О Зигмунде Фрейде

Родился 6 мая 1856 года (Телец-Дракон) в Моравии (Чехословакия), в городе Пришбор, в семье торговца шерстью. В юности сильное впечатление на него произвело учение Дарвина. Поскольку Фрейд был евреем, все профессии, кроме медицины и закона, были для него закрыты и он выбрал медицину. Сам Фрейд отмечал, что его еврейское происхождение повлияло и на особенности научного мышления: «С ранних лет я познал судьбу нахождения в оппозиции, в отлучении от «единодушного большинства». Этим были заложены основы для определеной степени независимости суждений» (Фрейд цит. по [13, с. 11]). До занятия психологией Фрейд шесть лет изучал гистологию мозга в физиологической лаборатории. Своей главной работой по психологии он считал «Толкование сновидений» (1900). Следует отметить, что некоторые особенности теории Фрейда были следствием особенностей его психики: он страдал от истерии и обнаружил у себя эдипов комплекс: «влюбленность в мать и ревность к отцу» [14, с. 524]. В 1923 году Фрейд заболел раком кожи лица, перенес 33 операции, но не переставал плодотворно работать. Умер Фрейд 23 сентября 1939 года, в Лондоне, в Зигмунд Фрейд возрасте83-х лет.

3.3. Главная Сила «бессознательного» и психоанализ по Фрейду.

Фрейд считал, что основными Силами, действующими из «бессознательного», являются биологические инстинкты. Набор основных животных Сил (инстинктов), образующих Ядро человеческой индивидуальности, Фрейд называет термином «Оно» (Ид). Он считал, что «старейшая часть психологического аппарата (Ид) остается наиболее важной в течение всей своей жизни» и настаивал на том, что «Оно» с его инстинктами выражает «истинную цель жизни организма индивида», поэтому вопрос о цели жизни человека он считал бессмысленным, так как в животном мире этот вопрос никогда не возникает (излагается по [6, с. 9]).

«В Ид нет ничего соответствующего идее времени, нет признаков протекания времени и (что примечательно и требует внимания философской мысли) нет изменения психических процессов при прохождении времени Естественно, что Ид не знает ценностей, добра и ъча не знает морали» (цит по [В. с 19])

Ид может быть уподоблено слепому королю, власть которого абсолютна, но который должен полагаться на других в распределении и использовании этой власти [13, с. 19]).

Ø «Ядро» душевного мира на схеме «сцена-подвал».

Главной Силой «бессознательного» Фрейд считал инстинкт сексуального влечения — Либидо (от лат. «желание»), так как с позиций биологического критерия «выжить и размножиться» этот инстинкт сыграл важнейшую роль в естественном отборе.

Активностью Либидо, согласно Фрейду, объясняется множество душевных явлений «Ее [Либидо] создание, увеличение и уменьшение, распределение и перемещение должны дать нам возможность объяснить наблюдаемые психо сексуальные феномены» (цит по [13])

В дальнейшем Фрейд добавляет к «Ядру» другие биологически полезные Силы, например, Агрессию. Таким образом, в состав Ид стали входить: Либидо — как символ жизни и Агрессия — как символ разрушения или смерти.

На схеме «сцена-подвал» Сила Либидо изображена слева от пунктирной линии (Рис. 2). Слева мы будем изображать Силы, соответствующие биологическому критерию (служат выживанию), а справа — Силы, ему не соответствующие (дают жизнь).

Выделив Либидо на основе биологического подхода в качестве главной Силы «бессознательного», Фрейд строит свою сексуальную стратегию психоанализа.

Рис.2

Ø Психоанализ по Фрейду: искусство и сны.

Когда сексуальное «Ядро» личности стремится на «сцену» сознания у человека возникает стремление прямого удовлетворения этой потребности. Если это стремление сдерживается культурными нормами и «цензурой» сознания, то оно все-таки прорывается на «сцену» сознания или воплощается в проективном материале: искусство, сны и др.

Поэтому символику творчества и сновидений Фрейд рассматривал как скрытое проявление эволюционно старых Сил (Ид), главной из которых считал сексуальную Силу — Либидо При этом переживания, которые человек испытывает при пробуждении Либидо — это как правило, неприятные, даже «гадостные» переживания, sl неприятными они становятся из-за давления на свободу Либидо норм культуры и морали.

Рассмотрим примеры трактовки произведений искусства, следуя подходу Фрейда

Ярким примером трактовки произведений искусства на основе анализа «половой своеобразности» их автора является книга

3. Фрейда «Леонардо да Винчи». Анализируя произведения искусства, Фрейд исходит из постулата, что «творчество художника дает исход также и его сексуальному влечению» [18, с. 88]. Изучив биографию Леонардо и его художественное творчество, Фрейд делает вывод о склонности Леонардо к гомосексуализму.

В этой книге Фрейд описывает особенности натуры Леонардо, такие как «бездеятельность и индифферентность» «ласковость и мичостчивость со всеми» «воздержание от мясной пищи» «любит давать свободу птицам, которых покупал на базаре» и др [18 с 11] Далее идет анализ «полового своеобразия» «Леонардо был примером строгого полового воздержания» [18 с 12] у него была «ненасытная и неутолимая страсть к исследованию» [18, с 18] Из этих двух утверждений Фрейд делает вывод, что сексуальная страсть Леонардо сублимировалась в страсть к познанию [18, с 26] Фрейд отмечает также сильную любовь Леонардо к матери которая по мнению Фрейда была вытеснена любовью к самому себе. В итоге у Леонардо возникла любовь к себе подобным половым партнерам «таким образом, он стал гомосексуалистом» Фрейд также отмечает склонность Леонардо рисовать детские головки и трактует эту любовь к мачьчикам как скрытою в «бессознательном» любовь матери к нему самому в детстве [18 с 49]

Сделав исходное предположение, Фрейд переходит к анализу «потовой своеобразности» Леонардо воплощенной в символике его творений Он анализирует обольстительность и загадочность улыбки женских образов Леонардо и прежде всего улыбку Монны Лизы Джоконды.

Далее Фрейд утверждает, что в улыбке Джоконды, а также в картине «Св. Анна с дочерью и внуком» воплотилась улыбка матери, как ее запомнил Леонардо в первые детские годы.

Итак, творчество Леонардо да Винчи, согласно Фрейду, проникнуто скрытой вытесненной любовью к матери (улыбка Джоконды) и к самому себе в детстве (рисование детских головок).

Таким образом, следуя своей стратегии психоанализа, Фрейд делает вывод, что улыбка Джоконды является улыбкой матери Леонардо, страстную любовь к которой он в скрытом вытесненном виде пронес через все свое творчество.

Рассмотрим примеры трактовки символики снов, следуя подходу Фрейда.

Ярким примером сексуально ориентированно! о психоанализа снов является книга Фрейда «Сновидения» [21, с. 3-22]:

Сексуальная символика, груди — яблоки, персики; волосы — лес, кустарник; половой акт — танцы, верховая езда, подъемы по лестнице; женщина — комната, город, замок, дворец, крепость; эррекционное возбуждение — полет во сне.

Мужской орган: палки, зонтики, деревья, колья; оружие, ножи, кинжалы, копья, сабли, пистолеты; чайник, фонтан; карандаши, ручки, молотки; шляпа, пальто; гора, скала; число 3; гриб.

Женский орган: шахты, пещеры; сосуды, бутылки, коробки, табакерки, шкатулки, чемоданы, ящики; печи, комнаты; двери, ворота; улитка, раковина; рот; церковь, капелла.

Исходя из этой символики, вы можете сами составить исходное представление о специфике трактовки снов по Фрейду. Например, если в страшном сне девочку преследует мужчина, вооруженный ножом или пистолетом, то согласно Фрейду — это символика эротического сна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: