Дистанционное обучение, осуществляемое на основе использования технологий и ресурсов сети Интернет, имеет ряд преимуществ и возможностей перед обычным обучением: условия образования для детей одаренных, «трудных», с индивидуальными особенностями более гибки. Ученики из обычной сельской школы могут иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и на веб-сайтах.
Телекоммуникационные технологии позволяют ученику дистантно общаться со сверстниками из других городов, участвовать в сетевых проектах и олимпиадах, консультироваться у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке мира.
Главным компонентом дистанционного образования предстает технология работы ученика с информацией, а не сама информация. От ученика требуется не столько усвоение многообразных данных по изучаемому вопросу, сколько ориентация в них и собственная продуктивная деятельность, ведущая к созданию личностного содержания образования, которое выражается в изготавливаемых учеником веб-страницах, текстах и графике, результатах его сетевых чат-дискуссий и веб-форумов.
|
|
В дистанционном обучении изменяются характеристики творческого продукта – новая форма текста (htm-формат), новая форма представления информации (гипертекст). Размещение творческого продукта ученика на сервере, представление и защита его в дистанционных телеконференциях помогают учащимся вырабатывать ответственность за конечный результат деятельности.
Анализ результатов занятий более 120 тыс, школьников, осуществляемых Центром дистанционного образования «Эйдос», выявил эффективность следующих форм и видов дистанционного обучения.
Дистанционные эвристические олимпиады. Их главная цель – творческая самореaлизация учащихся в дистанционном соревновании по различным номинациям с открытыми заданиями («Идея», «Исследование», «Познай себя», «Виртуальный мир»...).
Дистанционные проекты креативного типа. Образовательное взаимодействие дистанционных учащихся организуется для решения творческих задач. В число таких задач могут войти, например, создание и описание своего виртуального жилища («Мой виртуальный дом»), составление гипертекстового генеалогического древа своего рода («Моя родословная»), исследование необычных явлений природы, общества, человека («Феномен»).
Дистанционные курсы проводятся по оргдеятельностной методике для школьников и педагогов. Их цель – развитие креативного направления в обычном и дистанционном обучении.
Конкурсы на звание лучших дистанционного учителя, ученика, школы.
|
|
Дистанционные августовские телеконференции.
Научные исследования в области дистанционного образования, помощь учебным заведениям в организации экспериментальной работы и диссертационных исследований педагогов, использующих телекоммуникации.
Издание тематических электронных списков рассылки, выпуск электронного образовательного журнала «Эйдос».
Творческая ориентация дистанционного обучения предполагает, что оцениваются прежде всего процесс обучения, его характер, особенности взаимодействия учащегося с педагогом, индивидуальная траектория освоении изучаемых тем, степень отличия предъявляемых результатов от стандартных и общедоступных.