Тема 1. Основные понятия, научные подходы, предмет и задачи «Управление социальным развитием организации»

Проблемы социального развития для современного динамично изменяющегося общества являются ключевыми. Успешное решение проблем социального развития – главный показатель эффективного управления обществом. Управление социальным развитием организации является дисциплиной, синтезирующей достижения экономики, менеджмента, социологии, психологии и других наук, предоставляющей специалистам инструментарий, способный актуализировать такой важный потенциал, как человеческие ресурсы организации.

Следует отметить, что степень понимания важности и необходимости решения проблем социального развития является системным фактором управления обществом не только для настоящего времени. Современное развитие экономики, всей системы социальных отношений – переход общества от индустриальной стадии развития к информационной – обуславливает новый характер взаимоотношения людей к сфере их профессиональной деятельности с учетом внешних и внутренних условий:

· внешние условия – глобализация: стираются грани между государствами, идет активное кросскультурное взаимодействие, растет число транснациональных компаний и фирм;

· внутренние организационные условия:

· принцип эффективности предусматривает, прежде всего, качество;

· управленческий стиль меняется с функционального на партнерский;

· на смену специалистам узкого профиля приходят профессионалы, работающие на стыке специальностей;

· формируется стиль работы командой.

Эти и другие изменения определили новую направленность в управлении людьми в организации – управление самоактуализацией личности в профессиональной деятельности. Поэтому управление человеческими ресурсами – это генеральная направленность на самоактуализацию личности в профессиональной деятельности в системе управления персоналом.

Кадры, персонал, человеческие ресурсы- это главные деятели организаций (обеспечивающие функционирование учреждений, компаний, корпораций, фирм и т.д.). В целом организация и является полем деятельности персонала, и именно в организации осуществляется управление персоналом. Поэтому объектом дисциплины «Управление социальным развитием организации» является социальная деятельность отдельной организации.

Социальная деятельность организации – это деятельность, направленная на развитие и совершенствование условий гуманизации труда и качества трудовой жизни, являющиеся инструментами актуализации человеческих ресурсов.

Гуманизация труда – это совершенствование управления трудовой деятельностью с целью предоставления работнику возможности раскрыть свои производительные резервы, прежде всего интеллектуальные и психологические. Гуманизация труда предусматривает:

· безопасность – работник на рабочем месте не должен ощущать угрозы своему здоровью, доходам, обеспеченности работой в будущем и т.д.

· справедливость – доля каждого, выраженная в доходе, должна соответствовать доле его вклада в достижение организации;

· самоактуализацию личности – труд должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить раскрытие в профессиональной деятельности индивидуальных особенностей работника;

· демократию – самоуправление и участие работников в распределении прибылей и инвестиционной политике.

С гуманизацией труда непосредственно связано качество трудовой жизни – понятие, характеризующее степень удовлетворения личных потребностей и интересов работника посредством труда в данной организации.

Особым видом социальной деятельности организации является управление ее социальным развитием – это комплексный элемент целостного управления организацией. Реализуя свои генеральные цели, организация вынуждена учитывать социальные условия и управлять своим социальным развитием (т.е. адекватно реагировать на внешние социальные условия).

В этой связи предметом изучения выступают способы, методы и механизмы управления социальной деятельностью, обеспечивающие социальное развитие организации.

Цель дисциплины «Управление социальным развитием организации» - формирование комплекса знаний и навыков у будущих специалистов, необходимых для выработки оптимальных методов управления социальной деятельностью организации, что в конечном итоге, с одной стороны, должно открывать возможность самореализации человека в трудовой деятельности, а с другой – стимулировать экономическую эффективность организации.

Предмет и цель дисциплины определяют и ее основные задачи:

· освоение понятийного аппарата управления социальным развитием организации;

· раскрытие роли, функций и задач управления социальным развитием организации;

· изучение и освоение комплекса теоретических и методических знаний управления социальным развитием организации;

· формирование практических навыков управления социальным развитием организации;

· рассмотрение тенденций развития науки в сфере управления социальным развитием организации и использования новых информационных технологий.

Сложившееся в российской науке понимание организации характеризуется полнотой и валидностью.

Полнота понятия – свойство определения понятия, характеризующее охват всей области применения данного понятия.

Валидность понятия – логическое соответствие основных значений, родовых и видовых признаков понятия.

Между тем понимание такого видового признака организации, как социальный институт, включает в себя еще два значения:

· неуправляемая саморегулирующаяся социальная организация;

· управляемая целевая организация.

Итак, зафиксируем значение термина «организация», который будет использоваться.

Организация понимается как целевая организация, относимая к роду «социальный институт». Существует три типа целевых организаций:

1. предприятие;

2. сообщество;

3. учреждение.

Предприятие – организация, производящая востребованные обществом товары и услуги.

Сообщество – объединение физических и юридических лиц, созданное для достижения общих целей.

Учреждения создаются для реализации заданных им функций и целей (но не для извлечения прибыли).

Генеральная цель любой организации – достижение результатов, заданных характером и родом деятельности; обычно это либо расширение, либо удержание своих позиций на рынке или в профессиональной сфере.

Социальная деятельность организации может быть реализована в двух аспектах. Прежде всего, это адекватное реагирование на внешние социальные условия, к которым относятся:

· конъюнктура рынка труда;

· характер и интенсивность профсоюзного движения;

· социальная политика государства;

· общие мировые тенденции.

Социальные факторы – элементы невещественного богатства общества – формируют человеческий капитал, который характеризуется уровнем интеллектуального и духовного развития, квалификационными особенностями, профессиональным мастерством и добросовестностью, приобретаемыми в процессе воспитания, образования и трудовой деятельности. Эта группа факторов наиболее полно раскрывается, в частности, в деятельности организаций.

Особенность современного периода – потребность экономики в реализации в массовом масштабе творческой индивидуальности.

Организация может реагировать или не реагировать на факторы среды, но исключить их влияние не может.

Например, организация может платить работнику заработную плату ниже сложившейся цены оплаты за данную работу на рынке труда, но последствия этого обязательно на ней скажутся.

Другой аспект социальной деятельности организации – это внутренние социальные условия самой организации:

· использование рабочей силы (условия организации труда, профессиональной квалификации);

· воспроизводство рабочей силы (условия жизни, быта и досуга, условия изменения профессиональной компетенции, ротация кадров и прочее).

Таким образом, с точки зрения полного и валидного определения социальная деятельность организации – это деятельность, направленная на развитие и совершенствование условий использования и воспроизводства человеческого капитала.

Социальная деятельность – это изменение организацией социальных условий своего персонала. При этом организация может изменять эти условия спонтанно или целенаправленно; и спонтанное, и целенаправленное реагирование может оказаться адекватным или неадекватным.

В целом социальные условия – это не что иное, как социальная среда, оказывающих влияние на функционирование организации, а социальная деятельность – это реагирование организации на влияние социальной среды, важнейшим способом реагирования является управление социальным развитием, которое направлено на создание социальных условий профессионального развития персонала, что включает в себя:

* гуманизацию труда (как важнейшее условие развития персонала);

* обеспечение качества трудовой жизни (что включает в себя развитие социальной инфраструктуры).






Подборка статей по вашей теме: