Дистанционное обучение – глобальное педагогическое нововведение

ИННОВАЦИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Дистанционное обучение - одно из масштабных нововведе­ний в отечественную и мировую систему образования. В связи с интенсивным развитием информационных технологий возника­ют основания для разговора о необходимости пересмотра суще­ствующих подходов к образованию детей, которые будут жить в системе знаний и деятельности, существенно отличающихся от тех, которые имеются сегодня. По мнению ряда экспертов, по мере развития информационных технологий на дистанционные формы образования человек будет отводить до 40 % своего общего учебного времени, сочетая их с традиционными формами очных занятий (40 %) и самообразованием (20 %). Из этого соотношения следует необходимость значительного усиления внимания к науч­но-педагогическим разработкам в области дистанционного обу­чения и образования. Это также обусловлено расширяющимся опытом дистанционной деятельности отечественных образователь­ных учреждений.

Изменение традиционной модели взаимодействия «учитель-­учащийся» привело к тому, что появились очные и дистанцион­ные субъекты учебного процесса с новыми функциями, нужда­ющимися в соответствующих условиях реализации, – «дистанци­онный учитель», «дистанционный ученик», «локальный коорди­натор», «модератор»...

Совсем недавно дистанционное обучение можно было считать лишь одной из форм обучения, которую, например, сравнивали с заочной.

Теперь, в связи с интенсивным развитием интернет-техноло­гий и опытом их применения в школах, все острее возникает не­обходимость решения проблем методологического, философско­го, психолого-педагогического плана, не говоря уже о вопросах дидактики и воспитания.

Понятие «дистанционное обучение»

Понятие «дистанционное обучение» – одно из наиболее раз­вивающихся в отечественной педагогике. Среди различных и час­то противоречивых толкований дистанционного обучения можно выделить два существенно различающихся с педагогической точ­ки зрения подхода.

Первый, достаточно распространенный сегодня, подход сво­дится к тому, что под дистанционным обучением понимается обмен информацией между педагогом и учеником (группой уче­ников) с помощью электронных сетей или иных средств теле­коммуникаций. Учащемуся приписывается роль получателя неко­торого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Результаты его самостоятельной работы высылаются затем обратно педагогу, который оценивает качество и уровень усвоения материала. Под знаниями понимается информация, а личный опыт учащихся и их деятельность по конструированию знаний не организуются.

Разрабатывается и экспериментaльно реализу­ется принципиально отличающаяся от предыдущего подхода сис­тема дистанционного обучения, доминантой которой выступает личностная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических тех­нологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образователь­ной деятельности учащихся. Параллельно с созданием учениками образовательного продукта происходят их внутренние образова­тельные приращения. Личностный, креативный и телекоммуни­кативный характер образования – основные черты дистанцион­ного обучения данного типа.

Под дистанционным обучением будем понимать обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты и объекты образования, имея пространственную или временную удаленность, участвуют а учебном процессе, направленном на создание образовательных продуктов и соответствующих внутренних приращений субъектов образования.

Понятие «дистанционное обучение» повлекло за собой необ­ходимость включения в педагогический тезаурус таких понятий, как «дистанционное образование» и «интернет-образование».

С понятием «дистанционное обучение» связано понятие «вир­туальное обучение». На основании проведенного анализа теории и практики виртуального образовательного процес­са определим следующие его ключевые признаки: а) предварительная неопределенность данного процесса для субъектов взаимодействия; б) уникальность для каждого рода взаимодей­ствия субъектов, в т.ч. и с реальными образовательными объектами; в) существование процесса только на протяжении са­мого взаимодействия.

Существование виртуального образовательного процесса вне коммуникации учителей и учеников невозможно. Другими слова­ми, виртуальная образовательная среда создается только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не техническими средствами или различными пособи­ями, в том числе и учебниками. Заметим, что традиционное пони­мание образования как передачи ученику некоторого объема учеб­ного материала обходится без учета взаимодействия конкретных личностей и устанавливается достаточно объектно в виде задан­ных для реализации учебных стандартов, планов, программ...

В данном случае речь идет о создании дистанционной (вирту­альной) педагогики и психологии, определяющих специфику образовательной деятельности учеников и педагогов с помощью мультимедийных, телекоммуникационных и других электронных средств обучении. Педагогику, соответствующую виртуальному образованию, в значительной степени следует считать ситуатив­ной, поскольку особенности ее применения определяются всякий раз конкретными условиями обучения и той образовательной си­туацией, которая существует только в данном пространстве, в данное время, между данными субъектами и объектами образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: