспортных средствах ППУ оборудуются рабочие места для председателей исполкомов (начальников ГО), членов КЧС и оперативных групп органов повседневного управления по ЧС, устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание непрерывной связи с подчиненными и старшими органами управления, подчиненными силами.

Подвижные пункты управления, помимо автомобильных средств, могут оборудоваться на средствах воздушного, речного и железнодорожного транспорта. Они должны обеспечивать непосредственное управление подчиненными органами и силами при ликвидации ЧС, в любом районе области (города), а также на наиболее ответственных направлениях в военное время.

Пункты управления-дублеры создаются на случай выхода из строя основных ПУ. Они должны обеспечиваться необходимыми документами и планами, оснащаться средствами связи по управлению ГО соответствующими основному органу управления.

Для обеспечения устойчивого и непрерывного управления из состава органа управления МЧС и служб ГО для работы на пункте управления формируется боевой расчет. Состав его определяется заблаговременно в мирное время.

Порядок занятия пунктов управления оперативными (специальными) группами и основным составом управления (отдела, штаба) определяется решением соответствующего начальника ГО.

В целях обеспечения непрерывного управления организуется круглосуточное дежурство. Для этого из состава расчета управления (отдела, штаба) создаются 2-3 дежурные смены.

На дежурную смену расчета ПУ возлагается: сбор, обобщение, анализ и доклад информации об обстановке начальнику ГО или его заместителю; отображение обстановки на картах, планах и других документах; ведение рабочих журналов обстановки и действий; передача указаний начальника ГО (председателя КЧС) и начальника управления (отдела, штаба) исполнителям и контроль за их выполнением.

Поддержание в постоянной готовности всех системы управления - одна из главных задач начальников, штабов и других органов управления ГСЧС и ГО. Постоянная готовность системы управления должна обеспечить успешное выполнение поставленных задач в любой обстановке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: