Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ

Система и основные задачи органов контроля за оборотом наркотических и психотропных веществ. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотронных веществ и их прекурсоров (далее — органы наркоконтроля) представляют собой совокупность федеральных и территориальных органов исполнительной власти, на которые законодательными и иными нормативными правовыми актами возложена обязанность обеспечивать на территории РФ контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее — наркотических средств) и осуществлять меры по противодействию их незаконному обороту.

Их основными задачами являются: участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств; обеспечение контроля за оборотом наркотических средств; осуществление мер по противодействию их незаконному обороту; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля; производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов наркоконтроля: ведение банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, и др.

В систему органов по наркоконтролю входят: 1) ФСКН России; 2) региональные управления ФСКН России; 3) управления (отделы) ФСКН России по субъекту РФ; 4) иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России.

Региональные управления и управления по наркоконтролю но субъекту РФ являются территориальными органами ФСКН России.

Сотрудники органов наркоконтроля наделены широкими правами и обязанностями. В частности, при наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушении порядка деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, они имеют право: производить осмотр земельных участков, на которых возможно культивирование растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, мест разработки, производства, реализации и т.п. наркотических средств; проверять соответствие процессов производства и изготовления наркотических средств установленным правилам, при необходимости изымать образцы для сравнительного исследования; опечатывать помещения в целях воспрепятствования доступу к наркотическим средствам; требовать представления необходимых для выполнения контрольных функций объяснений и документов и осуществлять иные меры контроля.

Должностные лица органов наркоконтроля обязаны принять меры по пресечению выявленных ими административных правонарушений или преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, и привлечению к ответственности виновных лиц. Следователи и дознаватели органов наркоконтроля обязаны проводить расследование по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 5 ч. 2 и п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК, выявлять и изобличать лиц, их совершивших.

Порядок прохождения службы в органах наркоконтроля определяется Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее — Положение), утвержденным Указом Президента РФ от 05.06.2003 № 613.

В соответствии с этим Положением на службу в органы иаркоконтроля принимаются дееспособные граждане России1 в возрасте от 20 до 40 лет, владеющие русским языком, ранее не судимые, способные по своим личным и деловым качествам, профессиональному образованию и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на органы наркоконтроля.

Для сотрудников органов наркоконтроля Положением установлен ряд ограничений. В частности, они не вправе заниматься предпринимательской или другой деятельностью, кроме педагогической, научной или творческой деятельностью; получать от физических и юридических лиц различного рода подарки, вознаграждения, ссуды, услуги и т.д.,

связанные с исполнением ими должностных обязанностей; принимать участие в забастовках и др.

Сотрудники органов наркоконтроля имеют социальные гарантии, связанные со спецификой несения службы и касающиеся денежного и вещевого довольствия, медицинского, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения, выплат и компенсаций в случае гибели или получения увечья и т.д. На них также распространяются порядок и условия осуществления государственной защиты, которые установлены Законом о государственной защите.

ФСКН России возглавляет систему органов наркоконтроля и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту (далее — оборот наркотиков). Ее главное предназначение — руководство и контроль за подчиненными ей органами, оказание методической помощи в организации их деятельности, финансовое, материально-техническое, информационное и иное обеспечение эффективного выполнения поставленных перед ними задач.

Организация деятельности ФСКН России, ее задачи, функции и полномочия определены Положением о ФСКН России.

ФСКН России выполняет те же задачи, что и органы наркоконтроля в целом. Помимо них на ФСКН России возложена еще одна, присущая только ей, задача: осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотиков, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам данной сферы в международных организациях.

В отличие от территориальных органов ФСКН России, для которых главными являются правоприменительные функции (проверка предприятий, на которых изготовляются лекарственные препараты, содержащие наркотики, уничтожение конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств и т.п.), для ФСКН России главными функциями являются управленческие, направленные на обеспечение эффективного руководства системой органов наркоконтроля.

В связи с этим важной функцией ФСКН России является участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, иных мер в области контроля за оборотом наркотиками, которые позволяют определить стратегию, приоритеты в настоящий момент и на отдаленную перспективу, на плановой основе решить вопросы финансирования конкретных мер.

ФСКН России проводит аналитическую работу, обобщает практику применения Российского законодательства о наркотических средствах, выявляет условия, способствующие незаконному обороту наркотиков, вырабатывает предложения по основным направлениям государственной политики в данной области и разработке новых и совершенствовании действующих нормативных правовых актов.

Важной функцией ФСКН России является участие в разработке проектов международных договоров РФ по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и информационный обмен с международными организациями и соответствующими компетентными правоохранительными органами иностранных государств; заключение международных договоров РФ межведомственного характера.

ФСКН России исполняет функции по созданию и использованию информационных систем и банков данных в установленной сфере деятельности; ведению криминалистических учетов; осуществлению справочно-информационного обеспечения органов наркоконтроля; организует проведение научных разработок; принимает меры к изготовлению, приобретению и использованию специальных технических средств, необходимых для контроля за оборотом наркотиков, и т.п.

По наиболее сложным уголовным делам ФСКН России непосредственно или с привлечением территориальных органов осуществляет оперативно-розыскные и процессуальные действия, проводит расследование преступлений и осуществляет изобличение лиц, их совершивших, организует розыск подозреваемых и обвиняемых, скрывшихся от органов наркоконтроля.

ФСКН России выполняет также комплекс функций обеспечительного характера: организует подготовку и повышение квалификации кадров; социально-бытовое и медицинское обеспечение оперативно-служебной деятельности органов наркоконтроля и т.п.

В целях выполнения функций ФСКН России наделена правом: запрашивать и получать от органов государственной власти и местного самоуправления, а также от организаций независимо от формы собственности документы, справочные и иные материалы, необходимые для решения задач, возложенных на ФСКН России; проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотиков, и т.п.

ФСКН России наделена также другими функциями и полномочиями, предусмотренными Положением о ней, Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и другими нормативными правовыми актами.

Руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент РФ.

ФСКН России возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. На нем лежит вся полнота ответственности за выполнение стоящих перед ФСКН Россип задач и функций. Он издает приказы и распоряжения, организует проверку их исполнения, а также имеет иные полномочия, закрепленные Положением о ФСКН России и другими нормативными правовыми актами.

При ФСКН России образована и действует коллегия, которая рассматривает наиболее важные вопросы, касающиеся компетенции наркоконтроля, и принимает по ним коллегиальные решения. Директор ФСКН России и его.заместители входят в ее состав по должности, иные члены коллегии (как правило, руководители департаментов) утверждаются Президентом РФ по представлению руководителя службы.

К территориальным органам наркоконтроля относятся: региональные управления ФСКН России (далее— региональные управления) и управления (отделы) ФСКН России по субъектам РФ (далее — управления по субъектам РФ). Они находятся в подчинении ФСКН России, создается, реорганизуются и упраздняются ФСКН России и действуют на основании утвержденных ею положений.

Правовое положение, задачи, функции и полномочия региональных управлений и их руководителей регулируются Типовым положением о региональном управлении ФСКН России, утвержденным приказом ФСКН России от 28.12.2004 № 397, а управлений по субъектам РФ — Типовым положением об управлении ФСКН России по субъекту РФ, утвержденным приказом ФСКН России от 28.12.2004 № 398.

Функции территориальных органов ФСКН России в основном связаны с правоприменением, т.е. реализацией законодательных и иных нормативных правовых актов в области оборота наркотиков. Они, в частности, осуществляя контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области оборота наркотиков, а также за обращением наркотических лекарственных средств и психотропных веществ, согласовывают порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам.

Выполняя задачу но борьбе с правонарушениями в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, территориальные органы ФСНК России ведут производство по делам о таких административных правонарушениях, которые относятся к предмету деятельности органов наркоконтроля.

В случае выявления нарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ со стороны юридических лиц органы наркоконтроля вправе предъявлять в суд требование о их ликвидации.

В целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков органы наркоконтроля осуществляют ОРД, руководствуясь Законом об ОРД, и расследование преступлений, руководствуясь УПК.

В системе органов наркоконтроля созданы следственные подразделения, к подследственности которых отнесены преступления, предусмотренные п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК: контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ч. 2—4 ст. 188); незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2—4 ст. 288); хищение либо вымогательство наркотических средств пли психотропных веществ (ст. 229) и др.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 и 5 ст. 228; ч. 1 ст. 230; ч. 1 ст. 231; ч. 1 ст. 232; ч. 1 и 4 ст. 234 УК, дознаватели либо следователи органов наркоконтроля проводят дознание по правилам, предусмотренным гл. 32 УПК.

На органы наркоконтроля возложен розыск лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, отнесенных к подследственности этих органов, и которые скрываются от органов предварительного расследования или суда либо местонахождение которых не известно, а также некоторые другие полномочия.

Возглавляют территориальные органы соответствующие начальники, наделенные полномочиями в соответствии с типовыми положениями о региональном управлении и об управлении по субъекту РФ.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Какому федеральному органу исполнительной власти подконтрольна ФМС России?

2.Какими основными функциями наделена ФМС России в области паспортно-визовой работы?

3.Назовите структурные звенья системы органов наркоконтроля.

4.Какие основные функции выполняет ФСКН России?

5.Какие основные нормативные правовые акты регулируют порядок организации и деятельности ФСКН России?

6.Какими правами и обязанностями наделены внутренние войска МВД России?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: