double arrow

Предмет и место экономической теории в системе экономических наук

Тест к теме 13

Определите все верные ответы.

1. Девальвация национальной денежной единицы

а) делает выгодным экспорт;

б) делает выгодным импорт;

в) ведет к потере прибыли, полученной от экспорта в пересчете на отечественные товары на рынках других стран;

г) предшествует денежной реформе.

2. Продолжающееся падение курса российского рубля выгодно

а) населению; б) правительству;

в) производителям, использующим импортное сырье;

г) экспортерам отечественной продукции.

3. Допустим, что Россия продает Кипру ракетные установки. Эта сделка должна быть отражена в платежном балансе России

а) как приток капитала в балансе движения капитала;

б) как отток капитала в балансе движения капитала;

в) как увеличение в балансе по текущим операциям;

г) как уменьшение баланса по текущим операциям.

4. Какие из мероприятий внешнеэкономической политики может быть использовано для оживления конъюнктуры?

а) ценовая скидка на импорт; б) ценовая скидка на экспорт;

в) отмена импортных ограничений и ставки депонирования иностранной валюты;

г) повышение ставки процента при депонировании иностранной валюты;

5. Если производительность труда по производству экспортируемого товара на предприятиях одной страны выше, чем в стране-импортере, то первая страна имеет

а) абсолютное преимущество; б) положительное преимущество;

в) сравнительное преимущество;

г) отрицательный торговый баланс.

6. Политику протекционизма впервые использовали

а) физиократы; б) меркантилисты;

в) классики политэкономии; г) маржиналисты.

7. Соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые страна осуществляет за границей за определенный промежуток времени, - это

а) торговый баланс; б) платежный баланс;

в) государственный бюджет; г) все ответы неверны.

8. Бреттон-Вудская система – это система

а) золотого стандарта; б) золотодевизного стандарта;

в) фиксированных связанных валютных курсов;

г) «плавающих» валютных курсов.

Термин «экономия» впервые был введен в научный оборот Аристо­телем. Он состоит из двух греческих слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - учение, закон.

В настоящее время этот термин получил широкое распространение, но в несколько измененном виде. Ныне «экономия» означает - сокращение за­трат, бережливость при использовании каких-либо ресурсов. Производным от «экономии» является термин «экономика». В современных условиях он используется в различных значениях:

1) хозяйство региона, страны, группы стран, всего мирового хо­зяйства

2) научная дисциплина, занимающаяся изучением народного хо­зяйства в целом, некоторых элементов и условий производства (народона­селения, труда, управления), отдельных отраслей (животноводство, сель­ское хозяйство, промышленность и т.д.)

3) исторически определенная совокупность экономических от­ношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, и образующих определенную экономическую систему.

Экономическая наука это наука об управлении редкими ресурсами, формах человеческого поведения и способах их использования для удовлетворения многочисленных и неограниченных потребностей.

В современных условиях экономическая наука – важнейший социальный институт, объясняющий и прогнозирующие экономические процессы и явления на основе выявленных законов, закономерностей, тенденций в создании и использовании экономических благ.

Экономическая наука составной частью включает в себя экономическую теорию, которая является логическим обобщением опыта хозяйственной практики и регулирования естественных процессов в экономике как сфере хозяйственной деятельности по удовлетворению потребностей общества и индивидов.

В развитой рыночной экономике субъект выполняющий экономические функции называется экономическим субъектом. К экономическим субъектам относятся функционирующие фирмы и предприятия, государства, различные фонды, объединения, ассоциации, домохозяйства и человек.

Деятельность экономических субъектов направлена на решение трех основных вопросов:

- что производить - это принятие решений о том, какие именно блага, в каком количестве должны быть произведены, какие из конкурирующих товаров и услуг должны быть произведены в каком количестве и какого качества;

- как производить товары в нужном количестве и соответствующего качества, то есть с привлечением каких ресурсов, имеющихся всегда в альтернативном количестве и использованием какой технологии;

- для кого производить - это проблема связанна с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможности использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, то есть такого их применения при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

В процессе своего развития экономическая теория акцентировала свое внимание на различных аспектах функционирования экономической системы. Первоначально это были проблемы сущности отдельных экономических явлений и законов их развития, затем акценты изучения переместились на отношения складывающиеся в национальной экономике между различными социальными группами и классами. Современная экономическая теория основное внимание уделяет изучению принципов выбора путей использования ограниченных ресурсов в условиях экономической системы, основанной на разных формах собственности.

Существуют много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной в силу своей точности и лаконичности является формулировка определения предмета науке, данная английским экономистом Л.Роббинсоном: «Именно формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядится редкими ресурсами, составляет единый предмет экономической науки…Экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».

Важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории - не просто описание экономических явлений, а изучение их во взаимосвязи и взаимообусловленности, иначе говоря, необходимо раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом состоит отличие экономической теории от конкретных экономических дисциплин. Экономические дисциплины вырабатывают систему правил, необходимых для практической деятельности, а важнейшая задача экономической теории быть фундаментом, каркасом, несущей конструкцией не только всей системы экономических наук, но и учебных дисциплин. Она является таким образом основой всей высшей экономической школы, методологической основой целого комплекса наук:

1. отраслевых

2 функциональных

3 межотраслевых

С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории - микроэкономика и макроэкономика

Микроэкономика – такой раздел экономической теории, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Приставка «микро» означает «малый».

Макроэкономика – приставка «макро» означает «большой» - занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а так- же входящих в нее так называемых агрегатов – домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. Под агрегатами (агрегированными показателями) понимается совокупность отдельных экономических единиц, например, домашних хозяйств, которые в процессе экономического анализа рассматриваются как одно целое. В качестве объекта исследования выступают не только сами агрегаты, но и связи между ними, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности.

При исследовании экономических процессов и явлений различают позитивный и нормативный анализ, которые представляют соответственно позитивную и нормативную экономическую теорию.

Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и свободна от субъективных оценочных суждений, она свободна от личностных оценочных суждений исследователя.

Нормативная экономическая теория отражает оценочные суждения относительно того, какой должна быть экономика.

Позитивная экономика изучает то что, объективно реально существует, нормативная выражает субъективные представления о том, что должно быть.

Основными функциями экономической теории являются:

- познавательная, позволяющая расширить наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющимся мире;

- методологическая, дающая теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках;

- практическая, позволяющая сделать правильный выбор при проведении государственной политики;

- прогностическая, делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: