Городская политика и городское управление
Контрольные вопросы
1. Какое значение для экономики города имеет транспортная система?
2. Какие существуют схемы улично-дорожной сети? Приведите примеры.
3. Опишите особенности формирования радиально-кольцевой схемы улично-дорожной сети.
4. Какие проблемы возникают при развитии радиальной и прямоугольной схем?
5. Перечислите основные типы транспортных систем.
6. Каким образом можно определить рентабельность нововведений в городском транспорте?
7. Какими способами можно регулировать потоки автомобилей в городе?
8. Опишите особенности размещения системы электроснабжения в городе.
9. Какие проблемы характерны для развития систем электро-, тепло- и газоснабжения?
10. Каковы особенности размещения розничной торговли?
11. Объясните современные тенденции размещения различных видов услуг.
12. Перечислите факторы, влияющие на размещение услуг. Какой из них, на ваш взгляд, является доминирующим?
13. Каковы особенности размещения предприятий четвертичного сектора?
Рабочие заметки студента
Ф.Энгельс особо подчеркивал взаимосвязь процесса рождения города и появления политики: «Вместе с городом появилась и необходимость политики вообще».
В современном словаре иностранных слов политика характеризуется как область деятельности, связанная с отношениями между общественными группами, сутью которой является определение задач, форм, содержание деятельности государства.
В общем виде политика есть человеческая деятельность, выражающаяся во взаимодействии между социальными общностями, классами, нациями, народами, партиями, государствами, гражданами и их объединениями по поводу политической власти, для улучшения условий жизни людей, обеспечения общественного и мирового порядка. В 1962г. 117-я Конвекция Международной организации труда (МОТ) отметила: «Всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу. Политика … общего назначения определяется с должным учетом ее влияния на благосостояние населения».
Отечественная научная литература большое внимание отводит проблемам региональной политики. Региональная политика – это совокупность идей, принципов, задач, намерений и действий, которые реализуются государством для достижения и сохранения определенного пространственного социально-экономического равновесия страны с учетом соблюдения общенациональных, собственно региональных и местных интересов.
В новых условиях демократизации общества каждый город перестает быть только объектом прямого управления со стороны федеральных и региональных властных структур. Город одновременно становится и субъектом управления. Это означает, что город в лице органов местного самоуправления способен самостоятельно и под свою ответственность:
1. Принимать и реализовывать оперативные и стратегические решения по социально-экономическому пространственному развитию;
2. Распоряжаться своими ресурсами;
3. Формировать благоприятную среду жизнедеятельности людей;
4. Создавать нормальные общеэкономические условия для функционирования предприятий и организаций;
5. Определять свое будущее.
Органы местного самоуправления и их лидеры – носители интересов и целей развития своих городов, поскольку им конституционно предоставлены соответствующие полномочия и на них возложена вся ответственность за реализацию этих полномочий, т.е. сегодня функция целеполагания и ее реализация передана на уровень органов местного самоуправления. Поэтому можно говорить о городской политике на уровне местного самоуправления в тесной взаимосвязи с региональной политикой:
Городская политика – это декларируемая, целенаправленная, институционально и законодательно оформленная деятельность властей всех уровней, а также иных участников (разнообразных общественных организаций, партий, союзов, корпораций, а также граждан), оказывающая регулирующее воздействие на развитие городов и их систем в рамках определенной концепции в интересах достижения поставленных целей.
Городская политика связана не только с движением материальных, финансовых, имущественных, трудовых и иных ресурсов, но и с проблемами морали, этики, идеалов, поскольку цели определяются ценностями, идеалами общества и должны быть морально приемлемыми.
Понимание сущности ГП может быть облегчено с помощью выделения ее базовых элементов – цели, объекты, направления реализации, субъекты, условия реализации, источники и средства реализации, временные рамки. Принципиальная схема структурирования ГП показана в таблице1.
Таблица 1.
| Базовые элементы | Направления |
| Цели ГП | Экономические Социальные Экологические Пространственные |
| Объекты ГП | Группы городов Отдельные города Группы населения Институты рынка Малые предприятия |
| Направления и формы реализации ГП | Развитие инфраструктуры Прямая помощь предприятиям Программы землепользования |
| Участники ГП | Органы власти различного уровня Собственники предприятий Общественные организации Ассоциации и союзы городов |
| Условия реализации ГП | Стратегическое планирование Маркетинг территории |
| Источники, средства реализации ГП | Бюджеты различных уровней Внебюджетные фонды Частные инвестиции |
| Временные рамки ГП | Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные |
Классификация городской политики:
1. По критерию субъекта политику разделяют на внутреннюю и внешнюю.
2. По критерию различия сфер общественной жизни политику делят на экономическую, градостроительную, оборонную, экологическую, социальную, духовную и др.
3. По критерию субъекта проведения политики ее делят на местную, региональную, межрегиональную, национальную и международную.
4. По критерию масштабности и долговременности целей политику делят на стратегическую и тактическую.






