Учет расчетов

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Расчеты с поставщиками и подрядчиками относятся к одному из видов расчетов в зависимости от субъектов – участников отношений, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками направлен на сбор и обобщение информации о расчетах за полученные покупателем товарно-материальные ценности, принятые заказчиком выполненные работы и потребленные услуги, расчетные документы, по которым акцептованы и подлежат оплате через кредитную организацию.

Поставщиками и подрядчиками являются организации, поставляющие товарно-материальные ценности, оказывающие услуги (транспортные перевозки, обеспечение связи, коммунальные и прочие услуги и др.), выполняющие работы (монтаж оборудования, погрузочно-разгрузочные работы и др.). Расчетный документ – это оформленное распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя средств или на счет, указанный получателем средств.

Рассматриваемое направление учета расчетов относятся к учету обязательств организации по оплате товаров, работ, услуг, возникающих в связи с их приобретением у сторонних организаций.

Для бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором отражаются следующие сведения:

- о получении товарно-материальных ценностях, принятых, выполненных работах и потребленных услугах, расчетные документы на которые акцептированы;

- о товарно-материальных ценностях, работах и услугах, на которых расчетные документы от поставщика или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);

- об излишках товарно-материальных ценностях, выявленных при приемке;

- о выданных поставщикам и подрядчикам авансах;

- о курсовых и суммовых разницах.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей либо соответствующих затрат.

Пример 1. По договору ООО «Юпитер» должно поставить ООО «Русь-Комплекс» материалы на сумму 240 тыс. руб. ООО «Русь-Комплекс» перечислило аванс поставщику материалов в сумме 120 тыс. руб. После получения партии заказного материала ООО «Русь-Комплекс» перечислило поставщику оставшуюся сумму.

В бухгалтерском учете ООО «Русь-Комплекс» должны были произведены следующие записи на счетах: Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - К-т 51 «Расчетные счета» - перечислен аванс поставщику – 120 тыс. руб.; Д-т 10 «Материалы» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена учетная стоимость партии материалов – 200 тыс. руб.; Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям», с применением субсчета. – К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражен НДС по материалам – 40 тыс. руб.; Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - К-т 51 «Расчетные счета» - произведена доплата поставщику за партию материалов – 120 тыс. руб.; Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» - К-т 19 «НДС по приобретенным ценностям», с применением субсчета, - сумма НДС принята к зачету – 40 тыс. руб.

При поступлении товарно-материальных ценностей, на которых не получены расчетные документы поставщиков, по кредиту счета 60 отражается стоимость ценностей, исходя из цены и других условий, предусмотренных договором. Если цена не указана и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет цену в отношении аналогичных ценностей.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммы исполнения обязательств, включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов с покупателями, заказчиками, иными организациями. Возращенные поставщиком неиспользованные суммы аванса отражают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 60. Ранее выданные, но не использованные авансы списывают на убытки организации.

В аналитическом учете по счету 60 ведется учет по каждому поставщику и подрядчику по отдельным договорам поставки с целью группировки и обобщения информации по данному виду учета расчетов.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Покупатели и заказчики – это организации, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы. Для обобщения информации о расчетах за продукцию, товары, работы и услуги предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Счет 62 дебетуется в корреспонденции со счетами 90,91 на суммы, предъявленные в расчетных документах за выполненные работы. Оказанные услуги, поставленные товары, продукцию.

Поступление денежных средств в оплату товаров, продукции, работ, услуг отражается по дебету счетов учета денежных средств (50,51,52) в корреспонденции со счетом 62. указанные записи производятся в случаях предварительной оплаты. На счете 62 отражают курсовые и суммовые разницы.

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, что позволяет обеспечить полученные информации:

- о расчетных документах, срок оплаты которых не наступил;

- неоплаченных в срок расчетных документов;

- авансов полученных;

- векселей, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

- векселей, учтенных в банке;

- векселей, по которым денежные средства не поступили в срок.

Учет с подотчетными лицами

Подотчетными лицами называются работники организации, получающие авансом денежные средства на предстоящие командировочные и административно-хозяйственные расходы. Список подотчетных лиц утверждаются руководителем организации.

На расчеты с подотчетными лицами распространяется порядок ведения кассовых операций. Подотчетные суммы учитываются на активном синтетическом счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выдача денежных авансов подотчетным лицам отражается так:

Д-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

К-т 50 «Касса».

Подотчетное лицо, которому выданы суммы на командировочные расходы, обязано в трехдневный срок после возвращения из командировки представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах. Если деньги выданы на административно-хозяйственные расходы, то отчет составляется также в трехдневный срок после истечения времени, на которое эти суммы выданы. В случаях, когда эти сроки прошли, бухгалтер обязан присоединить выданные суммы к доходу данного лица и удержать с него налог с доходов физического лица.

При приобретении материальных ценностей для производственных нужд за наличный расчет у организации оптовой торговли или организации – изготовителей продукции подотчетное лицо должно быть проинструктировано бухгалтером о необходимости получения соответствующих документов. К таким документам относятся: накладная на отпуск товаров и квитанция к приходному кассовому ордеру. Если в накладной сумма НДС выделена отдельной строкой, она отражается на счете 19 по мере представления подотчетным лицом авансового отчета и оприходования товарно-материальных ценностей.

Расчеты с подотчетными лицами отражаются следующими записями на счетах бухгалтерского учета:

Д-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

К-т 50 «Касса» - выданы денежные средства подотчетному лицу;

Д-т 10 «Материалы»;

К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - оприходованы материальные ценности по учетной стоимости;

Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям»;

К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - отражен НДС по приобретенным материальным ценностям;

Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

К-т 19 «НДС по приобретенным ценностям» - сумма НДС принята к зачету.

При покупке подотчетным лицом материальных ценностей в магазинах розничной торговли НДС расчетным путем не выделяется и соответственно налоговому вычету не подлежит.

Суммы на командировочные расходы выдаются подотчетному лицу только после приказа директора. Суммы командировочных расходов сверх установленных законодательством норм в бухгалтерском учете наряду с расходами в пределах норм и ненормируемыми относят к затратам, связанным с производством и продажей продукции, работ, услуг, но не учитываются при налогообложении прибыли.

Согласно ст. 264 Налогового Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством реализацией, на сумму которых уменьшается полученный налогоплательщиком доход, относятся расходы на:

- проезд работника к месту командировки и обратно;

- наем жилого помещения;

- суточные и довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;

- оформление и выдача виз, паспортов, приглашений;

- сборы консульские, аэродромные и иного транспорта и другие аналогичные платежи и сборы.

Командировочные расходы при выдаче средств подотчетному лицу после его возвращения из командировки и оформления авансового отчета оформляются следующими учетными записями:

Д-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

К-т 50 «Касса» - выданы денежные средства на командировочные расходы;

Д-т 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.

К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - отражена стоимость проездных билетов (без НДС) с отнесением на соответствующие расходы;

Д-т 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»;

К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

Д-т 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.;

К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - отражена стоимость проживания в гостинице (без НДС) с отнесением на соответствующие расходы;

Д-т 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»;

К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - отражен НДС по оплате за проживание в гостинице;

Д-т 26 «Общехозяйственные расходы»;

К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - отражены суточные с отнесением на соответствующие расходы (НДС не выделяется).

В случае перерасхода подотчетным лицом сумм, выданных на хозяйственные нужды или командировочные расходы, руководитель предприятия может принять решение о выплате работнику дополнительных денег на покрытие этих расходов, о чем делается запись в авансовом отчете. Если подотчетное лицо истратило меньшую сумму, чем получило в подотчет, оно обязано вернуть остаток средств в кассу. Эта сумма может быть удержана из заработной платы подотчетного лица. Если авансовый отчет не представлен, имеются иные финансовые претензии к подотчетному лицу. В бухгалтерском учете производится записи:

Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

К-т 71 «расчеты с подотчетными лицами»;

Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» с применением соответствующего субсчета;

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - предъявленные претензии подотчетному лицу;

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

К-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», с применением соответствующего субсчета – удержано из заработной платы подотчетного лица.

К основным документам, которые используются при учете расчетов с подотчетными лицами, относят: расходный кассовой ордер, приходный кассовый ордер, командировочное удостоверение, платежная ведомость, авансовый отчет, прочие (счет, квитанция, проездные билеты, акт закупки товаров при условии, что оно представило исчерпывающий отчет о средствах, выданных ему ранее, и рассчиталось.

Учет расчетов по налогам и сборам

Действующая налоговая система России базируется на налоговом кодексе РФ, в соответствии с которым для каждого налога должны быть определены составляющие его элементы: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты.

Учет расчетов по налогам и сборам ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», к которому для каждого вида налогов и сборов, уплачиваемых непосредственно организацией, и налогов с персонала этой организации открываются необходимые субсчета.

По кредиту счета 68 отражаются суммы, причитающиеся к уплате по данным налоговых деклараций, в корреспонденции с соответствующими счетами источников начисления налогов – расходов на производство и продажи, на приобретение активов, вложений во Внеоборотные активы, финансовых результатов, доходов юридических и физических лиц. По кредиту счета 68 и дебету счетов 99 «Прибыли и убытки» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» отражается начисленная сумма штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов.

По дебету счета 68 фиксируются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19, а также в корреспонденции со счетом 51 отражаются суммы, выплаченные в погашение задолженности по налогам и сборам. Сальдо по отдельным субсчетам счета 68 может быть как дебетовым. Так и кредитовым. В балансе показывают развернутое сальдо по счету.

Учет расчетов с персоналом по оплате труда

К основным нормативным документам государственного регулирования отношений, связанных с организацией и оплатой труда, относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.

Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. В этом договоре, содержание и структура определяются сторонами, могут включатся взаимные обязательства работников и работодателя.

Соглашение – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между уполномоченными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях в пределах их компетенции. В соглашении могут включатся взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты, условий, охраны труда, режимов труда и отдыха, развития социального партнерства и другие вопросы.

Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, местного самоуправления, направления на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.

Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.

Документом, подтверждающим время работы у работодателя - физического лица, является письменный трудовой договор.

Система оплаты и стимулирование труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни устанавливается работодателем.

Тарифная система – совокупность нормативов, с помощь которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий. Тарифная система оплаты труда включает тарифные ставки, тарифные сетки и тарифные коэффициенты.

Тарифная ставка (оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение трудовых обязанностей за единицу времени.

Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Формы оплаты труда определяются Трудовым кодексом РФ. Выделяют повременную и сдельную формы оплаты труда. Повременная – форма оплаты труда, при которой заработная плата работника рассчитывается исходя из установленной тарифной ставки или оклада за фактическое отработанное время.

Сдельная – форма оплаты труда, при которой заработная плата определяется исходя из установленного размера оплаты за каждую единицу продуктов труда и количества произведенной продукции, объемов выполняемых работ и оказанных услуг.

При простой повременной форме оплаты труда оплачивается фактическое проработанное время на основе тарифной ставки (оклада). В зависимости от способа учета рабочего времени используются месячные, дневные и часовые тарифные ставки.

Сумма начисленной заработной платы на базе месячных тарифных ставок или окладов определяется путем деления тарифной ставки на календарное количество рабочих дней и умножения полученной величины на количество отработанных дней.

Пример 1. Работнику установлен оклад 8 тыс. руб. В определенном месяце количество по графику – 20 рабочих дней, работник проработал 15 дней.

Сумма начисленной за указанный месяц заработной платы составит: 8000 руб./20х15=6000 руб.

Удержания из заработной платы бывают: обязательные, для причиненного работодателю материального ущерба, в целях погашения задолженности работодателю, по заявлению работника либо в связи с его заемными обязательствами. К обязательным относят удержания по исполнительным листам и налог на доходы физических лиц.

Итак, при приеме на работу, после подписания заявление о приеме на работу руководителем организации, заполняется личная карточка работника, ему присваивается табельный номер, который проставляется в документах учета кадров, использования рабочего времени и расчетов по оплате труда.

Заработная плата выплачивается работнику по месту работы либо перечисляется по желанию работника на пластиковую карту.

Синтетический учет расчетов с работниками организации по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту счета отражаются суммы начислений по оплате труда, поощрительных, социальных и компенсационных выплат. Кредитовое сальдо счета 70 показывает задолженность организации перед работниками по начисленные суммы заработной плате. По дебету счета отражаются выплаченные суммы заработной платы, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний. Аналитический учет по счету 70 ведется по каждому работнику организации.

Основные записи по начисленной заработной платы в кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на основании расчетно-платежных ведомостей, иных документов, подтверждающих выполнение соответствующих работ и необходимость различных выплат приведены в следующей таблице.

№ п./п. Хозяйственная операция Дебет счетов
1. Начислена задолженность по оплате труда управленческому персоналу организации  
2. Начислена задолженность по оплате отпусков работникам за счет текущих затрат 20,23,25,26,29 и др.
3. Начислена задолженность по выплате пособий  
4. Начислено вознаграждение за выслугу лет  

Основные записи по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» представлены в следующей таблице:

№ п./п. Хозяйственная операция Дебет счетов
1. Удержан налог на доходы физических лиц  
2. Удержаны суммы по непогашенным подотчетным авансам  
3. Удержаны суммы алиментов  

Выдачу работнику заработной платы и пособий оформляется бухгалтерскими записями:

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

К-т 50 «Касса» - выдана из кассы заработная плата наличными;

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

К-т 51 «Расчетные счета» - перечислена с расчетного счета заработная плата на лицевой счет работника.

Неполученная в срок заработная плата депонируется. Депонированные суммы должны сдаваться в банк на расчетный счет организации, что отражается в учете: Д-т 51 «Расчетные счета» - К-т 50 «Касса».

Вопросы для контроля:

1. Как ведется учет капитала на предприятии?

2. Для чего создается уставный капитал на предприятии и каким образом ведется учет этого объекта?

3. Учет добавочного капитала, его сущность и основные проводки.

4. Укажите основные направления учета резервного капитала и фондов, воздающихся на предприятии.

5. Определите основные расчеты на предприятии и объясните значение учета.

6. В чем принципиальная особенность начисления заработной платы работникам?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: