Меры по ограничению роста крупнейших городов

Основные проблемы и тенденции развития современного города

Одним из ключевых вопросов в проблеме урбанизации и расселения в мире является вопрос о крупных, крупнейших и сверхкрупных городах.

В 1820г. в мире был только 1 город, насчитывающий 1 млн. человек (Лондон). В 1910г. – уже 11, пять из которых были в Европе, в 1980г. – 227 городов, в которых проживало более 653 млн. человек (37% горожан). В1950г. было всего 6 городов с населением более 5 млн. человек, в 1980г. таких городов стало уже 26 и в них проживало 252 млн. человек. Города с население свыше 5 млн. человек есть теперь на каждом континенте.

Города с населением свыше 10 млн. человек, получили название мега-городов. В 1980г. насчитывалось 6 мега-городов, в 2000г. – уже 19, а по прогнозам к 2010г. их количество достигнет 21.

Крупнейшие города мира по данным 2000г. (млн. человек): Токио – 26,4; Мехико – 18,1; Бомбей -18,1; Сан-Паулу – 17,8; Нью-Йорк – 16,6; Лагос – 13,4; Лос-Анджелес – 13,1; Калькутта – 12,9; Шанхай – 12,9; Буэнос–Айрес – 12,6; Дакка – 12,3; Карачи – 11,8; Дели 11,7; Джакарта – 11,0; Осака – 11,0; Метро-Манила - 10,9; Пекин – 10,8; Рио-де-Жанейро – 10,6; Каир – 10,6; Сеул – 9,9; Париж – 9,6, Стамбул – 9,5; Москва – 9,3; Тяньцзынь – 9,2; Лондон – 7,6; Лима – 7,4; Бангкок – 7,3; Тегеран – 7,2; Чикаго – 7,0; Гонконг – 6,9. Демографы ООН называют непрерывно усиливающийся поток населения в крупные города самым большим переселением человечества за всю его историю. Этот процесс разрушил равновесие между человеком и природой и вызвал целый ряд различных проблем:

а) рост крупных городов вызвал перенаселенность этих городов, что в свою очередь привело к нехватке нормального жилья, дефициту жизненного пространства, чрезмерной плотности населения. Все эти факторы способствуют росту преступности, психических расстройств, самоубийств, наркомании, стрессовых ситуаций;

б) неразрешимой становится транспортная проблема, сказывающаяся в будни в часы пик;

в) проблематичным становится обеспечение необходимого уровня занятости стремительно растущего населения;

г) в озрастающая дороговизна, связанная с огромным увеличением расходов на городской транспорт, создание мощных санитарно-технических систем, на освоение территорий.

Резкое обострение проблем крупных городов поставило вопрос об оптимальном развитии города и привело к практическим действиям по ограничению их роста. Основными методами сдерживания роста крупных городов служат политические, градостроительные, экономические и административные решения, а также реализация различных расселенческих концепций, среди которых можно выделить структурно-градостроительные концепции ограничения роста крупных городов.

Наиболее действенной оказалась концепция английского экономиста Э. Говарда, главная идея которого заключалась в создании новых городов, «которые должны сочетать преимущества городской и сельской жизни и остановить поток населения, который стремится в перенаселенные города». По его замыслу город-сад рассчитан на 30.0 тыс. жителей и занимает площадь 6.0 тыс. акров (1 акр – 0.405 га). Э. Говарду удалось осуществить свои проекты и построить два города-сада в Англии: Лечворт и Вельвин, а также в США, Франции, Германии и др.странах. Все построенные города отличались тремя существенными признаками: 1. Рациональной планировкой; 2. Обилием зелени; 3. Малоэтажной застройкой (коттеджи на 4-10 человек). Ошибки и недостатки проектов Говарда были учтены архитектором-планировщиком П. Аберкромби при составлении проекта планировки Большого Лондона в 1943-1946 гг. По его замыслу вокруг Лондона предполагалось разместить целую сеть новых городов-спутников.. Они создавались на подобии города-сада Лечворта, но размещались на более близком расстоянии от Лондона и были рассчитаны на 60-100.0 тыс.чел. Законодательный акт о строительстве новых городов, принятый правительством Англии в 1946 г., положил начало государственной политике в этой области. За период с 1942 по 1950год было построено 14 новых городов, рассчитанных в перспективе на 80-100 тыс. чел. К началу 1972г. в Англии насчитывалось 32 новых города, выполнявшие задачу разгрузки Лондона, Бирмингема, Манчестера и других крупных городов. Строительство новых городов производилось на относительно малоценных землях, расположенных у железнодорожных и автомобильных дорог, ведущих в Лондон. Некоторые города (г.Харлоу) строились почти в чистом поле, другие (г.Базильдон) – на основе развития уже существующих поселений. В новых городах создавались промышленные парки, где предприниматели могли строить заводы на выгодных условиях. Там размещались новые отрасли промышленности – электротехника, электроника, общее и транспортное машиностроение, легкая и пищевая промышленность. Многие города имели крупные научно-исследовательские центры и деловые учреждения.

Для реализации разнообразных проектов ограничения роста крупнейших городов применялись экономические и административные меры регулирования: государство частично оплачивало расходы по переезду предприятий из столиц (во Франции - 60%, в Великобритании – 80%). В новых городах Франции был сокращен вступительный взнос на строительство промышленных зон до 25 франков за 1 кв.м., против 150 франков в Парижском районе. В Великобритании фирмы за каждое дополнительное созданное рабочее место в новых городах получали до 8 фунтов стерлингов. Во Франции широко применяются методы жесткого административного контроля – декрет 1958г. узаконил необходимость получения разрешений на строительство или расширение (более ем на 10%) промышленных предприятий в Пражском районе. Сочетание методов финансового стимулирования и административного контроля позволило добиться определенных результатов. В течении 10 лет из Пражского района в провинцию было переведено и вновь создано более 2200 предприятий.

С конца 1980-начала 1990-х годов крупнейшие города стали центрами передачи информации, знаний, оказания профессиональных услуг. В них размещаются учебные и научно-исследовательские учреждения, создаются научные парки. Предприятия обрабатывающей промышленности передислоцируются в пригородные зоны, в провинцию. Города перестраиваются – реконструируются старые кварталы, строятся театры, музеи, концертные и выставочные залы и т.п., меняется архитектурный облик, преобразуется экономический климат (размещаются штаб-квартиры большого бизнеса, капитала, строятся отели, рестораны, расширяется торговая сеть). Городские власти стремятся привлечь на постоянное жительство высококвалифицированных специалистов, которые более мобильны, но предъявляют высокие требования к качеству городской среды.

Эффективным методом ограничения роста крупнейших городов являлось функциональное поясное зонирование территории и тяготеющих к ним районов. Авторами предлагалась принципиальная схема четырехзонного поясного зонирования: 1 зона – устанавливалась по генеральному плану города с выделением резервов для его развития на 40-50 лет; 2 зона – лесопарковый комплекс шириной до 10 км; 3 зона – режимная, в которой не допускалось строительство новых промышленных предприятий (за исключением предприятий, обслуживающих население зоны и работающих на местном сырье), размещаются места отдыха и основные хозяйства пригородной сельскохозяйственной зоны; 4 зона – внешняя зона урбанизированного развития. Ее границы определяются двух часовой транспортной доступностью к центру крупнейшего города. На расстоянии от 100 до 200 км целесообразно развивать большие и крупные многофункциональные города, сдерживающие центростремительные силы крупнейшего города.

Проблемы развития городов в СССР стали рассматриваться российскими учеными и специалистами практически с зарождения советской власти. Так как в социалистической экономике рыночные силы, влияющие на концентрацию и деконцентрацию населения и производства не действовали, нужны были иные механизмы, регулирующие эти процессы:

- в 49 городах было полностью запрещено строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий, а более чем в 50 городах действовал принцип ограничения такого строительства;

- в отношении населения, начиная с 1930г. действовали административные ограничения с использованием механизма прописки по месту жительства лиц, проживающих за пределами города. Запрещалось принимать на работу лиц сверх лимита численности, которые не получали права постоянное жительство.

Однако, несмотря на эти меры продолжало расти число крупных городов: в 59г. -14, в 70г. – 17, 79г. – 26.

Проблемы развития крупных городов в СССР стали выходить на передний план к середине 70-х годов прошлого века. Именно в этот период в экономике крупных городов стали проявляться негативные тенденции:

– увеличение объемов незавершенного строительства;

- отставание социальной сферы;

- хроническое превышение фактической численности населения над расчетной;

- рост удельной стоимости городского хозяйства, норм эксплуатационных расходов и т.п.

Обострились социальные, экологические, транспортные и иные проблемы крупных городов, что послужило толчком к формированию новых расселенческих концепций, структурно-градостроительных теорий и обоснований, а также породило практические действия по ограничению роста крупнейших городов. Механизм реализации политики ограничения роста городов оставался практически неизменным с точки зрения форм и методов регулирования, Наряду с административными методами запретительного характера, применялась система градостроительных, расселенческих и планово-прогнозных методов. Основным инструментом сдерживания роста городов были различные градостроительные меры, посредством которых осуществлялось государственное управление развитием городов различных типов. Решающая роль принадлежала генеральным планам, вкоторых в комплексе были представлены основные стороны развития материально-производственной среды городов на долгосрочную перспективу. Важным средством рассредоточения населения крупного города явилось строительство городов-спутников (особенно вокруг Москвы и Ленинграда).

С начала 90-х годов в России произошли кардинальные социально-экономические изменения, а именно:

- перестройка политической системы и общественных институтов;

- ликвидация общегосударственных и региональных регулирующих механизмов (плановых институтов, отказ от государственных инструментов управления условиями городского развития и др.);

- изменения роли классических внешних и внутренних факторов развития и размещения (экономико-географическое положение, численность населения и трудовых ресурсов, наличие природно-сырьевых ресурсов, административное значение и т.п.);

- появление новых дополнительных факторов (институты местного самоуправления, рыночные структуры, уровень экономической конкурентоспособности, наличие емкого локального и регионального рынков, готовность к реформам со стороны местных и региональных органов власти, принимающих решения и др.)

Все это сказалось на функционировании и развитии городов, в том числе и крупных, обострив старые и породив новые проблемы. Прежняя многолетняя тенденция – постоянный рост числа крупнейших городов, увеличение в них численности – сменилась с начала 1990 г. на противоположную. Из 11 городов-миллиоников, начиная с 1992 года, 8 уменьшили численность своих жителей. За 1991-2002 гг. численность населения этой группы городов сократилась на 293 тыс. чел., однако их удельный вес в общей численности населения страны остался неизменным – на уровне 8.7%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: