double arrow

Понятие избирательной системы и избирательного права

РЕФЕРЕНДУМ

ТЕМА № 8. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.

1. Понятие избирательной системы и избирательного права.

2. Принципы избирательного права Республики Беларусь.

3. Стадии избирательного процесса в Республике Беларусь.

4. Референдум: понятие, виды, порядок проведения.

В юридической литературе понятие «избирательная система» определяется в широком и узком смысле слова. В широком смысле избирательная система представляет собой систему общественных отношений, которые возникают в связи с проведением выборов (Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн., 2003, с. 136).

В узком смысле слова избирательная система отражает способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. В этой связи выделяют три вида избирательных систем: 1) мажоритарную; 2) пропорциональную и 3) смешанную.

При мажоритарной избирательной системе (от фр. слова мajorite – большинство) победителем считается тот кандидат, за которого подано большинство голосов избирателей округа. Голоса, отданные за других кандидатов, как бы отбрасываются. В результате «победитель» представляет интересы только части избирателей.

Сложилось три разновидности мажоритарной системы: квалифицированного большинства (для победы на выборах требуется, чтобы кандидат получил не менее 2/3 голосов избирателей), абсолютного большинства (кандидату для избрания нужно набрать 50 % + 1 голос), относительного большинства (кандидату необходимо набрать больше голосов, чем его конкуренты)

Обычно голосование по мажоритарной системе проходит в два тура. Во второй тур допускаются кандидаты, которые больше всех набрали голосов в первом туре. Подсчет голосов во втором туре производится по принципу относительного большинства.

Мажоритарная избирательная система постепенно «выходит из моды», поскольку она является менее демократичной по сравнению с другими избирательными системами. Во-первых, при ней утрачиваются голоса избирателей, которые голосовали за других кандидатов; во-вторых, при такой системе принижается роль политических партий в избирательном процессе; в-третьих, у властных структур имеются возможности оказывать поддержку угодному ей кандидату и чинить препятствия его соперникам.

Суть пропорциональной избирательной системы состоит в том, что места в парламенте распределяются между партиями или избирательными блоками пропорционально числу поданных голосов за ту или иную партию или избирательный блок. При таком подходе каждая партия (избирательный блок) выставляет список своих кандидатов по числу мест в парламенте или органе местного самоуправления. Необходимым условием для допуска партии (избирательного блока) к выборам является преодоление так называемого избирательного порога, то есть получения минимума голосов, которые должна собрать партия на предыдущих выборах (обычно он составляет 3 – 5 % голосов избирателей).

При пропорциональной избирательной системе в выборах активно участвуют политические партии и избирательные блоки. Голоса их сторонников складываются по всем избирательным округам, и они получают то или иное количество мест в парламенте.

Партии (избирательные блоки), получившие места в парламенте, образуют в нем партийные фракции, которые оказывают серьезное влияние на деятельность парламента, правительства и в целом на формирование политического и экономического курса страны.

В большинстве европейских государств воспринята пропорциональная избирательная система, открывающая широкий простор для участия в выборах политическим партиям. При ней парламентская работа становится профессиональной для многих политиков. Они избираются в парламент неоднократно, во всяком случае до тех пор, пока политическая партия имеет влияние в обществе.

В ряде государств переходной демократии принята смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система. При ней часть депутатов (обычно половина) избирается по избирательным округам, а другая часть – по партийным спискам. Соответственно избиратель получает два бюллетеня: одним он голосует за кандидата в депутаты, другой отдает той или иной политической партии (избирательному блоку).

Такая избирательная система принята в Украине, Молдове, Литве, Грузии, Армении, Узбекистане. С мая 2005 года Российская Федерация перешла со смешанной избирательной системы на пропорциональную, то есть на партийные списки кандидатов.

Избирательный процесс регламентируется различными по своей юридической силе конституционно-правовыми нормами. В своей совокупности они образуют национальное избирательное право, которое является составной частью конституционного права. Нормы указанной отрасли права регулируют общественные отношения, которые складываются при выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Парламента, депутатов органов местного самоуправления.

Термин «избирательное право» понимается в двух смыслах: объективном и субъективном. Вобъективном смысле слова избирательное право – это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу организации и проведения выборов.

В этом смысле слова избирательное право ассоциируется с избирательным законодательством. Его основными источниками являются:

1) Конституция Республики Беларусь (ст.ст.64 – 72);

2) Избирательный кодекс Республики Беларусь (вступил в силу 25 марта 2000 г.);

3) декреты и указы Президента Республики Беларусь, которые регулируют отдельные стороны избирательного процесса;

4) постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

В субъективном смысле избирательноеправо это права гражданина избирать и быть избранным в соответствующие государственные органы. В этом смысле избирательное право является одним из политических прав гражданина. Оно может быть активным избирательным правом, когда гражданин отдает свой голос «за» или «против» конкретного кандидата или пассивным избирательным правом, когдадругие граждане голосуют за того или иного кандидата в депутаты (Президенты).

В Республике Беларусь путем выборов избираются Президент Республики Беларусь как высшее должностное лицо государства, депутаты нижней палаты Парламента (Палаты представителей), члены верхней палаты Парламента (Совета Республики) и депутаты местных Советов депутатов всех уровней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: