Уровни эксперимента

Механизм целеполагания эксперимента

Начальный уровень задания целей эксперимента не является окончательным. Формирование целей эксперимента – многоуровневый процесс, продолжающийся в ходе всего эксперимента. В связи с этим необходима не только начальная постановка целей эксперимента, но и разработка механизма их дальнейшей поэтапной проработки, расширения и корректировки. При этом диагностические цели должны быть определяющими на начальном этапе эксперимента в первые 2 года, проектные цели – очередные 2 года, формирующие и воспроизводящие цели – в течение следую­щих 2 лет, сопоставительно-оценочные цели – на завершающем этапе эксперимента.

Механизм целеполагания эксперимента предполагает выпол­нение определенных действий:

а) диагностику состояния школьного образования по мини­мальному числу выбранных параметров с помощью соответству­ющих этим параметрам методик;

б) выявление ключевых проблем и противоречий, имеющих характер предпосылок модернизации системы образования в на­правлении обновления ее целей, структуры и содержания;

в) определение направлений эксперимента, разработку образа предстоящих изменений по каждому из выделенных направлений; формулирование предполагаемых результатов в виде стратегиче­ских целей эксперимента;

г) поиск путей решения выявленных проблем и достижения разработанного образа по каждому из направлений эксперимента;

д) разработку единых критериев оценки результатов перехода от исходного состояния образовательной системы к конечной;

е) отбор и применение различных вариантов решения выяв­ленных проблем, например, разработка и апробация разных ба­зисных учебных планов, образовательных технологий, систем оценивания;

ж) сопоставительную диагностику полученных по каждому направлению результатов.

Смысл эксперимента состоит в выявлении и решении актуаль­ных проблем современной школы, испытывающей потребность в изменении. Российская школа имеет как общие, так и особенные проблемы, эксперимент должен предусматривать и регламенти­ровать различные уровни постановки целей: общемировой, феде­ральный, региональный, школьный и персональный.

Каждый уровень целей предполагает участие в их постановке и достижении соответствующих субъектов: человечества, государства и общества, региона, и школы, ученика (его родителей, учителя). Эксперимент предполагает разработку условий организации и оцен­ки результатов многоуровневых экспериментальных процессов.

Цели на различных уровнях эксперимента от­личаются областью применимости проверяемых параметров.

1.На общемировом уровне – реализация в отечественном обра­зовании тенденций общемирового масштаба (открытость образо­вания, информатизация, изучение иностранных языков, осуще­ствление ключевых компетенции).

2.На федеральном (национальном) уровне – переход к личностно ориентированным подходам в обучении; опора на национальные традиции и тенденции развития образования; варианты базисных учебных планов, усиление деятельностного компонента содержа­ния образования; варианты структурирования обучения в 12-лет­ней школе; профильное обучение; единый экзамен, новые учеб­ники и др.

3.На региональном уровне – эксперимент по изменению обра­зовательного целеполагания в связи с проверкой эффективности различных соотношений федерального и регионального, регио­нального и школьного компонентов образования.

4.На школьном уровне – выращивание новых моделей и техно­логий обучения, решающих задачи конкретных школ различных типов.

5.На персональном уровне – осуществление эксперимента по инициативе отдельных ученых, учителей, родителей, учеников в рамках общих целей и задач.

Планирование, осуществление, проверка и анализ результатов эксперимента происходят на каждом уровне автономно при со­блюдении общеметодологических принципов и условий экспери­мента, задаваемых на федеральном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: