Показатели технической эксплуатации флота

Эффективность функционирования системы технической эксплуатации зависит от качества объектов, деятельности судовых экипажей и судоремонтных предприятий, системы управления ТЭФ по достижению требуемых целей.

Успешное функционирование системы ТЭФ складывается из ряда целей:

1) высокая техническая безопасность эксплуатации судов;

2) большая длительность эксплуатации и высокая эксплуатационная готов­ность судов к применению;

3) поддержание определенного количества судов в эксплуатации;

4) высокая экономичность технической эксплуатации.

Выполнение первой цели позволяет полностью избежать или уменьшить возможности возникновения аварий судов по техническим причинам, а также ос­лабить вредное воздействие процессов технической эксплуатации на природу. Выполнение второй цели обеспечивает возможность применения судов по назна­чению в установленные сроки и с высокой эффективностью в течение длительно­го периода времени. Третья цель гарантирует необходимый состав совокупности судов, который может быть использован по назначению. Реализация четвертой цели приводит к снижению или относительно небольшим затратам времени, а также к снижению трудовых материальных и финансовых ресурсов.

Цели системы ТЭФ, безусловно, можно было бы сформулировать и в другом виде, однако в любом предложенном перечне должны быть определены цели, от выполнения которых зависят эффективность, экономичность, длительность применения судов, безопасность мореплавания.

Количественной мерой, характеризующей выполнение целей системы, слу­жат соответствующие показатели, совокупность которых можно рассматривать как выходы системы ТЭФ. Большое влияние на эффективность функционирова­ния системы оказывает правильный выбор показателей, которые должны отвечать следующим требованиям:

- отражать цели (результат) функционирования производственной системы;

- результат функционирования данной системы, оцениваемый по своим пока­зателям, должен гарантировать оптимальное функционирование системы более высокого уровня;

- обеспечивать простоту и достоверность получения исходной информации, простоту расчета показателей.

Учитывая иерархическую структуру процесса технической эксплуатации, её связи с другими функциональными системами морского транспорта, а также тре­бования к показателям, для оценки эффективности функционирования системы ТЭФ может быть использована совокупность показателей, состоящая из групп, характеризующих техническое состояние судов, эксплуатационный период и затраты на техническую эксплуатацию судов.

Показатели технического состояния. В эту группу входят: наличие класса классификационного общества, комплексная оценка технического состояния, коэффициент технического использования построечной скорости судна, коэффициент использования работоспособности СТС.

Наличие класса означает определенную гарантию надежности судна и удостоверяет, что его техническое состояние соответствует требованиям Правил Регистра. Правовое значение наличия класса Регистра состоит в том, что в случае спора при аварии и повреждении судна или груза судовладельцу не нужно доказывать факт технической годности судна к плаванию. Класс Регистра и другие выдаваемые им документы создают законное предположение о том, что судно находилось в мореходном состоянии. Наличие класса обеспечивает судовладельцу наиболее выгодное условие страхования судна и груза.

Комплексная оценка технического состояния судов устанавливается по результатам инспекторских осмотров, проводимых специальными комиссиями судоходной компании. Комиссия детально осматривает судовые конструкции и технические средства, проверяет в действии механизмы, устройства и системы и оценивает их техническое состояние. Оценки технического состояния устанавливают по четырехбалльной системе (хорошо, удовлетворительно, ограниченно годно и неудовлетворительно) отдельно по корпусной, механической, электротехнической, электрорадионавигационным частям и для судна в целом. Согласно этой оценке показателем технического состояния группы судов судоходной компании может служить доля судов, имеющих ту или иную оценку технического состояния:

, %,

где – число судов, имеющих k -ю оценку технического состояния (хорошо, удовлетворительно и т.д.); N – общее количество судов компании, отрасли.

Коэффициент технического использования построечной скорости судна характеризует степень потери скорости по техническим причинам, к которым относят снижение пропульсивных качеств судна из-за обрастания корпуса и повышения его шероховатости, а также в результате ухудшения технического состояния винторулевого комплекса и главного двигателя:

,

где и – фактическая техническая скорость судна в грузу и балласте, уз; и – ходовое время судна соответственно в грузу и балласте, ч; и – построечные скорости в грузу и балласте, полученные в процессе сдаточных ходовых испытаний, уз.

При определении фактической технической скорости из ходового времени исключают периоды плавания судна с пониженными скоростями под влиянием факторов, не связанных с техническим состоянием судна (волнение, ветер, мелководье, течение, ледовые условия и т. п.).

Все приведенные показатели дают обобщенную оценку технического состояния судна. Для оценки технического состояния СТС может быть использован коэффициент использования работоспособности , который характеризует относительный остаточный ресурс элемента судна в рассматриваемый момент времени:

,

где – фактическое отклонение параметра, характеризующего техническое состояние элемента от его номинального значения на момент оценки технического состояния; – предельно допустимое отклонение того же параметра.

Понятие "параметр" может иметь различное физическое толкование – износы, зазоры, деформации, сопротивление изоляции и т. д. Коэффициент использования работоспособности элемента изменяется в пределах от нуля для нового объекта до единицы в момент наступления отказа. Коэффициент оценивают по всем рабочим параметрам и в качестве фактической оценки уровня ТС принимают максимальное его значение, полученное по значению параметров, характеризующих максимальное расходование ресурса. Показатель удобен для практического использования, так как позволяет определить остаточный ресурс и момент ожидаемого выхода из строя слабого элемента системы.

Показатели, характеризующие эксплуатационный период судов. На транспорте продукция создается только во время движения перевозочных средств. Часть стоянок судов, связанных с проведением грузовых операций, является элементом транспортного процесса, другая – вызвана необходимостью вывода судов из эксплуатации для поддержания и восстановления требуемого уровня их технического состояния.

Фонд годового времени для судна представляет собой сумму

, судо-сут,

где – соответственно ходовое, стояночное и ремонтное время судна; – время, включающее прочие выводы судна из эксплуатации (зимовка, отстой, фумигация).

К показателям, характеризующим эксплуатационный период судов, относят среднегодовое время нахождения судна в эксплуатации , среднегодовую продолжительность ремонтов , коэффициент технического использования , бюджет ремонтного времени . Величины и определяют за весь срок службы конкретного судна в эксплуатации до момента расчета или, по меньшей мере, за эксплуатационно-ремонтный цикл судна, а для совокупности судов (флот судоходной компании, сухогрузный, наливной и т. п.) – как средние значения по всем судам за рассматриваемый год.

Эксплуатационный период – это период времени, в течение которого судно используют по назначению:

, судо-сут.

В ремонтное время включают все выводы судна из эксплуатации для выполнения различных видов работ: ремонтно-профилактических, котло- и мотоочисток, освидетельствования, а также для подготовки судов к ремонту. Ввод и вывод судна из эксплуатации оформляют приказом по судоходной компании.

Сумма ремонтного времени и прочих выводов из эксплуатации составляет внеэксплуатационный период . Для транспортных судов . Коэффициент технического использования характеризует относительный эксплуатационный период судна или совокупности судов. Коэффициент – это доля времени нахождения судна в эксплуатации, относительно рассматриваемого календарного времени:

.

Бюджет ремонтного времени определяют для одного судна как произведение чистой грузоподъемности судна D ч на число суток в ремонте . Для совокупности судов судоходной компании

, тоннаже-сут,

где i = 1, 2,..., п – число судов данной совокупности.

Показатели, характеризующие затраты на техническую эксплуатацию. Реализация процессов ТЭ связана с затратами живого и овеществленного труда. Мера этих затрат служит критерием эффективности функционирования системы ТЭФ. К этой группе показателей относят удельную трудоемкость ТО , удельную трудоемкость ремонта , удельные затраты на ТО и ремонт , удельный расход условного топлива , удельные затраты средств на топливо и смазочные масла .

Величины и , определяют для одного судна за эксплуатационно-ремонтный цикл, а для совокупности судов – как среднеарифметическую величину за год.

Удельная трудоемкость ТО судна

, чел.-ч/(т дедвейта × год),

где – трудоемкость i -го вида ТО j -го элемента судна, чел.-ч; – число ТО данного i -го вида j -го элемента за ЭРЦ (число котлоочисток, мотоочисток, ревизий и т.п.); Dw – дедвейт судна, т; – продолжительность ЭРЦ судна, годы.

Удельная трудоемкость ремонта судна

, нормо-ч/(т дедвейта × год),

где – трудоемкость ремонта j -ro элемента судна, нормо-ч; – число ремонтов данного q -го вида j -го элемента за ЭРЦ.

Удельные затраты на ремонт

, дол./(т дедвейта × год),

где – соответственно затраты на все виды ТО и ремонта, материалы и СЗЧ за эксплуатационно-ремонтный цикл, дол.

Удельный расход условного топлива

, кг/103 тоннаже-миль,

где – фактический расход топлива в условном выражении, т; – условный объем транспортной работы, тыс. тоннаже-миль.

Удельные затраты средств на топливо и смазочные масла

, дол./103 тоннаже-миль,

где – фактический расход натурального топлива j -й марки и смазочного масла k -й марки, т; и – цена соответственно на топливо и смазочное масло, дол.

На рисунке 5 представлена диаграмма соотношения расходов на эксплуатацию судна по статьям. Как видно, прямые расходы на ТО и ремонт составляют 23%, однако с учетом косвенных расходов (часть экипажа занята ТО, техническая часть снабжения) суммарные расходы на ТО и ремонт превышают 30%.

Любой из показателей, используемых для оценки эффективности функционирования системы ТЭ судов, может выступать в виде планового или отчетного. Плановые показатели устанавливают их прогнозные значения на предстоящий период, отчетные – определяют на основании отчетных данных и используют в процессе управления для контроля технической эксплуатации. Анализ фактических показателей технической эксплуатации, сопоставление их с плановыми значениями позволяют выявлять причины отклонений и принимать на этой основе управленческие решения.

Рисунок 5 – Структура расходов транспортного судна

Вопросы для самоконтроля

1. Что является количественной мерой, характеризующей выполнение целей системой технической эксплуатации флота?

2. Перечислите требования к показателям технической эксплуатации флота.

3. Какие характеристики входят в группу показателей технического состояния флота?

4. Что характеризует коэффициент технического использования?

5. Как распределяется фонд годового времени судна?

6. Что такое эксплуатационный период?

7. Назовите составляющие внеэксплуатационного периода.

8. Как производят анализ показателей технической эксплуатации флота?

Практическое занятие №5

Организация технической эксплуатации на судах

Целью практического занятия является изучение организации технической эксплуатации на судах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: