Черты современного менеджера
Стили руководства
Персонал промышленного маркетинга
Управление персоналом организации в целом и маркетинговых служб в частности выражается в способности умело скоординировать, объединить общие усилия для достижения единой цели. Каждый руководитель имеет свой стиль руководства, который формируется через опыт общения с людьми, обучение основам управления и навыкам влияния на подчиненных (служащих, менеджеров), а также на клиентов (заказчиков предприятия).
В настоящее время различают четыре стиля руководства.
Авторитарный, при котором руководитель отдает распоряженияи ждет их исполнения, решения принимаются без участия подчиненных. В руководстве коллективом широко используется система наград и наказаний
Демократический, или руководство с большим участием сотрудников служб. Здесь четко видна обратная связь в коллективе. Коллективные решения используются для того, чтобы на основе множества мнений выбрать наиболее правильное.
|
|
Слабовыраженный, в этом случае подчиненным дается большая степень выбора направлений деятельности. Полагаясь на их умение и опыт, руководство не желает вмешиваться или брать на себя ответственность. Это возможно лишь в том случае, когда служащие имеют огромный опыт и хорошо понимают конечные цели, а руководитель умеет подобрать наиболее надежных и профессиональных исполнителей, редко вмешиваясь в их деятельность, но контролируя их действия.
Закрытый тип, менее распространенный стиль руководства, когда руководитель, так называемый «молчун», охотно выслушивают предложения, замечания, критику, но делает все по-своему, пусть и ошибочно, подчиненные с данным типом руководителя общаются неохотно.
В действительности, наиболее успешное руководство осуществляется тогда, когда руководитель обладает всеми перечисленными выше чертами, применяя их рационально, правильно, не задевая самолюбия подчиненных, учитывая их действительно позитивные рекомендации, замечания, справедливую, конструктивную критику.
На основании опроса более чем 120 руководителей предприятий при их обучении в Академии народного хозяйства при Правительстве России был определен перечень главных черт, необходимых современному менеджеру для того, чтобы иметь наибольшее влияние и авторитет у подчиненных и добиваться стоящих перед ним целей и задач (табл. 5).
Ориентация на потребителя — это умение поставить себя на место заказчика, почувствовать его пожелания, распознать его опасения, облегчить ему принятие правильного решения, показать пользу и эффект от приобретения именно этой продукции, убедить клиента в правильности выбранного решения осторожно, «без жима», сформировать положительный опыт у клиента, тем самым сделав его постоянным заказчиком предприятия. «Клиент — Бог» — гласит японская заповедь.
|
|
В звешенное, тщательно продуманное отношение к продукции - выпускать то, что можно продать, проводить тщательную подготовительную работу, нарабатывать надежные связи, всегда и немедленно отвечать на интерес к продукции.
Забота об имидже предприятия - объяснять и отвечать на все вопросы клиентов, касающихся предприятия, хранить коммерческие, стратегические, тактические тайны, не разглашать политику фирмы и направления деятельности.
Правильная работа с заказчиками и партнерами – анализировать, прежде чем принимать решение, стимулировать продажи, уметь правильно подбирать партнеров, грамотно вести переговоры, овладевать языком заказчика и партнера.
Твердое знание неудач - предотвращать ошибки в позиционировании предприятия на рынке и в определении спроса, не завышать цену, правильно оценивать значение рекламы, правильно выбирать рынок и проводить его сегментацию, своевременно выходить на рынок, профессионально организовывать сбыт продукции, не допускать к работе неподготовленный персонал.
Перечисленные неудачи обычно составляют до 80% маркетинговых неудач.
Табл. 5
Главные | Ясность выбранной цели; | |
черты | коммуникабельность; | |
упорство и логичность в достижении выбранной цели; | ||
умение сохранять спокойствие и решительность при неудачах; | ||
умение извлекать уроки и корректировать последующие действия | ||
Основные | 1) инициативность и предприимчивость; | |
черты | 2) последовательность и решительность; | |
3) справедливость в оценке людей; | ||
4) эмоциональная уравновешенность; | ||
5) достаточный демократизм; | ||
6) личная культура; | ||
7) интеллигентность; | ||
8) ответственность; | ||
9) благожелательность; | ||
10) мужество; | ||
11) стойкость; | ||
12) гибкость; | ||
13) честность; | ||
14) развитое воображение; | ||
15) психическое и физическое здоровье; | ||
16) терпеливость; | ||
17) достаточная способность риска; | ||
18) дисциплинированность; | ||
19) скромность |