Социально-экономическая структура города

Классификация городов с точки зрения их административной роли.

Классификация городов

Классификации не имеют в науке абсолютного значения. Классификаций в природе нет. Их создают сами исследователи в зависимости от поставленной задачи. Приведем существующие важнейшие системы классификации городов.

1. Количественная классификация (по величине).

Принято считать, что размер города предопределяет характер его проблем. В литературе встречается довольно много классификаций городов по численности населения. Однако большинство из них никак не обосновано экономически и служит лишь целям статистического распределения и административного деления.

Наиболее удачной можно считать следующую классификацию:

малые – до 50 тыс. чел.;

средние – 50–100 тыс. чел.;

большие – 100–250 тыс. чел.;

крупные – 250–500 тыс. чел.;

крупнейшие – 500 тыс. – 1 млн чел.;

 города-миллионеры – свыше 1 млн чел.

Определенные в соответствии с классификацией количественные рубежи связаны с изменением качественного характера. Например, при достижении 100 тыс. чел. заметно снижается доля промышленности в функциональной структуре; а города с численностью 1 млн. чел. и более нуждаются в метро. Исследователи определили еще один рубеж –
20 тыс. жителей. Черты, свойственные молодому городу, в полной мере выражены у городов именно этой категории. Поэтому выделяют города с 20–50 тыс. жителей.

Классификация вытекает из структуры государства, его законов и обычаев. Как правило, место резиденции главы государства, законодательных учреждений исполнительной власти называется столицей государства. Если государство разделено на составные части (автономные края, провинции, штаты, области, округа и т.д.), то в каждой из этих частей обычно существует свой главный город, т.е. административный центр, место резиденции главы политической или административной единицы с подчиненными ему учреждениями. Господствующая административно-политическая роль города иногда не совпадает с его социально-экономической ролью, и крупный торгово-промышленный центр может быть населеннее и экономически сильнее государственной столицы или главного города провинции, например, Нью-Йорк во много раз более люден и экономически мощен, чем официальная столица Вашингтон. Однако гораздо чаще административно-политическая и социально-экономическая роли города совпадают.

По состоянию на 01.01.94 г. в административно-территориальном делении РФ насчитывалось 1066 городов, в т.ч. республиканского, краевого, областного и окружного подчинения – 630.

3. Классификация по социально-экономическим функциям, которые города выполняют.

Главная сложность возникает в связи с тем, что трудно найти объективный критерий разграничения.

Одна из классификаций городов по функциям на основе анализа структуры занятости каждого города в целях выявления ведущей отрасли – классификация Гарриса.

1. Чисто промышленные города: занятость в промышленности составляет не менее 45% работающих по найму и не менее 74% работающих в промышленности и торговле.

2. Города с менее выраженными промышленными функциями

где Зпром. – занятые в промышленности;

Зторг. – занятые в торговле;

Зн – все работающие по найму.

3. Города горнодобывающей промышленности

где Згорн. пр .– занятые в горнодобывающей промышленности.

4. Города розничной торговли

5. Города, выполняющие функции складских операций (оптовой торговли)

6.Коммуникационные города

где Зк – занятые на транспорте и телекоммуникациях.

7. Университетские города: число студентов составляет более 15% работающих по найму.

8. Курортные города и города с преобладанием пенсионеров и лиц, удалившихся от дел: доля экономически активного населения ниже минимума, который зависит от типа экономики страны.

9. Многофункциональные города.

Классификации, основанные на занятости, имеют следующие недостатки:

а) государственное учреждение, университет, финансовая деятельность может занимать относительно немного людей, но определять лицо города;

б) производительность растет быстрее в отраслях обрабатывающей промышленности, чем в производственной сфере, поэтому относительные изменения могут оказаться лишь на поверхности явлений.

Помимо занятости, критерием определения функции города может быть торгово-промышленный оборот, приходящийся на одного жителя.

Подробнее функциональный подход будет рассмотрен в одной из следующих тем.

История доказала, что и небольшие города, и крупнейшие являются необходимым элементом системы размещения хозяйства. Те и другие имеют свои преимущества и свои проблемы, которые, хотя и соотносимы с социально-экономическими проблемами региона и государства в целом, все же весьма специфичны.

В этом проявляется двойственная природа города, которую на современном этапе развития можно определить следующим образом: с одной стороны, в механизме государственного управления региональным развитием город является непосредственным объектом регулирующей деятельности государства; с другой – выступает как субъект реализации региональной политики.

Вследствие этого возникает необходимость разумного сочетания двух политик – управления и регулирования структуры городов.

Социально-экономическая структура города представлена на рис. 2.

 
 


Рис. 2. Социально-экономическая структура города

Подсистемы, формирующие город (социально-демографическая, экономическая и т.д.), обладают различными периодами воспроизводства, что определяет чрезвычайно сложную задачу согласования их развития в каждый конкретный период времени. Элементы каждого блока взаимодействуют не только друг с другом, но и с элементами каждого из остальных блоков. И любой момент в развитии города определяется состоянием подобных взаимодействий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: