Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений

Современная ситуация в системах жизнеобеспечения сельских поселений

Как известно, уровень бытовой и коммунальной обустроенности основной мас­сы сельских поселений существенно отличается от городских. Комплексная за­стройка и благоустройство характерны только для 10 тысяч сельских поселений. Частично обустроены примерно 50 тысяч, а более 90 тысяч не вовлечены в этот процесс.

Сельский жилищный фонд благоустроен значительно хуже городского. Ос­новная часть жилищного фонда сельских домохозяйств не имеет элементарных коммунальных удобств. Водопровод есть в 36% поселений, центральное отопле­ние — в 37%, канализация — в 30%, горячее водоснабжение — в 17% сельских жилых домов.

К началу 2001 года в сельской местности функционируют более 12,7 тысяч километров воздушных электрических линий и 3,9 тысяч трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, которые отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30% линий электропередач, относящихся к муници­пальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в ветхом, технически непригодном состоянии. Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25%, продолжи­тельность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 ча­сов в год.

В сельской местности эксплуатируется 258 тысяч км распределительных газо­вых сетей, газифицировано 13 миллионов домов (квартир), что составляет лишь около 28% от общего количества.

Централизованным водоснабжением пользуются жители 73 тысяч сельских поселений с населением 25,4 миллиона человек, или 64,8% сельского населения страны. Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или оно рабо­тает неэффективно, 65% локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10% — в полном восстановлении. В результате 75% сельского населения выну­ждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандар­там.

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного инфор­мационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. Треть сельских поселений не имеет телефонной связи, более половины учреж­дений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания также не теле­фонизировано. Существующая телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически изношена и устарела. Только 28% абонентов имеет ав­томатический выход на междугородные телефонные станции. В сельской мест­ности всего 8,6 телефона на 100 человек (в городах — около 18). Это сдерживает развитие современных информационных систем и использование их ресурсов в целях социально-экономического развития села.

Сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребно­стям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструкту­ры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса. Из-за бездорожья свыше 40 тысяч сельских поселений остаются без автобусного сооб­щения.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местно­сти, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождаю­щийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спро­са сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по срав­нению с 1990 годом на 66%. Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функцио­нировать сеть предприятий бытового обслуживания. Осталось менее половины предприятий общественного питания по сравнению с 1990 годом.

Решение перечисленных проблем требует значительных инвестиций и дли­тельного времени.

Деятельность органов местного самоуправления в сфере жизнеобеспечения сельских поселений

Одной из важных задач муниципального управления в сельской местности явля­ется регулирование планировки и застройки сельских поселений. В соответствии с требованиями Федерального закона 2003 года № 131-ФЗ и нового Градострои­тельного кодекса РФ каждый муниципальный район должен иметь утвержден­ную схему территориального планирования, а каждое сельское поселение — ут­вержденный генеральный план, правила землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования, иную документацию по планиров­ке территории. Разработка такой документации требует времени, значительных финансовых средств и привлечения квалифицированных специалистов и органи­заций. Органы государственной власти субъектов РФ должны оказать сельским поселениям содействие в организации и финансировании этой работы.

Крайне важным является обеспечение гласности при рассмотрении градо­строительной документации. Правила землепользования и застройки, опреде­ляющие политику органов местного самоуправления сельских поселений в этой сфере, должны согласно закону в обязательном порядке пройти через публич­ные слушания до их утверждения.

Другой важнейшей задачей сельских поселений является содержание инже­нерной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность населенных пунк­тов. Основные решения в этой сфере должны приниматься представительными органами сельских муниципальных образований. Администрация сельского по­селения (или по некоторым позициям администрация муниципального района на основе соглашения), как правило, наделяется следующими полномочиями:

♦ организация подготовки проектов застройки населенных пунктов, утвер­ждение проектов и титульных списков строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета, и контроль их соблюдения;

♦ организация за счет собственных средств и на долевых началах строитель­ства и ремонта муниципальных жилых домов, объектов коммунального хо­зяйства и социально-культурного назначения, дорог, привлечение в уста­новленном порядке к дорожному строительству сельскохозяйственных и других предприятий и организаций;

♦ выполнение функций заказчика по строительству муниципальных объек­тов; назначение приемочных комиссий и утверждение актов приемки в экс­плуатацию законченных строительных объектов;

♦ выдача разрешений на строительство на территории населенных пунктов жилых домов, объектов производственного и иного назначения; приоста­новка строительства, осуществляемого с нарушением утвержденных проек­тов, планов и правил застройки;

♦ контроль работы транспортных предприятий и организаций на территории муниципального образования, согласование маршрутов и графиков движе­ния транспорта, привлечение на договорных началах к транспортному об­служиванию населения предприятия и организаций, действующих на под­ведомственной территории;

♦ организация работы предприятий связи, развитие радио- и телевещания;

♦ организация эксплуатации муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, обществен­ного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав му­ниципальной собственности;

♦ распределение в установленном порядке муниципального жилищного фон­да, ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление им жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, решение вопросов приватизации муниципальных домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственно­сти;

♦ принятие мер по обеспечению населения топливом;

♦ благоустройство населенных пунктов, привлечение на договорной основе к этой работе предприятий, учреждений, организаций, а также населения;

♦ контроль благоустройства производственных территорий в сельских посе­лениях, организация озеленения, охраны зеленых насаждений и водоемов, участие в создании мест массового отдыха граждан, присвоение наименова­ний улицам и другим частям населенных пунктов, нумерация домов;

♦ координация планов розничного товарооборота организаций торговли в сельских поселениях, организация рынков и ярмарок;

♦ установление правил торговли, контроль соблюдения цен и правил торгов­ли, санитарного состояния мест торговли;

♦ установление удобного для населения режима работы предприятий комму­нального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслужи­вания населения;

♦ содержание кладбищ, обеспечение поддержания в надлежащем состоянии иных мест погребения.

Многие из перечисленных функций на практике выполняются местной сель­ской администрацией не в полном объеме или не выполняются совсем из-за не­достатка бюджетных средств.

Государственная поддержка жилищного строительства в сельской местности

Наиболее сложной и дорогостоящей из всех задач жизнеобеспечения сельских по­селений является задача улучшения жилищных условий сельских жителей и обес­печения жилых домов коммунальными услугами. Решить эту задачу за счет самих жителей и средств местных бюджетов в современных условиях невозможно.

В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, Правительством России была при­нята федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», которая предусматривает:

♦ формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых ме­ханизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы ипо­течного жилищного кредитования;

♦ создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.

Средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе субъек­там РФ на условиях долевого финансирования, осуществляемого в порядке межбюд-жетных отношений, в виде субсидий гражданам на строительство (при­обретение) жилья в сельской местности. Увеличение жилищного строительства на селе влечет за собой рост отраслей строительной индустрии — деревообработ­ки, производства строительных материалов из местных сырьевых источников, металлоконструкций, повышает занятость населения. Новое жилье стимулирует приобретение новой бытовой техники и товаров длительного пользования.

Выполнение программных мероприятий позволит:

♦ улучшить жилищные условия более чем 141 тысяче сельских семей и повы­сить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;

♦ сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской мест­ности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживаю­щих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищ­ных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;

♦ привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финан­сирования, в том числе кредиты коммерческих банков.

Задачи органов местного самоуправления в сельской местности в сфере жизнеобеспечения поселений, вытекающие из Федерального закона 2003 года № 131 ФЗ

Как отмечалось, в соответствии с Федеральным законом 2003 года № 131-ФЗ большинство вопросов жизнеобеспечения населения в сельской местности, включая вопросы планирования застройки поселений, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, торговли, общественного питания, бытового обслужи­вания, связи и т. д., отнесено к вопросам местного значения поселений. Соответ­ственно, финансирование их решения Должно осуществляться из бюджетов поселений. Освоение новых функций органами местного самоуправления посе­лений является крайне сложной задачей. Для обеспечения жилыми помещения­ми малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улуч­шении жилищных условий, потребуется активная работа органов местного самоуправления поселений по выявлению и учету таких граждан и включению строительства жилья на территории конкретного поселения в состав мероприя­тий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» и приоритетного национального проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: