Инновационные функции дистанционного обучения

Инновационные механизмы дистанционного образования

Сеть Интернет выполняет в жизни современного человека мно­гообразные функции: информационную (поиск, получение, пе­редача информации), коммуникационную (взаимодействие с дру­гими людьми, организациями, ресурсами), инновационную (созда­ние новых продуктов, обусловленных возможностями сети) и др. Очевидно, что деятельность человека, связанная с реализацией указанных функций, приводит к его изменениям, личностным новообразованиям. Предметом исследования будут являться усло­вия выявления и развития с помощью телекоммуникаций такого личностного качества человека, как креативность.

Под креативностью мы понимаем интегративную способность человека, обеспечивающую создание им творческого продукта. Эта способность определяется наличием у личности особой группы качеств, среди которых: вдохновленность, самобытность, прогностичность, критичность, склонность к творческому сомнению, интуиция, эмпатия... Изменение данных качеств, происходя­щее в процессе телекоммуникаций, и определяет роль последних в развитии креативности человека.

Что представляет собой креативность человека по отношению к сетевым телекоммуникациям? Основным критерием проявления и развития креативности выступает создание субъективно или объективно нового продукта деятельности в сети Интернет. Только «по плодам» субъекта телекоммуникаций можно судить о степени выраженности его креативности. А чтобы определить уровень развития данной способности, нужна диагностика, основанная на сопоставительном анализе качества однородных продуктов деятельности этого человека, создаваемых им через заданный ин­тервал времени.

В ходе исследований была поставлена цель: разработать такую систему сетевой деятельности участников телекоммуникаций, которая позволяла бы максимально обеспечивать развитие их кре­ативных качеств. Субъектами деятельности были выбраны ученые, педагоги, школьники, а видами их сетевой деятельности – соответственно научно-методическая работа, повышение квалифи­кации и дистанционное обучение.

Для достижения цели была сформулирована гипотеза: если си­стема взаимодействия субъектов телекоммуникаций организована на основе технологий создания ими продуктов определенных видов их сетевой деятельности, то это обеспечит развитие креа­тивности участников коммуникаций, уровень которой будет за­висеть от качества создаваемой ими продукции. Качество же со­здаваемой продукции будет зависеть не только от имеющихся по­тенциальных возможностей субъектов деятельности (их креатив­ных способностей), но и от условий, в которых телекоммуника­ционная деятельность осуществляется. Более того, именно систе­ма организации этой деятельности будет определять степень про­явленности и развития креативности личности.

В соответствии с гипотезой была построена модель сетевой де­ятельности, определяющая влияние телекоммуникаций на креа­тивность человека. Данная модель включала следующую систем­ную структуру элементов: субъект деятельности-объект деятель­ности-вид деятельности-форма телекоммуникаций-обра­зовательный продукт-изменение качеств личности.

Для того чтобы раскрыть данную модель, необходимо опреде­лить виды продукции, потенциально или реально создаваемой человеком в процессе его участия в сетевых телекоммуникациях, виды деятельности, с помощью которых эта продукция создает­ся, а также организационные формы такой деятельности. Разуме­ется, что моделям для разных субъектов коммуникаций (учащих­ся, педагогов, ученых, специалистов...) соответствуют свои объекты, организационные формы и виды деятельности, типы создаваемой продукции.

К общим видам продуктивной сетевой деятельности субъектов коммуникаций можно причислить:

- создание продукта вне сети и размещение его в сети с определенными целями (презентация, обсуждение, экспертиза...);

- создание продукта с помощью сетевых ресурсов (при использовании материалов сайтов, различных способов доступа к ним, методов обработки информации);

- спонтанное создание продукта с помощью отдельных сетевых технологий – электронной почты, чат, веб-форумов, ICQ...;

- создание продукта в ходе организованных телекоммуникаций, являющихся составной частью сетевых мероприятий: дистанцион­ных курсов, проектов, конкурсов, конференций, олимпиад;

- создание продукта в ходе организованных телекоммуника­ций, относящихся к деятельности распределенной организации (сетевое производство или производство с помощью сети).

Проверка гипотезы осуществлялась в области педагогической науки, в системе повышения квалификации учителей, а также в сфере школьного образования (дополнительного и профиль­ного).

Для разных субъектов телекоммуникаций были определены виды их продукции и организационные формы сетевой деятельности.

1.Ученые, педагоги, соискатели – научно-педагогическая про­дукции – дистанционный методологический семинар, дистанци­онная научно-практическая конференции.

2.Преподаватели вузов, учителя школ, методисты – методи­ческая продукция – дистанционный оргдеятельностный курс, Все­российский конкурс «Дистанционный учитель года».

3.Школьники – образовательная продукция – дистанционная эвристическая олимпиада по предметам, дистанционный курс, дистанционный проект, онлайн-защита творческих работ.

Охарактеризуем результаты нововведений в области сетевой образовательной деятельности. Для этого остановимся на двух его направлениях – дистанционных эвристических олимпиадах и ди­станционном профильном обучении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: