Экономия, обусловленная агломерацией

Контрольные вопросы

1. Что такое «город»? В чем состоит сложность определения этого понятия?

2. Перечислите социологические признаки города.

3. Что такое городская рента? Проиллюстрируйте на примерах ее рост.

4. Назовите экономические признаки города по Л. Велихову. Все ли они применимы к современному городу, можно ли дополнить их перечень?

5. По каким признакам можно классифицировать города?

6. Приведите примеры количественных классификаций. Для чего необходима классификация городов по величине?

7. Какие города выделяются по административной роли?

8. В чем состоит сложность классификации городов по социально-экономическим функциям?

9. По каким критериям можно определить функцию города?

10. Назовите недостатки классификаций, основанных на структуре занятости.

11. Как проявляется двойственная природа города?

12. Опишите социально-экономическую структуру города.

13. Каковы основные проблемы и тенденции развития города на современном этапе?

14. Какова численность населения города областного значения, установленная законом Челябинской области?

15. К ведению какого уровня власти отнесено наделение поселений статусом городского?

Рабочие заметки студента

2. Основные понятия и модели пространственного
экономического анализа

Концентрация населения и производств в городах объясняется рядом преимуществ, получаемых как производителями, так и потребителями. Эти преимущества объясняются различными факторами. Например, концентрация населения создает компактный, относительно емкий рынок потребительских товаров. Фирма, разместившая в городе свое предприятие по выпуску одного из таких товаров, получает возможность вести производство в достаточно широких масштабах. Для многих видов производства подобное увеличение его масштабов позволяет получить существенную экономию на некоторых видах издержек производства. Такой вид экономии называется внутренней экономией масштаба.

Существенные резервы экономии могут быть связаны также и с сокращением транспортных издержек. В зависимости от соотношения транспортных издержек на сырье и готовую продукцию определяется вариант размещения предприятий либо вблизи источников сырья (например, металлургические предприятия – или вблизи железорудных месторождений или в угольных бассейнах), либо вблизи рынков сбыта (легкая промышленность). Выбор относительного варианта размещения завода обеспечивает экономию, связанную с местоположением.

Для экономики города типична ситуация кумулятивных эффектов, последовательно усиливающих концентрацию населения и производства в городе. Расширение какого-либо производства всегда требует привлечения дополнительной рабочей силы, а это приводит к увеличению рынков сбыта, что, в свою очередь, привлекает другие предприятия, ориентированные на близость к рынку сбыта (рис. 3).

Рис. 3. Схема кумулятивного эффекта (модель Лоури)

Цифрами обозначены циклы расширения секторов деятельности. Прирост занятых в базовом секторе приводит к 4-кратному приросту числа жителей (сектор домашнего хозяйства) и к увеличению числа занятых в секторе обслуживания (на 8 жителей требуется 1 работник обслуживания). Эти изменения составляют цикл I. Прирост занятых в секторе обслуживания также вызывает прирост населения, что дает начало циклу II.

Наряду с перечисленными двумя видами экономии концентрация предприятий может создать для них дополнительные преимущества, связанные с возможным снижением стоимости закупаемых ими ресурсов.

Концентрация в городе нескольких предприятий одной отрасли увеличивает суммарный спрос этой отрасли на соответствующие факторы производства, например, на закупаемое сырье, электроэнергию
и т.д. Возникает достаточно емкий рынок сбыта этой продукции, что может стимулировать размещение в городе завода по ее производству. При этом дополнительный рост производства в первой отрасли, увеличивая возможный объем производства для поставщиков промежуточной продукции, создает для них эффект масштаба, приводя к снижению издержек.

При достаточно емком рынке сбыта в городе размещается достаточно много конкурирующих между собой фирм-поставщиков, что в условиях эффекта масштаба приводит к снижению цен на промежуточную продукцию. Это обеспечивает, в свою очередь, снижение затрат для фирм, закупающих такое сырье. Таким образом, совместное расширение производства на территории города, благодаря эффектам экономии от масштаба, приводит в итоге к снижению издержек для фирм, изготовляющих конечную продукцию. Этот вид экономии называется внешней экономией, т.к. она достигается благодаря действию сложного хозяйственного механизма, большинство участников которого являются внешними по отношению к конкретной фирме, или экономией, обусловленной агломерацией, т.к. она достигается благодаря совместному размещению многих фирм.

Для большинства видов производства значительную роль играют виды производственного обслуживания, обеспечиваемые самим городским хозяйством: электроснабжение, газо-, водо-, теплоснабжение, телефонная связь, канализация и т.д. Как правило, эти ресурсы обеспечиваются либо предприятиями, подчиненными городским властям, либо предприятиями, работающими под жестким контролем этих властей (например, телефонные компании). Такие службы города являются важным источником внешней экономии, и в совокупности они формируют инфраструктуру города. В нее включаются и независимые частные фирмы, ориентированные на обслуживание бизнеса.

Города играют большую роль в распространении деловой информации и инновационных знаний. Система сложившихся внутри города каналов распространения подобной информации обеспечивает ее доступность при низких затратах и является некоторой информационной инфраструктурой.

К этому же типу преимуществ размещения, обусловленных развитием инфраструктуры, относится и экономия, связанная с достаточно высоким уровнем квалификации рабочей силы, сконцентрированной в городе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: