Источники формирования целей эксперимента

О целях широкомасштабного эксперимента

Структура широкомасштабного педагогического эксперимента

Инновационная деятельность тесно связана с эксперименталь­ной, хотя и не сводится только к ней. Рассмотрим пути и способы проектировании широкомасштабного педагогического эксперимен­та как инновационного процесса.

Совершенствование структуры и содержания общего среднего образования не является исходной или единственной целью экс­перимента. Общая цель эксперимента – поиск оптимальных путей и решений модернизации отечественного школьного образова­ния в приближении его к индивидуальным запросам современ­ной личности и тенденциям развитии российского и мирового сообщества.

Структура и содержание общего среднего образования являют­ся одним из системных ракурсов предстоящей эксперименталь­ной деятельности, начальным, но не единственным предметом эксперимента. Структура и содержание образования – компонен­ты целостной системы образования. Любое их изменение означает изменение в целях, формах, технологиях, средствах, системе кон­троля и оценки образовательных результатов. Поэтому планирова­ние эксперимента по изменению структуры и содержания образования означает проектирование комплексной модернизации всей системы образования.

Успех эксперимента определяется его методологической базой, и в первую очередь принципами формирования его целей. Систем­ный характер планируемых преобразований предполагает наличие научно обоснованного, общезначимого и реалистичного базиса для их проектирования. Основополагающими источниками формиро­вания целей эксперимента с данной точки зрения являются:

1) отечественные традиции образования, задающие направле­ния и характер предстоящих эволюционных изменений;

2) тенденции развития российской и мировой теории и прак­тики обучения;

3) исходное состояние школьного образования, определяемое на основе соответствующих методик;

4) методологические основы обновления школы, учитываю­щие достижения педагогической науки в области диагностики, прогностики и проектирования образовательных систем;

5) научные основы планирования и проведения педагогиче­ского эксперимента;

6) опыт имеющихся широкомасштабных образовательных ре­форм и экспериментов на территории России;

7) политические, государственные и общественно-педагоги­ческие решения последних лет (Национальная доктрина, Феде­ральная программа развития образования, Концепция модерни­зации образования...);

8) ведущие положения концепций, программ и материалов, относящихся к различным аспектам модернизации отечественно­го образования.

Особенностью формирования целей эксперимента является опора на весь комплекс перечисленных факторов, всесторонне обосновывающих характер необходимых поисков и изменений в сфере отечественного школьного образования, прежде всего в отношении его содержания и структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: