Построение психологии на основе принципа активности. Психоанализ (от греч. psyche — душа, analysis — разложение) — 1) совокупность способов выявления неосознаваемых мотивов; 2) направление

Психологический аспект.

Психоанализ (от греч. psyche — душа, analysis — разложение) — 1) совокупность способов выявления неосознаваемых мотивов; 2) направление, созданное 3. Фрейдом [10, с. 302]. Согласно Фрейду, метод психоанализа призван за явным смыслом (или видимой бессмысленностью) проявлений «бессознательного» угадывать их истинную, сексуальную подоплеку [14, с. 374].

Либидо, согласно Фрейду, является доминирующим мотивом человеческого поведения. В поздних работах Фрейда Либидо рассматривается как синоним влечения к жизни [10, с. 189].

Другие статьи словаря: Фрейд Зигмунд [10, с. 429], интроспективная психология [10, с. 148], самонаблюдение [10, с. 351], глубинная психология [10, с. 81], психоанализ [10, с. 302], фрейдизм [10, с. 430], либидо [10, с. 189].

Принцип активности в изучении душевного мира заключается в толковании его элементов как «живых» Существ.

Впервые «живую» динамику душевного мира открыл Г. Лейбниц. Согласно Лейбницу, вечно «живая» активность элементов Души никогда не угасает и проявляется в постоянном стремлении их из потенциального состояния (состояния «сна») к состоянию актуальному (состоянию «бодрствования»).

Фрейд развил идею «живого» отношения к Силам «бессознательного», применив ее для трактовки неврозов и поиска стратегии их исцеления. Но при выделении главной Силы «бессознательного» он придерживался критерия биологической целесообразности (в отличие от Адлера) и не признавал надиндивидуальных Сил души (в отличие от Юнга). Свою систему взглядов Фрейд назвал «психоанализ» [10, с. 429]. Следует обратить внимание, что этот термин имеет два смысла: «психоанализ» как концепция Фрейда, и психоанализ как метод психологии «бессознательного» [10, с. 302].

Эту концепцию Фрейда называют npociо «фрейдизм» [10, с. 330]. Так будем называть ее и мы.

«Фрейдизм» построен в соответствии с принципом активности, но он не соответствует принципам саморазвития и иерархичности.

Принцип активности как реализация приоритета «внутреннего» над «внешним» в психологии развивался в форме перехода от интроспективной психологии (от лат. introspectio — гляжу внутрь, всматриваюсь [10, с. 148]) к глубинной психологии.

Искусство использовать принцип активности в психологии — это умение относиться к глубинным Силам души как к живым Существам. Если вы обладаете даром общения с животными, то подобное же отношение должно быть к вашим животным инстинктам: их нельзя подавлять, но их нельзя и распускать, — их надо одухотворять.

Истоки интроспективной психологии исходят из учения Р. Декарта, которое, как мы уже выяснили на первой лекции, основано на формуле «психика = сознанию». Исходя из формулы Декарта, основным методом изучения в интроспективной психологии является интроспективный метод. Этот метод предполагает изучение явлений душевного мира путем осознанного внутреннего самонаблюдения.

Истоки глубинной психологии исходят из учения Г. Лейбница, которое основано на формуле «психика > сознания». Исходя из формулы Лейбница, в глубинной психологии основным методом является психоанализ (от греч. psyche — душа и analysis — разложение), который позволяет изучать как «видимую» так и «невидимую» психику. Этот метод предполагает изучение явлений душевного мира путем анализа проективного материала (рисунки, сны, оговорки, очитки и т. п.), в котором спроецирована в том числе и «невидимая психика».

Основная идея принципа активности заключается в трактовке элементов душевного мира как «живых» Систем, активно стремящихся перейти из сферы «бессознательного» в сферу сознания.

Вот как Иоганн Гербарт (1776-1841), последователь Лейбница, описывал «живую» динамику душевного мира: «Между представлениями складываются отношения противоборства и конфликта, поэтому они, стремясь удержаться в «жизненном пространстве» сознания, теснят друг друга в сферу бессознательного, откуда стремятся вырваться с тем чтобы занять прежнее положение» [10, с. 78].

Представление о живом самовоплощении душевных Сил является необходимым правилом толкования душевного мира в «глубинной психологии», представителями которой являются 3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг.

Фрейд считал важнейшим моментом толкования скрытых Сил их борьбу и вытеснение друг друга в сферу «бессознательного» «Мы хотим не просто описывать и классифицировать явления, а стремимся понять их как проявление борьбы душевных Сил, как выражение целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга. Мы придерживаемся динамического понимания психических явлений» [17, с 40] Сравните с изложенной выше трактовкой душевного мира И. Гербартом

Адлер считал, что истинные цели личности вытесняются целями, «предписываемыми нормами общественной жизни» [1, с 133]

Юнг прямо называл элементы душевного мира Существами и относится к ним как к живым Существам. Например, процесс творчества Юнг трактует как самовоплощение живых Образов, которые автор должен взращивать, подобно взращиванию Растения. Художественное произведение «является неким существом, пользующимся человеком и его личными диспозициями лишь как питательной средой, распоряжающимся его силами по собственным законам и создающим из себя то, что оно хочет из себя создать» [27 с 46]

Просто сказать, что в сфере «бессознательного» действуют живые Силы — этого мало. Для создания концепции «бессознательного» следует выделить главную неосознаваемую Силу на основании того или иного критерия.

Рассмотрим, как выделял и обосновывал главную Силу души Фрейд, а затем, в соответствии с исходными теоретическим представлениями, строил свой метод психоанализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: