double arrow

Организация оповещения

Решение задач ГСЧС и ГО как мирного, так и военного времени вызывает необходимость быстрого реагирования органов управления, сил ГСЧС и ГО и населения адекватно сложившейся обстановки.

Такую задачу могут решить только специально предназначенные для этих целей системы оповещения.

Системы оповещения ГСЧС и ГО являются составной частью системы управления ГСЧС и ГО и представляют собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи.

Системы оповещения организуются во всех уровнях ГСЧС и ГО в целях своевременного предупреждения органов управления, сил ГСЧС и ГО и населения об угрозе нападения противника или возникновения ЧС.

В зависимости от масштабов оповещения системы оповещения подразделяются на республиканскую, территориальные, местные, локальные и объектовые (организаций) системы оповещения.

Для решения задач оповещения используются неавтоматизированный (ручной) и автоматизированный способы оповещения.

При неавтоматизированном способе оповещения сигналы и информация передаются с использованием сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, а также сетей вещания без применения специальной аппаратуры оповещения путем передачи условных сигналов, сигналов боевого управления и приоритетных телеграмм серии «Ракета» и др.

В автоматизированном режиме передача сигналов (команд) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи, а также сетей вещания.

Для сокращения времени прохождения информации в системах оповещения на всех уровнях ГСЧС и ГО создаются автоматизированные системы централизованного оповещения (АСЦО). АСЦО – это комплекс специальных технических средств, сопряженных с государственными каналами связи, сетями проводного, телевизионного и радиовещания, предназначенный для передачи сигналов (команд) и речевой информации до органов управления, должностных лиц и населения.

Системы централизованного оповещения (СЦО) всех уровней должны обеспечивать как централизованное, так и децентрализованное доведение информации, а также возможность ее ретрансляции. Осуществлять как циркулярное, так и выборочное доведение сигналов и информации оповещения.

Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью мероприятий по ГО и защите населения и территорий от ЧС, проводимых в республиканских органах государственного управления, объединениях (учреждениях), подчиненных Правительству Республики Беларусь, исполнительных и распорядительных органах областей и г. Минска, районов (городов) и в организациях (на объектах).

Функции по организации оповещения в ГСЧС и ГО возложены на МЧС Республики Беларусь. Обеспечение эксплуатационно-технического обслуживания систем централизованного оповещения республиканского, областного и местного уровней ГСЧС и ГО осуществляется службами связи и оповещения МЧС, а также на договорной основе - организациями Министерства связи.

Руководство организацией оповещения осуществляется руководителями министерств, комитетов, объединений, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций через органы, осуществляющие управление ГСЧС и ГО и службы связи и оповещения соответствующего уровня.

Вариант схемы организации связи в районе чрезвычайной ситуации представлен на рис.6.1.

Органы повседневного управления по ЧС на территории областей Республики Беларусь, в городах, районах:

- разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные носители;

- обеспечивают установку на объектах вещания специальной аппаратуры для ввода сигналов и информации оповещения в программы вещания;

- организуют и осуществляют подготовку дежурных служб органов, осуществляющих управление ГСЧС и ГО;

- планируют и проводят совместно со структурными подразделениями Министерства связи Республики Беларусь проверки системы оповещения, тренировки по передаче сигналов и информации оповещения;

- представляют заявки в структурные подразделения Министерства связи Республики Беларусь на выделение соединительных линий и каналов связи от органов, осуществляющих управление ГСЧС и ГО, к объектам вещания;

- разрабатывают совместно со структурными подразделениями Министерства связи Республики Беларусь порядок взаимодействия соответствующих дежурно-диспетчерских служб при передаче сигналов и информации оповещения по сетям вещания.

Система оповещения ГСЧС и ГО представляет собой трехуровневую структуру (рис. 6.2):

1. Республиканский уровень.

2. Территориальный уровень.

3. Местный уровень.

Республиканский уровень системы оповещения ГСЧС и ГО обеспечивает доведение распоряжений, сигналов и информации оповещения от МЧС Республики Беларусь), до:

- подчиненных территориальных органов (областные и Минское городское управления МЧС);

- министерств, а так же комитетов, объединений и учреждений, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

- сил и средств ГСЧС центрального подчинения;

- руководящего состава МЧС;

-проживающего на территории Республики Беларусь населения.

Территориальный уровень системы оповещения ретранслирует распоряжения, сигналы и информацию оповещения, полученные от РЦУРЧС, а также, в случае необходимости, формируют собственные, которые передаются:

- районным (городским) отделам по ЧС областных и Минского городского управлений МЧС;

- исполнительным и распорядительным органам областей и г. Минска;

- силам и средствам ГСЧС территориального подчинения;

- руководящему составу УМЧС областей и г. Минска;

- проживающему на его территории населению.

Местный уровень оповещения обеспечивает доведение распоряжений, сигналов и информации оповещения до:

- исполнительных и распорядительных органов района (города);

- сил и средств местного подчинения;

- руководящего состава Г(Р)ОЧС;

- потенциально опасных и иных объектов экономики;

- проживающего на данной территории населения.

Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов обеспечивают оповещение и информирование персонала объекта, а также населения, проживающего в опасной зоне вблизи потенциально опасного объекта.

Системы оповещения объектов (организаций) обеспечивают оповещение и информирование руководящего состава и персонала объектов (организаций).


Сейчас читают про: