Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Рассмотрим типы сексуальных травм по Фрейду




Оральная травма (до 2-х лет), перенесенная в детстве, порождает у взрослых оральный характер: в зависимости от удовлетворения потребности в сосании в детском возрасте взрослый человек приобретает оптимистическую (весь мир — материнская грудь, весь мир создан служить ему) или пессимистическую установку [20].

Помимо основных черт характера, у взрослых появляется много оральных привычек: еда. сосание, жевание, курение, кусание, облизывание губ или причмокивание. Поздняя оральная стадия начинается с появлением зубов и включает удовлетворение агрессивных инстинктов, выражающееся, например, в кусании груди матери. Травма, полученная в поздний период, делает взрослых склонными к сарказму, к сплетням, к привычке «набрасываться» на пищу [13. с. 21]. Фрейд пишет: «...Такие дети, становясь взрослыми, делаются любителями поцелуев, имеют склонность к перверзным поцелуям или, будучи мужчинами, приобретают сильный мотив для пьянства и курения. Если к этому присоединяется вытеснение, то они будут ощущать отвращение к пище и страдать истерической рвотой» [20, с. 45].

Анальная травма (с 2-4 лет), перенесенная в детстве, порождает у взрослых анальный характер: аккуратность, бережливость и упрямство.

Аккуратность толкуется как чрезмерные чистоплотность, любовь к порядку, добросовестность. Бережливость иногда превращается в скупость. Упрямство — в упорство [20].

Фаллическая травма (с 3-5 лет), перенесенная в детстве, порождает у взрослых фаллический характер: нарциссизм, влечение к разглядыванию. При подавлении этого влечения появляются: жестокость, садизм [20].

Ситуацию, описанную Сгефаном Цвейгом в его книге «Зигмунд Фрейд», можно отнести к ситуации возникновения у Жан-Жака Руссо фаллической травмы: «Его строгая и втайне обожаемая учительница часто и жестоко наказывала его розгами, но к собственному своему изумлению, мальчик испытывал во время этого наказания, несмотря на боль, определенное наслаждение. В промежуточной сумеречной стадии своего развития (столь [А пильные травмы] великолепно очерченной Фрейдом) он совершенно забывает об этом эпизоде, но его тело, его душа, его бессознательная сфера не в состоянии забыть этого переживания. И в дальнейшем, когда, достигнув зрелости, он ищет удовлетворения в нормальном общении с женщинами, он всякий раз не в силах осуществить его физически. Для того, чтобы он мог соединиться с женщиной . необходимо, чтобы она воссоздала знаменитый эпизод с розгами; и вот Жан-Жаку Руссо приходится в продолжение всей жизни платиться за ранее, необычное и роковое для него пробуждение полового чувства неизлечимым мазохизмом, который вопреки его внутренним протестам толкает его все к той же. единственно ему доступной форме удовлетворения» [23, с. 71].




Таким образом, стратегия поиска травмирующей сцены стала более ясной, так как три типа сексуальных травм, согласно Фрейду, составляет большинство среди всех душевных травм, порождающих неврозы (Рис. 5),

Рис. 5

4.2. Какова стратегия исцеления по Фрейду?

1. Необходимо выявить методом психоанализа ситуацию травмирующего подавления влечений,

2. добиться осознания пациентом травмирующей ситуации,

3. и вновь бурно, не сдерживаясь (излияние души), пережить эту ситуацию при поддержке психоаналитика

О стратегии исцеления неврозов Фрейд пишет следующее: «Симптомы истерических больных определяются оставившей глубокое впечатление, но забытой сценой жизни (травмой). Основанная на этом терапия состоит в том, чтобы заставить пациента вспомнить и воспроизвести эту сцену жизни в состоянии гипноза (катарсис)» [цит. по 7, с. 22].

Для иллюстрации грубого подавления и стратегии исцеления Фрейд приводит следующий пример:

«Допустите, что в этом зале и в этой аудитории <...> находится индивидуум, который нарушает тишину и отвлекает мое внимание от предстоящей мне задачи своим смехомболтовней и топотом ног, Я объявляю, что не могу при таких условиях читать лекцию, и вот из вашей среды выделяются несколько сильных мужчин и выставляют после кратковременной борьбы нарушителя порядка за дверь, <«..> Если вы переведете теперь наименования обоих мест (в аудитории и за дверью) на язык психологии как сознательное и бессознательное, то вы будете иметь довольно верное изображение процесса вытеснения. <...> Подумайте о том. что удалением нарушителя и установлением стражи перед дверью еще дело может не кончиться. <...> Правда, его уже нет среди нас, мы отделались от его иронического смеха, от его замечаний вполголоса, но в известном отношении вытеснение осталось без результата, так как он производит за дверьми невыносимый скандал, и его крики, и его стук кулаками в дверь еще больше мешают моей лекции, чем его прежнее неприличное поведение. При таких обстоятельствах мы с радостью должны приветствовать, если наш уважаемый президент Dr Stanley Hall возьмет на себя роль посредника и восстановителя мира. Он поговорит с необузданным парнем и обратится к нам с предложением вновь впустить его, причем он дает слово, что последний будет вести себя лучше. Полагаясь на авторитет Dr. HalFa, мы решаемся прекратить вытеснение, и вот снова наступает мир и тишина. Это и на самом деле вполне подходящее представление о той задаче, которая выпадает на долю врача при психоаналитической терапии неврозов» [19, с. 221].



В этом примере наиболее выразительно представлена суть принципа активности в контексте трактовки возникновения неврозов и стратегии их исцеления. Она состоит в том, что к неосознаваемым душевным элементам следует относиться как к живым Существам. Грубо вытесненная из сознания травмирующая сцена становится подобна затравленному зверьку, который из глубин бессознательного все равно не дает покоя душевному миру человека. Стратегия исцеления, как того требует принцип активности, заключается в том, чтобы с этим затравленным зверьком вести переговоры при посредничестве врача. Только такая стратегия, согласно 3. Фрейду, может дать исцеление от невроза.

Таким образом, в соответствии с принципом активности возникновение невроза трактуется как нарушение правила «живого» отношения к Силам «бессознательного», в результате чего нарушится адекватное управление неосознаваемыми инстинктами человека, а стратегия исцеления строится как поиск затравленного «зверька» (инстинкта), чтобы его «выслушать» (катарсис) и договориться.

Принцип активности в патологическом аспекте рассмотрения, выступает не только как методологический принцип причинного анализа психических явлений: в этом случае принцип активности получает значимость первого закона душевного мира, нарушение которого влечет за собой соответствующий тип невроза по Фрейду.

Резюме: Грубо подавлять биологические Силы — вредно для организма!





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 1185; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 8327 - | 6711 - или читать все...

Читайте также:

  1. III. ПРЕДУПРЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА
  2. L Травма социальных изменений
  3. Алгебра событий. Рассмотрим операции над событиями в терминах теории множеств и теории вероятностей и проиллюстрируем их с помощью диаграмм Венна
  4. Анализ причин производственного травматизма
  5. Анализ производственного травматизма и профзаболеваний
  6. Виды гипотез. Среди многих видов гипотез рассмотрим наиболее важные их разновидности с точки зрения познавательных функций и объекта исследования.. Среди многих видов гипотез рассмотрим наиболее важные их разновидности с точки зрения познавательных функци
  7. Виды памяти. Рассмотрим основные виды памяти
  8. Виды электротравм
  9. Виробничий травматизм. Заходи по його попередженню
  10. Виробничий травматизм. Заходи по його попередженню. Виробнича травма є раптовим пошкодженням організму людини і втратою ним працездатності, викликане нещасним випадком на виробництві
  11. Внутренний рынок труда характерен для Японии. Рассмотрим модель внутреннего рынка труда Японии
  12. Гармонический осциллятор.. Рассмотрим простую физическую систему – материальную точку, способную без трения колебаться на горизонтальной поверхности под действием силы Гука (см


 

34.203.28.212 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.