Цель проверки - соблюдение законодательства при совершении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Задачи проверки:
проверка наличия договоров с поставщиками и подрядчиками и соответствие их оформления требованиям законодательства;
проверка соблюдения выполнения условий договоров по срокам, ассортименту, количеству, качеству и суммам, инструментам и валютам платежа и др.;
оценка задолженностей по реальности к взысканию и по срокам погашения;
проверка организации претензионной работы и ее эффективности;
анализ эффективности используемых инструментов расчета и валют платежа.
Источниками информации:
бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, форма №1, отчет о движении денежных средств, форма №4;
статистическая отчетность: отчет о задолженности, форма №6-ф;
регистры бухгалтерского учета: Главная книга, журналы-ордера №6, 8, 10-АПК;
Документы: договоры и контракты, накладные, счета-фактуры, таможенные и статистические декларации, акты, платежные инструкции.
Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками начинается с установления наличия неправильности оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ресурсов и выполнению капитального строительства.
В ходе проверки необходимо установить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого сличают остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическому счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", Главной книге и бухгалтерскому балансу.
При наличии расхождений следует проверить реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому поставщику и подрядчику. Такие расхождения могут быть следствием запущенности учета расчетных операций либо результатом злоупотреблений.
Каждая сумма дебиторской и кредиторской задолженности на отдельных счетах рассматривается с точки зрения возникновения долга, причины и давности образования задолженности, реальности ее получения.
При проверке дебиторской и кредиторской задолженности различают следующие ее категории:
1. текущую (или нормальную);
2. не оплаченную в срок;
3. задолженность с истекшим сроком исковой давности;
4. спорную;
5. безнадежную.
Текущей считается такая задолженность, которая вытекает из установленных форм расчетов и является неизбежной в процессе хозяйственной деятельности. Наличие такой задолженности не является нарушением финансовой дисциплины.
Задолженность, не оплаченная в срок, — это задолженность с истекшим сроком оплаты, которая должна быть погашена. При этом необходимо выяснить причины ее непогашения в установленные сроки расчетов.
Задолженность с истекшим сроком исковой давности определяется путем сопоставления сроков возникновения права на иск и сроков иска, установленных законодательством. Исковая давность исчисляется с момента возникновения права на предъявление иска. По этому виду задолженности следует проверить, направлялись ли письма-напоминания о необходимости погашения долга, выставлялись ли претензии, переданы ли материалы юридической службе предприятия для предъявления иска.
К спорной относится задолженность по претензиям, предъявленным поставщикам и подрядчикам, транспортным и другим организациям или переданным в хозяйственный суд. Здесь необходимо проверить копии исковых заявлений и расписок о приеме дел на рассмотрение хозяйственным судом. При проверке следует обращать внимание на явно необоснованные иски, составляемые с таким расчетом, чтобы использовать отказ суда в удовлетворении претензии для списания нереальной задолженности на убытки.
При наличии безнадежной задолженности, в иске которой хозяйственный суд отказал, следует выяснить мотивы отказа, особенно если он был вызван истечением срока исковой давности, необоснованностью иска и неправильным ведением дел.
Следует также установить, производилась ли инвентаризация расчетов со всеми дебиторами и кредиторами, ознакомиться с ее результатами, а в необходимых случаях провести встречную сверку расчетов с дебиторами и кредиторами. Такая проверка должна быть оформлена промежуточным актом.
При контроле расчетов с поставщиками необходимо установить наличие договоров поставки материально-технических средств, проверить целесообразность приобретения, соблюдения установленных договором расчетов.
Особое внимание уделяется проверке своевременности поставок соответствующего количества и качества материальных ценностей, а также использованию ревизуемым предприятием своих прав в случае нарушения условий договоров поставки. Чтобы установить полноту оприходования материальных ценностей, следует сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам (платежным поручениям и требованиям) с данными документов на их оприходование (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных) и показателей аналитического учета расчетов с поставщиками (реестров операций по расчетам с поставщиками), книгами (карточками) складского учета, отчетами движения продуктов и материалов.
При проверке обращается внимание на правильность применения поставщиками цен, тарифов за услуги. Подобные факты обнаруживаются сопоставлением цен, указанных в счетах поставщиков, с ценами, указанными в заключенных договорах.
Аудитором изучается правильность корреспонденции счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.
При ревизии расчетов с подрядчиками устанавливают:
- включены ли строящиеся объекты в титульный список;
- обеспечены ли они соответствующими источниками финансирования;
- имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты;
- заключены ли договоры с подрядчиками, и каковы условия расчетов (за объект в целом, за законченные технологические этапы и комплексы работ);
- правильность применения цен, расценок, нет ли приписок объемов выполненных работ; достоверность предъявленных к оплате счетов с приложенными к ним актами о выполненных работах.
Если будут выявлены факты завышения объемов выполненных работ, неправильного применения цен, включения в счета расходов, не предусмотренных сметой, необходимо провести контрольный обмер выполненных объемов строительно-монтажных работ.