Основы составления проектов бюджетов

Бюджетное планирование - это осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности: финансовых ресурсов государства.

Бюджетное планирование как часть народнохозяйственного планирования основывается на показателях социально-экономического развития государства и включает составление планов (проектов)

федерального бюджета;

бюджетов субъектов РФ;

местных бюджетов;

бюджетов внебюджетных фондов.

Одним из основных элементов бюджетных реформ, проведенных в последние десятилетия в большинстве развитых стран, является переход к среднесрочному (многолетнему) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода. При этом среднесрочный финансовый план может являться прогнозно-аналитическим документом органов исполнительной власти либо утверждается законодательно, получая статус многолетнего (укрупненного) бюджета.

В основу бюджетного планирования положен метод «скользящей трехлетки», при которой ранее утвержденные проектировки второго и третьего года становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом утверждение законом проектировок на второй и третий год не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле.

Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа, что, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований и, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.

Однако эти изменения не должны ухудшать по­ложение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов.

Таким образом, «скользящая трехлетка», с одной стороны, обес­печивает стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой стороны, возможность их реагирования на меняющуюся ситуа­цию, реструктуризацию обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.

Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов

В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов соответствующие финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Составление проекта бюджета основывается на:

ü Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

ü прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

ü основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.

Прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период.

С 2005 года изменилось отношение к содержанию бюджетного планирования. Это означает, во-первых, переход от затратного планирования к планированию, ориентированному на конечный результат (Result Oriented Budgeting), и, во-вторых, переход от краткосрочного к среднесрочному планированию в рамках жестких бюджетных ограничений по секторам экономики (MTEF - Medium Term Expenditure Framework).

Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: