Концепция локальных общественных благ и внешних эффектов

Внешние эффекты – преимущества или потери, которые являются побочными результатами функционирования рыночного меха­низма.

Действие таких эффектов, как правило, убывает с расстоянием. Например, загрязнение воздуха работающими предприятиями ощутимо проявляется в зоне, сопоставимой с размерами города. Подобные обстоятельства часто оказываются существенными при изучении отдельных участков территории города. Такие внешние эффекты называют локализованными.

Аналогично, общественные блага, предоставляемые в городе, имеют локальный характер действия, в большинстве случаев ограниченного территорией самого города, и называются локальными общественными благами. Например, уличное освещение в центре города доступно жителям других районов лишь в те моменты времени, когда они пребывают на территории данного района. Локальный характер данного блага проявляется не в форме жесткого ограничения по расстоянию, а косвенно, через частотность посещения соответствующей территории.

Концентрация населения и предприятий в городе создает также и отрицательные внешние эффекты, которые часто называют внешней дезэкономией. Переполненность улиц, станций, транспортные пробки, шум, различные виды загрязнений – примеры таких эффектов. Все они носят локальный характер. Они связаны с территорией города и на этой территории локализованы преимущественно в его центральной части. Соответствующие неблагоприятные воздействия могут быть отражены в рамках экономического анализа в форме вмененных социальных издержек городской жизни, которые должны быть рассчитаны отдельно для каждой экономической категории населения.

Рост спроса на рабочую силу в городе ведет к повышению издержек на заработную плату. Повышение спроса на городскую территорию (особенно в центральных зонах города) приводит к повышению цен на земельные участки и, соответственно, к повышению арендной платы за жилье и производственные помещения. Следовательно, повышаются издержки предприятий, что приводит к перемещению их в пригородную зону. Все эти отрицательные эффекты стимулируют миграцию значительных групп населения в пригородную зону, соответственно, эти эффекты рассматриваются как факторы пространственной дезинтеграции, действующие на территории города.

Однако высшие формы деловой активности и системы обслуживания города концентрируются в центральных районах, что обусловлено экономией агломерации. Поэтому многие жители пригородной зоны, как правило, совершают повседневные поездки в центральную зону, что порождает различные издержки (затраты времени, оплата проезда, дополнительная усталость), т.е. один вид отрицательных эффектов меняется на другой.

Существование города показывает, что многие люди и многие фирмы согласны нести бремя такой дезэкономии, которая уравновешивается рассмотренными положительными внешними эффектами, в частности, более высокой заработной платой.

2.3. Группировка факторов,
влияющих на социально-экономическую ситуацию в городе

Экономическая жизнь города складывается под влиянием многих факторов. Важнейшими из них являются следующие:

1) экономические;

2) природные (например, экологическая обстановка на участке для строительства жилья);

3) социальные (например, привлекательность некоторых районов города для туристов связана с их общим культурным значением, которое может зависеть от их исторической ценности).

Эти факторы можно разбить на основные группы с учетом различных уровней пространственного охвата.

1. Межгородские связи. Изучение города требует, помимо пространственно-экономического анализа территории самого города, анализа его взаимосвязей с другими городами и с окружающей его территорией, а также разработки прогнозов дальнейшего функционирования города в рамках таких связей. В свою очередь, эти связи нельзя рассматривать как автономные. Как правило, они определяются общим функционированием достаточно больших групп городов в рамках региона, страны, наднационального объединения или всей мировой экономики.

2. Факторы местоположения изучаемого участка на территории города. Эти факторы учитывают роль этого участка в системе социально-экономических связей данного города.

3. Локальные факторы, связанные с состоянием самого участка и его ближайшего окружения: экономические и социальные функции, реализуемые на этом участке; характер застройки; экологическая и геологическая обстановка; социальная ситуация и т.д.

Перекрестное положение этих двух классификаций выделяет соответственно девять групп факторов.

2.4. Линейный тип моделей
пространственного экономического анализа

Национальная экономика является неоднородным, поляризованным пространством. Экономическая жизнь наиболее концентрирована на урбанизованных территориях, количественно представляющих, как правило, несколько процентов общей площади страны. Подобная неоднородность характерна и для пространства самих городов, где также на небольших участках, расположенных преимущественно в центральной зоне города, в основном сконцентрирована экономическая деятельность. Таким образом, города выступают как некоторые полюса экономической жизни, структурирующие все окружающее пространство; в то же время центральные кварталы мегаполисов играют аналогичную роль по отношению к их экономическому пространству.

Дискретный характер экономического пространства дает основание для использования достаточно простого типа линейных моделей, в основе которых лежит математическое понятие «граф».

Граф – некоторое множество точек (вершин), часть которых соединена между собой отрезками линий (ребрами).

В качестве элементарной модели пространственного анализа можно рассматривать модель, состоящую из одной вершины, описываемой набором экономических показателей, – это точечная модель. Однако специфика пространственного анализа экономики проявляется лишь при рассмотрении нескольких вершин, в простейшем случае – двух. Более сложным примером модели такого типа является граф, ребра которого выстроены в цепочку, например, конкретная линия метро, маршрут трамвая.

В экономическом пространстве вершинами могут быть, например, города, а ребрами – транспортные магистрали или линии связи.

При использовании таких графов в пространственном анализе необходимы численные характеристики, описывающие функционирование фокусов. Каждая из таких характеристик приписывает определенное число соответствующей вершине графа. Они называются «нагрузками» вершин. Аналогично рассматривают численные характеристики, описывающие связи фокусов. Каждая из них задает «нагрузки» для ребер графа. В итоге выявляется тип модели «граф с числовыми характеристиками вершин и ребер».

В качестве числовых характеристик могут применяться:

- показатели типа «фонды» или «объем», например, численность населения, объем основных фондов, запасы готовой продукции и т.д.;

- показатели, характеризующие «интенсивность», например, годовой объем производства города, годовой объем поставок из города А в город Б.

В пространственном экономическом анализе большое значение имеет показатель «расстояние». Он часто используется при описании доступности тех или иных объектов на территории города. Стандартный географический показатель расстояния обычно не используется. При изучении экономического пространства применяются различные показатели экономического расстояния, например, расстояние, измеренное по транспортной сети.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: