Основные формы деятельности белорусского парламента

В деятельности Национального собрания Республики Беларусь выделяются следующие организационно-правовые формы:

1) сессии Палаты представителей и Совета Республики;

2) работа Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики;

3) работа постоянных комиссий палат;

4) парламентские слушания;

5) работа депутатов в избирательных округах.

Основной формой деятельности Парламента являются сессии его палат. На них обсуждаются и принимаются законы и другие решения, относящиеся к компетенции Парламента.

Палаты собираются на две очередные сессии в году. Первая сессия открывается 2 октября. Ее продолжительность не может быть более 80 дней. Вторая сессия открывается 2 апреля. Ее продолжительность не может быть более 90 дней.

В случае особой необходимости палаты Парламента созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня. Внеочередные сессии созываются указами Президента.

Заседания Палаты представителей и Совета Республики считаются правомочными при условии, что на них присутствуют не менее 2/3 от полного состава палат. Голосование депутатов является открытым. Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов.

На заседаниях палат имеют право присутствовать и выступать вне очереди Президент или его представитель, Премьер-министр, члены Правительства.

Совет Палаты представителей является постоянно действующим органом Парламента. Он состоит из председателя, заместителя председателя, председателей постоянных комиссий, а также шести депутатов, избираемых Палатой представителей (всего 19 чел.). Председатель палаты и его заместитель избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней.

Основными задачи Совета Палаты представителей являются: организация законопроектной работы; обсуждение вопросов, подлежащих включению в повестку дня сессии; организация работы постоянных комиссий, а также Секретариата и его структурных подразделений.

В верхней палате образуется Президиум, который состоит из председателя, заместителя председателя и председателей постоянных комиссий (всего 7 чел.). Он призван организовать работу Совета Республики, готовить к рассмотрению вопросы, относящиеся к его компетенции.

Для ведения законопроектной работы из числа депутатов Палаты представителей (членов Совета Республики) образуются постоянные комиссии. Перечень и состав постоянных комиссий утверждаются решением палат на основании предварительно поданных заявлений депутатов.

В состав постоянной комиссии входят председатель, заместитель председателя и члены комиссии (от 5 до 13 депутатов в зависимости от профиля комиссии).

В Палате представителей имеется 11 постоянных комиссий:

1) по законодательству и судебно-правовым вопросам;

2) по национальной безопасности;

3) по вопросам экономики;

4) по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту;

5) по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию;

6) по бюджету и финансам;

7) по аграрным вопросам;

8) по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу;

9) по труду, социальным вопросам, охране здоровья, физической культуре и спорту;

10) по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации;

11) по международным делам и связям с СНГ.

В Совете Республике образовано пять постоянных комиссий:

1) по законодательству и государственному строительству;

2) по экономике, бюджету и финансам;

3) по международным делам и национальной безопасности;

4) по региональной политике;

5) по социальным вопросам.

Заседания постоянных комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания правомочны, если на них присутствует более половины от полного состава комиссии. Решения в комиссиях принимаются большинством голосов.

Специфической формой деятельности Парламента являются парламентские слушания, на которых проводится обсуждение вопросов, имеющих важное государственное или общественное значение.

Парламентские слушания могут проводиться раздельно в каждой из палат или совместно по предложению субъектов, обладающих правом законодательной инициативы; Совета (Президиума) палаты; постоянных комиссий; депутатских групп. Они могут заканчиваться выработкой резолюций по обсуждаемому вопросу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: