Принципы дистанционного обучения

Теоретическое осмысление деятельности Центра дистанцион­ного образования «Эйдос», осуществляющего обучение школьни­ков с 1998 г., позволило установить следующие принципы дис­танционного обучения, обеспечивающие его личностную ориен­тацию и креативность.

Принцип создания дистантными учащимися образовательной про­дукции в изучаемых предметах и образовательных областях. Осно­вой дистанционного обучения творческого типа является предпо­лагаемый образовательный продукт, который будет создан уча­щимися. Если изначально ясно, какого рода, в какой форме и за какой срок учащиеся создадут новый для них результат, то этот предвосхищаемый результат и является целью, определяющей специфику всего дистанционного учебного процесса.

Принцип соответствия внешнего образовательного продукта уче­ника его внутренним личностным приращениям. Об образованности человека судит по внешним проявлениям его внутреннего мира. Система контроля позволяет достаточно адекватно выполнить диагностику образовательного приращения в сознании ученика. Этот принцип предполагает, что для оценки результатов дистан­ционного обучения ученик должен выполнить как минимум два образовательных продукта нa одну тему, например, в начале и в конце изучения темы.

Принцип приоритета деятельностного содержания перед информационным. Содержание образования обычно концентрируется в единообразных источниках - учебниках и пособиях, основное назначение которых – трансляция ученикам отобранного содер­жания. Возрастание объема образовательных интернет-ресурсов, возможность доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества способствуют изменению роли содержания образовании. В данном случае акцент переносится на деятельность ученика, технологию, с помощью которой он создает необходи­мую образовательную продукцию.

Принцип креативного характера учебной деятельности. Креативные информационные технологии привлекают учащихся возмож­ностью совершения собственных действий, требующих быстроты и смекалки. Интерактивность образовательных массивов предпо­лагает их более тесную интеграцию с образовательными техноло­гиями.

Принцип индивидуальной образовательной траектории учащихся в открытом образовательном пространстве. Дистанционные фор­мы подбора и структурирования содержания образования позво­ляют использовать данные, у которых нет единого информацион­ного источника, что значительно расширяет потенциальную образовательную среду. Например, применение в качестве учебных пособий «веб-квестов» – тематически подобранных гипертексто­вых материалов со ссылками на локальные или глобальные ресур­сы – позволяет ученикам максимально индивидуализировать об­разовательную траекторию обучения.

Принцип соответствия образовательных процедур телекоммуни­кационным формам и технологиям. Каждая форма дистанционных телекоммуникаций имеет свою специфику, накладывающую ограничения к образовательному процессу. И наоборот, необходи­мость применения тех или иных образовательных технологий тре­бует поиска адекватных им телекоммуникационных средств и ин­формационных технологий. Например, дли индивидуальных заня­тий интенсивность взаимодействия тьютора и учащегося не так важна, поэтому для обеспечения занятий достаточно возможно­стей электронной почты. Для дистанционных занятий в группе, где количество и качество образовательных взаимодействий опре­деляют эффективность всего обучения, более приемлем режим телеконференций.

Принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой дистанционными учащимися образовательной продукции. Возмож­ность демонстрации учениками продуктов своей образователь­ной деятельности увеличивает число потенциальных web-зрите­лей, что создает широкие возможности для обсуждения, разви­тия и экспертной оценки творческих достижений дистантных учащихся. Видя свою работу опубликованной и сети, ученик за­являет собственную позицию в данной образовательной облас­ти, становится автором научного, художественного или иного произведения.

Принцип приоритета деятельностных критериев оценки резуль­татов дистанционного обучения перед информационными. Проверке подлежат не информационные, а деятельностные результаты обу­чения. Очный зачет или дистантный экзамен для учащихся стро­ится на рефлексивных вопросах и заданиях типа: «Опишите спо­собы достижения полученных вами результатов». Подобная систе­ма контроля оценивает не столько материализованный продукт учащегося, например реферат, который может быть взят из мно­гочисленных «коллекций рефератов» в сети Интернет, а личную деятельность ученика, характеризующую его внутренние образо­вательные приращения.

В дистанционном обучении участвуют различные субъекты: дистанционный педагог, педагог обычной школы (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор дистан­ционного обучения, локальный (местный) координатор, авто­ры-разработчики учебных материалов.

В дистанционной школе возможны классы двух типов: син­хронные, работающие по одной программе с общим стартовым началом; асинхронные, в которые учащиеся принимаются не од­новременно, а в разное время в течение дня, недели, всего учеб­ного года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: