Все работы по плановому техническому обслуживанию и ремонту выполняются в определённой последовательности, образуя повторяющиеся циклы.
Ремонтный цикл (Цр) - это повторяющаяся совокупность различных видов планового ремонта, выполняемых в предусмотренной последовательности через установленные равные числа часов оперативного времени работы оборудования, называемые межремонтными периодами.
Ремонтный цикл завершается капитальным ремонтом.
Структура ремонтного цикла (С ц.р.) - это перечень ремонтов, входящих в его состав, расположенных в последовательности их выполнения. Например, структура ремонтного цикла, состоящего из четырёх текущих, одного среднего и одного капитального ремонта, выглядит следующим образом: КР-ТР-ТР-СР-ТР-ТР-КР
Продолжительность ремонтного цикла (Тцр) - это число часов оперативного времени работы оборудования, в течение которого все ремонты, входящие в состав цикла, простои оборудования, связанные с выполнением плановых и неплановых ремонтов и технического обслуживания, в продолжительность ремонтного цикла в часах изображается следующим образом: КР -ТР - ТР - СР - ТР -ТР - КР
Межремонтный период (Тмр) - это период оперативного времени работы оборудования между двумя, последовательно выполняемыми плановыми ремонтами.
Цикл технического обслуживания (Цо) - это повторяющаяся совокупность операций различных видов планового технического обслуживания, осуществляемых через установленные для каждого вида оборудования число часов оперативного времени работы, называемые межоперационными периодами (Тмо).
Структура цикла технического обслуживания (Сц0) - это перечень операций планового технического обслуживания с коэффициентами, показывающими число операций каждого вида в цикле. Например, операции, выполняемые ежедневно обозначают коэффициентом «Е». Виды технического обслуживания производимых не ремонтным персоналом (станочниками) в структуру цикла технического обслуживания не входят.
Продолжительность цикла технического обслуживания (Тц0) и межремонтного периода (Тмр) равны между собой, так как все операции планового технического обслуживания выполняются между двумя последовательными плановыми ремонтами.
Межоперационный период обслуживания (Тмо) - это период оперативного времени работы оборудования между двумя последовательно выполняемыми одноимёнными операциями планового технического обслуживания. Период между двумя последовательными осмотрами называется межосмотровым периодом (Т0).
Карта планового технического обслуживания - это документ, высылаемый заводом-изготовителем в составе технической документации с каждой единицей оборудования и содержащий:
- перечень всех подлежащих выполнению видов планового технического с краткой характеристикой их содержания:
- трудоёмкость выполнения каждой операции;
- состав исполнителей каждой операции.
Карта планового технического обслуживания может разрабатываться на каждую модель оборудования или на группу конструктивно близких моделей.
Структура ремонтных циклов приведены в табл. 2.1, а эмпирические формулы для определения продолжительности ремонтных циклов и межремонтных периодов - в табл. 2.2.
Таблица 2.1
Структуры ремонтного цикла
| Оборудование | Структура ремонтного цикла | Число ремонтов в цикле | Число плановых осмотров в межремонтном периоде | ||||
| Средних | Текущих | ||||||
| Вил | Класс точности | Категория (ВТ) | |||||
| Н | До 10 | КР—ТР—ТР—СР— ТР—ТР—КР или КР—ТР—ТР—ТР— ТР—КР | |||||
| - | |||||||
| Св. 10 до 100 | КР—ТР—ТР—СР— ТР—ТР—КР или КР—ТР—ТР—ТР— ТР—ТР—КР | ||||||
| - | |||||||
| Св. 100 | КР—ТР—ТР—СР— ТР—ТР—КР или КР—ТР—ТР—ТР— ТР—ТР—ТР—КР | ||||||
| - | |||||||
| П В А: С | До 10 | КР—ТР—ТР—СР— ТР—ТР-СР—ТР— ТР—КР или КР—ТР—ТР—ТР— ТР—ТР—ТР—ТР— ТР—КР | |||||
| - | |||||||
| Св.10 до 100 | КР—ТР—ТР—СР— ТР—ТР—СР—ТР— ТР—КР или КР—ТР—ТР— ТР—ТР—ТР—ТР— ТР—ТР—КР | ||||||
| - | |||||||
| Св. 100 | КР—ТР—ТР—СР— ТР—ТР— СР—ТР— ТР—КР или КР—ТР—ТР—ТР— ТР—ТР—ТР—ТР— ТР—ТР—КР | ||||||
| - |
Таблица 2.2
Эмпирические формулы для определения продолжительности ремонтных циклов и межремонтных периодов
| Оборудование | Продолжительность оперативного времени, часы, отработанные оборудованием | |||||
| Вид | Класс точности | Структура ремонтного цикла | Категория (в т) | |||
| ремонтного цикла | межремонтного периода | |||||
| Металлорежущее | Н | Трех видовая | До 10 Св. 10 до 100 Свыше 100 | Тцр= 16800∙Ком∙ ∙Кми ∙ Ктс∙ Ккс∙ Кв ∙Кд | Тмр = Тцр: 6 | |
| П | До 10 Св.10 до 100 Свыше 100 | Тмр = Тцр: 9 | ||||
| В | ||||||
| А | ||||||
| С | ||||||
| Н | Двухвидовая | До 10 Св. 10 до 100 Свыше 100 | Тмр = Тцр: 5 | |||
| Тмр = Тцр: 6 | ||||||
| Тмр = Тцр: 7 | ||||||
| П | До 10 Св. 10 до 100 Свыше 100 | Тмр = Тцр: 9 | ||||
| В | ||||||
| А | Тмр = Тцр: 9 | |||||
| С |
Эмпирические формулы продолжительности ремонтных циклов представляют произведение постоянного для каждого вида оборудования сомножителя на следующие коэффициенты, имеющие переменные значения:
Ком - коэффициент обрабатываемого материала;
Кми - коэффициент материала инструмента;
Ктс - коэффициент класса точности оборудования;
Ккс - коэффициент категории массы;
Кро - коэффициент ремонтных особенностей;
Кв - коэффициент возраста;
Кд - коэффициент долговечности.
Значение коэффициентов, входящие в эмпирические формулы для определения продолжительности ремонтных циклов и межремонтных периодов приведены в табл. 2.3.
Таблица 2.3
| Коэффициент | Определяемый параметр | Значение коэффициента |
| Ком | Обрабатываемый материал: | |
| Сталь конструкционная | 1,0 | |
| Прочие материалы | 0,75 | |
| Кми | Материал применяемого инструмента: | |
| Металл | 1,0 | |
| Абразив | 0,8 | |
| Ктс | Класс точности: | |
| Н | 1,0 | |
| П | 1,5 | |
| В, А, С. | 2,0 | |
| Ккс | Категория массы: | |
| до 10 т | 1,0 | |
| Св. 10 до 100 т | 1,35 | |
| Св. 100 т | 1,7 |
КОЭФФИЦИЕНТ Кв
| Возраст | Класс точности | Порядковый номер планируемого ремонтного цикла | Значение коэффициента |
| До 10 мм | Н, П,В.А,С. | 1-й и 2-й | 1,0 |
| Свыше 10 лет | Н | 2-й и 3-й | 0,9 |
| П, В,А,С. | 2-й и 3-й | 0,9 | |
| Н.П.В.А.С | 3-й и 4-й | 0,8 |
КОЭФФИЦИЕНТ Кд
| Год выпуска оборудования | Значение коэффициента |
| До 1984 | 0,8 |
| С 1985 по 1989 | 0,9 |
| С 2000... | 1,0 |