Общая технология нововведений

Когда новшество разработано и инновационный процесс спро­ектирован, возникает необходимость управления инновационными процессами? Н.Р. Юсуфбекова называет следу­ющие основные принципы управления инновацион­ными процессами.

1.Принцип управляемой инновационной смены состояний си­стемы образования. Этот принцип ориентирует на необходимость сознательной деятельности по переходу от одного состояния сис­темы образования к другому.

2.Принцип перехода от стихийных механизмов протекания инновационных процессов к сознательно управляемым.

3.Принцип информационной материально-технической и кад­ровой обеспеченности реализации основных этапов инновацион­ных процессов в образовании.

4.Принцип прогнозирования обратимых или необратимых струк­турных изменений в инновационной социально-педагогической среде.

5.Принцип усиления устойчивости инновационных процессов в образовании.

6.Принцип ускорения развития процессов нововведений в об­разовании.

Названные принципы относятся к глобальным инновационным процессам. Их оказывается недостаточно на эта­пе проектирования инноваций, затрагивающих сферу личност­ных изменений в процессе обновления образования. В данном слу­чае требуется руководствоваться также принципом посильного участия субъектов инноваций.

Под технологией нововведений понимается набор методов, средств и последовательных мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность. В инноватике существуют различные виды тех­нологий нововведений, которые находят свое проявление и в педагогической сфере.

1.Внедрение – технология нововведений, при которой процесс нововведения осуществляется самим разработчиком, например, учителем-новатором. Используется для нововведений, не требую­щих всего комплекса инновационных услуг.

2.Инжиниринг – комплексная технологии нововведений, наи­более полно охватывающая все этапы инновационного цикла: от маркетинга, предпроектного обследования, бизнес-планирования, разработки до комплексной поставки оборудовании, кадрового сопровождении и последующего сервисного обслуживании. дан­ная технология была бы эффективна в программах Министерства образования и науки РФ по вопросам компьютеризации и под­ключения к сети Интернет отечественных школ. Эффект от их ре­ализации был бы значительно выше.

3.Консалтинг – технология нововведений, обеспечивающая этап выбора стратегии и планирования инновационной деятельности. Выполняется организациями, специализирующимися в области экспертизы и консультаций. В области образования таких организаций практически нет.

4.Обучение – технология нововведений, обеспечивающая этап подготовки кадрового сопровождения нововведения. В той же про­грамме компьютеризации должны были быть предусмотрены зна­чительные усилия по подготовке кадров к использованию новой техники. В противном случае эффективность введения новшеств под названием «компьютер в школе» остается нереализованной.

5.Передача технологии – технология нововведений, обеспечи­вающая реализацию инновационного проекта за счет передачи освоенной технологии и иную предметную сферу или в другие территории. Опорные конспекты В.Ф. Шаталова первоначально относились к математике и физике, а затем были распространены на другие предметы. Техника групповой работы в очном обучении сегодня успешно перешла в область дистанционного обучения. Многие педагогические новшества, имеющие технологическую форму представления, вполне переносимы на другие области и территории.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о технологии педа­гогических нововведений. Под технологией в данном случае сле­дует понимать способ превращения цели в результат, состоящий в рациональном разделении деятельности на процедуры и опера­ции.

В инновационном процессе вычленяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и ис­полнение новшества. В настоящее время сложилась следующая последовательность этапов инновационного процесса:

1.Этап рождения новой идеи и возникновения концепции новш­ества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных науч­ных исследований (или мгновенного «озарения»).

2.Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт – об­разец.

3.Этап нововведения, на котором находит практическое приме­нение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.

После этого начинается самостоятельное существование нов­шества. В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы.

4.Этап распространения новшества, заключающийся в его ши­роком внедрении, диффузии (распространения) новшества и но­вые сферы.

5.Этап господства новшества в конкретной области, когда соб­ственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну.

Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

6.Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

Приведенная выше линейная структура последовательно сме­няющих друг друга этапов инновационного процесса представля­ет собой упрощенную схему реального его развертывания. Напри­мер, конкретный инновационный процесс необязательно вклю­чает все перечисленные этапы в их строгой последовательности и неразрывности. Кроме того, этапы инноваций могут рассматри­ваться с разных сторон, например, со стороны учащихся.

А.А. Мешков приводит модель исследования инноваций через при­зму процессов восприятия индивида. Восприятие новизны как та­ковой носит исключительно субъективный характер и не зависит от того, существовал рассматривающийся субъект как новый ра­нее или нет: индивид воспринимает его как новый. Социальный субъект становится сторонником инновации тогда, когда может адекватно оценить состояние окружающей среды и спрогнозиро­вать свое состояние в контексте инновационного процесса в тер­минах приобретения – потери социальных преимуществ. Этот феномен получил название инновационного восприятия. Иннова­ционное восприятие может развиваться у индивида в процессе приобретения им новых знаний и пересмотра своих ценностей, установок, ожиданий.

Способность к нововведениям является одним из индикаторов культуры общества. Нововведения – один из важнейших факто­ров развития современного мира. Степень успешности развития как отдельных людей и организаций, так и общества в целом свя­зана со способностью к продуцированию и восприятию ими раз­ного рода нововведений. Нововведение есть процесс, сущность которого составляет инновационная деятельность, т.е. можно определить, что нововведение есть форма инновационной деятельно­сти.

В самом общем смысле инновация – это результат инновацион­ной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствован­ного продукта; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным или образовательным услу­гам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: