Метод SWOT
Табл. 4.
Возможности | Угрозы | |
Сила | Сильные возможности | Сильные угрозы |
Слабость | Слабые возможности | Слабые угрозы |
На основе конкретизации содержания ячеек этой матрицы мы можем получить адекватное описание среды, на основе которого фирма разрабатывает стратегию своего поведения на рынке. К примеру, если фирма имеет сильные позиции и выходит на рынок с высокими возможностями, то необходимо проанализировать масштабы угроз, которые ограничивают ее деятельность. Поэтому в рамках каждой клетки фирма должна обосновать свою стратегию.
Управление на принципах маркетинга определяет контуры стратегического маркетинга предприятия, который занимает ключевое место во всей его деятельности. Анализируя конъюнктуру рынка, результаты анализа производства, реализуя изготовленную продукцию и корректируя действующие планы в соответствии с меняющимися условиями и ситуацией на рынке, маркетинг играет стратегическую роль в достижении целей и задач, стоящих перед предприятием. Возможны следующие варианты стратегического маркетинга.
Стратегия проникновения на рынок (сбыт имеющегося товара на традиционном рынке)
Стратегия расширения рынка (сбыт имеющегося товара на новом рынке)
Стратегия разработки новой продукции (сбыт нового товара на традиционном рынке). Существующий рынок насыщен товарами текущего поколения, поэтому необходимо ускорить разработку и производство новой продукции для удовлетворения прежних потребностей.
Стратегия диверсификации продукции (сбыт нового товара на новом рынке). В этом случае завоевание новых рынков достигается новой, необычной для данного предприятия продукцией. При диверсификации для удовлетворения прежних потребностей потребителей разрабатываются новые модели или проводится коренная модернизация старой продукции.
В реальной жизни предприятие, желая максимально реализовать свои возможности, использует разные виды стратегий, сочетая иликомбинируя их, чтобы удовлетворить новой модификацией товара несколько групп потребителей.
Для реализации стратегиимаркетинга разрабатывается программа маркетинга, т.е. план конкретных действий, включающий в себя задания всем подразделениям фирмы, занимающимся реализацией стратегического плана маркетинга с указанием последовательности и сроков выполнения конкретных мероприятий, отслеживание и анализ результатов реализации данного плана.