В деятельности Национального собрания Республики Беларусь выделяются следующие организационно-правовые формы:
1) сессии Палаты представителей и Совета Республики;
2) работа Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики;
3) работа постоянных комиссий палат;
4) парламентские слушания;
5) работа депутатов в избирательных округах.
Основной формой деятельности Парламента являются сессии его палат. На них обсуждаются и принимаются законы и другие решения, относящиеся к компетенции Парламента.
Палаты собираются на две очередные сессии в году. Первая сессия открывается 2 октября. Ее продолжительность не может быть более 80 дней. Вторая сессия открывается 2 апреля. Ее продолжительность не может быть более 90 дней.
В случае особой необходимости палаты Парламента созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня. Внеочередные сессии созываются указами Президента.
|
|
Заседания Палаты представителей и Совета Республики считаются правомочными при условии, что на них присутствуют не менее 2/3 от полного состава палат. Голосование депутатов является открытым. Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов.
На заседаниях палат имеют право присутствовать и выступать вне очереди Президент или его представитель, Премьер-министр, члены Правительства.
Совет Палаты представителей является постоянно действующим органом Парламента. Он состоит из председателя, заместителя председателя, председателей постоянных комиссий, а также шести депутатов, избираемых Палатой представителей (всего 19 чел.). Председатель палаты и его заместитель избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней.
Основными задачи Совета Палаты представителей являются: организация законопроектной работы; обсуждение вопросов, подлежащих включению в повестку дня сессии; организация работы постоянных комиссий, а также Секретариата и его структурных подразделений.
В верхней палате образуется Президиум, который состоит из председателя, заместителя председателя и председателей постоянных комиссий (всего 7 чел.). Он призван организовать работу Совета Республики, готовить к рассмотрению вопросы, относящиеся к его компетенции.
Для ведения законопроектной работы из числа депутатов Палаты представителей (членов Совета Республики) образуются постоянные комиссии. Перечень и состав постоянных комиссий утверждаются решением палат на основании предварительно поданных заявлений депутатов.
|
|
В состав постоянной комиссии входят председатель, заместитель председателя и члены комиссии (от 5 до 13 депутатов в зависимости от профиля комиссии).
В Палате представителей имеется 11 постоянных комиссий:
1) по законодательству и судебно-правовым вопросам;
2) по национальной безопасности;
3) по вопросам экономики;
4) по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту;
5) по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию;
6) по бюджету и финансам;
7) по аграрным вопросам;
8) по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу;
9) по труду, социальным вопросам, охране здоровья, физической культуре и спорту;
10) по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации;
11) по международным делам и связям с СНГ.
В Совете Республике образовано пять постоянных комиссий:
1) по законодательству и государственному строительству;
2) по экономике, бюджету и финансам;
3) по международным делам и национальной безопасности;
4) по региональной политике;
5) по социальным вопросам.
Заседания постоянных комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания правомочны, если на них присутствует более половины от полного состава комиссии. Решения в комиссиях принимаются большинством голосов.
Специфической формой деятельности Парламента являются парламентские слушания, на которых проводится обсуждение вопросов, имеющих важное государственное или общественное значение.
Парламентские слушания могут проводиться раздельно в каждой из палат или совместно по предложению субъектов, обладающих правом законодательной инициативы; Совета (Президиума) палаты; постоянных комиссий; депутатских групп. Они могут заканчиваться выработкой резолюций по обсуждаемому вопросу.