Типы дистанционного обучения

Преимущества дистанционного обучения

Дистанционное обучение – такое, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы...) осуществляют образовательный процесс с по­мощью средств телекоммуникаций (электронной или обычной почты, веб-ресурсов, видеосвязи…).

Преимущества дистанционного обучения перед очным:

оперативные (преодоление пространства и времени, быстрая обратная связь);

информационные (доступность удаленных образовательных мас­сивов);

коммуникационные (оперативность взаимодействия участников обучения);

педагогические (большая мотивация и интерактивность обучения);

психологические (более комфортные условия для самовыраже­ния, снятие психологических барьеров очного общения);

экономические (уменьшение затрат за счет экономии транспорт­ных расходов, содержания помещений, сокращения «бумажного» делопроизводства);

эргономические (возможность индивидуального графика и тем­па обучения, подходящего оборудования).

Современное дистанционное обучение осуществляется в ос­новном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет.

Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Ин­тернета, может быть:

1) полностью дистантным с использованием электронной по­чты, чат-взаимодействия, видеосвязи;

2) очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопо­ставима с количеством дистантных занятий, проводимых удален­ным от учеников педагогом;

3) дополняющим очную форму по отдельным параметрам, на­пример: педагог проводит занятии с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Интернет, видеолекции с образовательных сайтов и другие интернет-ресурсы.

Анализ особенностей дистанционного обучения и его прогно­зирование на ближайшее будущее позволяют выделить, по край­ней мере, пять типов дистанционного обучения, от­личающихся между собой по степени дистанционности, индиви­дуализации и продуктивности.

1 тип: «Школа-Интернет». Дистанционное обучение решает задачи обучения в традиционной школе. Ученики вместе с учите­лем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различ­ными образовательными объектами, иногда - с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях.

2 тип: «Школа-Интернет-Школа». Дистанционное обуче­ние дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно. Оно охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах.

3 тип: «Ученик-Интернет-Учитель». Дистанционное обу­чение частично заменяет очное. Ученики учатся в обычной школе, но кроме реaльных, живых педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удaленный от них «виртуaльный» учи­тель. Занятия проводятся с помощью электронной почты, чатов, веб-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз… Формы занятий – дистанционные курсы, семинары, консультации.

4 тип: «Ученик-Интернет-Центр». Дистанционное обуче­ние сопоставимо с очным обучением. Дистанционное обучение служит в данном случае средством индивидуализации образова­ния. Задача телекоммуникационных технологий – усилить лично­стную ориентацию обучения, предоставить ученикам выбор в фор­мах, темпах и уровне их общеобразовательной подготовки. Не все­гда обычная школа готова предложить своим ученикам такие воз­можности. И тогда ученики (один или несколько), необязательно из одной школы, обучаются в дистанционном центре, имеющем дополнительные возможности для раскрытия творческого потен­циала учеников и учета их индивидуальных особенностей. Дистан­ционное обучение выступает в качестве основного или сопоста­вимого по объему с невиртуaльным.

5 тип: «Ученик-Интернет». Дистанционное обучение выпол­няет функции распределенного в пространстве и во времени обра­зования. Ученик обучается не в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких. Комплексная образовательная про­грамма ученика составляется таким образом, что разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль в этом случае играют обычное или дистанционное учебное заведение, родители ученика. Дистанционное обучение этого типа назовем распределенным. Оно позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели учени­ка, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию в каждой образовательной области или учебном предмете. Школа в этом случае приближается к индивидуальным потребностям каждого ученика и трансформируется в персональный образовательный центр, включающий индивидуальные настройки, собственную обновляемую базу данных по основным и дополнительным учебным дисциплинам, интерактивные образовательные программы, свя­занные с образовательными ресурсами сети Интернет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: