О целях широкомасштабного эксперимента
Структура широкомасштабного педагогического эксперимента
Инновационная деятельность тесно связана с экспериментальной, хотя и не сводится только к ней. Рассмотрим пути и способы проектировании широкомасштабного педагогического эксперимента как инновационного процесса.
Совершенствование структуры и содержания общего среднего образования не является исходной или единственной целью эксперимента. Общая цель эксперимента – поиск оптимальных путей и решений модернизации отечественного школьного образования в приближении его к индивидуальным запросам современной личности и тенденциям развитии российского и мирового сообщества.
Структура и содержание общего среднего образования являются одним из системных ракурсов предстоящей экспериментальной деятельности, начальным, но не единственным предметом эксперимента. Структура и содержание образования – компоненты целостной системы образования. Любое их изменение означает изменение в целях, формах, технологиях, средствах, системе контроля и оценки образовательных результатов. Поэтому планирование эксперимента по изменению структуры и содержания образования означает проектирование комплексной модернизации всей системы образования.
|
|
Успех эксперимента определяется его методологической базой, и в первую очередь принципами формирования его целей. Системный характер планируемых преобразований предполагает наличие научно обоснованного, общезначимого и реалистичного базиса для их проектирования. Основополагающими источниками формирования целей эксперимента с данной точки зрения являются:
1) отечественные традиции образования, задающие направления и характер предстоящих эволюционных изменений;
2) тенденции развития российской и мировой теории и практики обучения;
3) исходное состояние школьного образования, определяемое на основе соответствующих методик;
4) методологические основы обновления школы, учитывающие достижения педагогической науки в области диагностики, прогностики и проектирования образовательных систем;
5) научные основы планирования и проведения педагогического эксперимента;
6) опыт имеющихся широкомасштабных образовательных реформ и экспериментов на территории России;
7) политические, государственные и общественно-педагогические решения последних лет (Национальная доктрина, Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации образования...);
8) ведущие положения концепций, программ и материалов, относящихся к различным аспектам модернизации отечественного образования.
Особенностью формирования целей эксперимента является опора на весь комплекс перечисленных факторов, всесторонне обосновывающих характер необходимых поисков и изменений в сфере отечественного школьного образования, прежде всего в отношении его содержания и структуры.